Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.01.2015 N Ф04-14125/2014 ПО ДЕЛУ N А46-5878/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2015 г. по делу N А46-5878/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2014 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-5878/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" (644024, Омская область, г. Омск, ул. Звездова, д. 23, ИНН 5504218622, ОГРН 1105543014169) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования, и обязании принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение об отказе в размещении объекта.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "КД-Компани".
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - ООО "Транссервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент):
- - о признании бездействия департамента, выразившегося в непроведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка под строительство школы искусств имени Никаса Сафонова западнее строения, имеющего почтовый адрес: ул. Короленко, 2 примерной площадью 600 кв. м, незаконным и создающим препятствия в осуществлении охраняемых законом интересов юридического лица в предпринимательской деятельности;
- - об обязании департамента в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), осуществить выбор земельного участка под строительство школы искусств имени Никаса Сафонова западнее строения, имеющего почтовый адрес: ул. Короленко, 2 примерной площадью 600 кв. м, принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка либо решение об отказе в размещении объекта.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 189, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КД-Компани" (далее - ООО "КД-Компани").
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014, требования общества удовлетворены.
ООО "КД-Компани" обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и в удовлетворении заявленных ООО "Транссервис" требований отказать полностью.
Заявитель отмечает, что в соответствии с пунктом 6 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Омск и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, в случае строительства школы искусств осуществляется исключительно на торгах.
ООО "КД-Компани" полагает, что мотивировочная и резолютивная части обжалуемого решения содержат выводы, противоречащие установленным по делу обстоятельствам: так, с учетом анализа положений решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 суд установил, что согласно указанным нормативным актам уполномоченный орган не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта (абз. 5 стр. 7 решения). Несмотря на указанный вывод, в резолютивной части решения суд в качестве способа защиты прав ООО "Транссервис" возложило на заинтересованное лицо обязанность осуществить выбор земельного участка под строительство школы искусств и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта (абз. 9 стр. 9 решения) либо решение об отказе в размещении объекта.
Заявитель считает, что в обжалуемом решении судом не приведено мотивов, по которым возложение на заинтересованное лицо обязанности по принятию по результатам выбора решения о предварительном согласовании места размещения объекта соответствовало бы закону.
ООО "КД-Компани" указывает, что отклоняя апелляционные жалобы департамента и ООО "КД-Компани", суд апелляционный инстанции установил, что "выбор земельного участка по заявлению ООО "Транссервис" от 18.04.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган". Таким образом, предельной календарной датой, не позднее которой ООО "Транссервис" должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов, является 18.10.2013. Мотивированных доводов либо доказательств обратного заявителем в дело не представлено.
По мнению заявителя, трехмесячный срок на судебную защиту нарушенных прав, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ начался для ООО "Транссервис" с 19.10.2013 и истек 19.01.2014. ООО "Транссервис" направило заявление в Арбитражный суд Омской области 29.04.2014, то есть за пределами указанного срока.
ООО "КД-Компани" полагает, что поскольку предметом заявленного требования является признание незаконным бездействия органа местного самоуправления, постольку установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок надлежит исчислять с того момента, когда ООО "Транссервис" стало известно о наличии у заявителя соответствующего права на обращение в суд.
Заявитель указывает, что апелляционный суд отметил: "Доказательств того, что заявителю стало известно о нарушении его прав ранее, лицами, участвующими в деле, не представлены", между тем, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, судом не отражено в судебных актах какими доказательствами подтверждается факт осведомленности заявителя о нарушении его прав в марте 2014 года. При этом установить из судебных актов какую же календарную дату суды имели в виду (1 марта или 31 марта 2014 года, или иной день этого месяца), не представляется возможным.
ООО "КД-Компани" полагает, что после вступления в законную силу решений NN 131, 183 и 655 Омского городского Совета основания для вынесения решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, отсутствуют.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 18.04.2013 ООО "Транссервис" обратилось в департамент с заявлением (вх. 2429) о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка под строительство школы искусств имени Никаса Сафонова западнее строения, имеющего почтовый адрес: ул. Короленко, 2 примерной площадью 600 кв. м.
Департамент 04.06.2013 известил ООО "Транссервис" о том, что указанный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска и в настоящий момент обеспечивается выбор земельного участка.
ООО "Транссервис" в марте 2014 года стало известно о том, что работы по выбору земельного участка не ведутся.
Считая, что бездействие заинтересованного лица является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 ЗК РФ.
В соответствии с указанной нормой права лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Более того, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Решение N 131) со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно пункту 6 статьи 2 Решения N 131 многопрофильные объекты дополнительного образования, школы искусств, музыкальные школы, художественные школы, хореографические школы, театральные школы, церковно-приходские школы включены в перечень объектов, в случае строительства которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пункту 34 статьи 2 Решения N 131 вступившего в законную силу 29.06.2013 предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, школы искусств.
Согласно статье 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
В рассматриваемом случае, с заявлением о выборе спорного земельного участка ООО "Транссервис" обратилось 18.04.2013.
То есть на момент принятия департаментом соответствующего решения по истечении установленного шестимесячного срока (18.10.2013) предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка, по мнению Департамента, могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Однако согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Так, в Решении N 131 не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
С соответствующим заявлением общество обратилось к департаменту до вступления в законную силу Решения N 131.
Отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка.
Соблюдая разумные сроки, департамент должен был принять соответствующее решение 18.10.2013, то есть до вступления в силу Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что департамент должен был проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства и обеспечить выбор земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта по заявлению ООО "Транссервис", учитывая, что выбор земельного участка по заявлению ООО "Транссервис" от 18.04.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган и поскольку в указанный срок выбор земельного участка не был обеспечен уполномоченным органом, бездействие, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка под строительство школы искусств имени Никаса Сафонова, на основании заявления от 18.04.2013, суд первой инстанции правильно признал незаконным и правомерно в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя обязал департамент обеспечить выбор земельного участка на основании заявления ООО "Транссервис" от 18.04.2013 для принятия решения, предусмотренного пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу N А46-5878/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)