Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2015
Полный текст постановления изготовлен 25.02.2015
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Чучуновой Н.С., Русаковой О.И.,
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общество "Союз-Химки" - Грдзелидзе М.Г. - доверен. от 05.12.2014 г.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Горелова И.А. - доверен. от 31.12.2014 г.
от Администрация городского округа Химки Московской области - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 17.02.2015
кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 30.07.2014
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление от 27.10.2014
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
по делу N А41-31489/14 по иску Закрытого акционерного общество "Союз-Химки"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области
о признании незаконным отказа управления в государственной регистрации договора от 24.05.2012 N ЮА-165 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8 и обязании управления зарегистрировать данный договор
установил:
Закрытое акционерное общество "Союз-Химки" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями о признании незаконным отказа управления в государственной регистрации договора от 24.05.2012 N ЮА-165 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8; обязании управления зарегистрировать данный договор.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация городского округа Химки Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 по делу N А41-31489/14 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А41-31489/14 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований к Управлению.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение норм права, договор аренды земельного участка от 01.12.2003 N 311 и распоряжение от 04.03.2003 N 208р не имеют отношения к спорному земельному участку (с кадастровым номером 50:10:0010203:37, общей площадью 4100 кв. м), так как составлены в отношении другого земельного участка (с кадастровым номером 50:10:010203:0025, общей площадью 5000 кв. м), поэтому не могут служить основанием для проведения государственной регистрации, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов после 01.10.2005 (даты вступления в силу статьи 30.1 ЗК РФ), вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель подтвердил доводы, изложенные в жалобе, просил решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А41-31489/14 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований к Управлению.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного разбирательства не явилось. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемых судебных актов и отказе в удовлетворении исковых требований, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 27.06.2002 N 649-р на истца возложены функции генерального заказчика по корректировке "Проекта детальной планировки".
Между администрацией и истцом заключен договор от 27.11.2002 N 175.
Предметом вышеуказанного договора является реализация проекта на корректировку ПДП 10 квартала, проектирование и строительство одного разноэтажного жилого дома на земельном участке по адресу: г. Химки, пересечение ул. Энгельса и ул. Советской Армии, ориентировочной площадью 6 500 кв. м. Примерные границы земельного отвода под строительство жилого дома указаны на плане, прилагаемом к договору и являющемся неотъемлемой частью договора (1.2.3 договора).
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 04.03.2003 N 208р во исполнение пункта 5.1.1 вышеуказанного договора обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,5 га, земли поселений, в г. Химки, 10 квартал, ул. Энгельса, для проектирования, строительства и эксплуатации жилого дома. На истца возложена обязанность по расселению и сносу объектов капитального строительства, расположенных по адресам N 4, 4а по ул. Советской Армии, и N 29, 29а, 31/8, предоставление площадей или компенсация собственникам помещений в домах 21/1, 27 по ул. Энгельса, г. Химки Московской области.
На основании вышеуказанного распоряжения между администрацией и обществом заключен договор аренды от 01.12.2003 N 311 земельного участка с кадастровым номером 50:10:010203:0025 площадью 0,5 га, из земель поселений, в г. Химки, 10 квартал, ул. Энгельса, для проектирования, строительства и эксплуатации жилого дома. Договор прошел государственную регистрацию.
На основании разрешения на строительство от 25.03.2005 N 93-р обществу разрешено строительство многоэтажного жилого дома с офисными помещениями и двухуровневой стоянкой (корп. 8) по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, улица Энгельса. Обществу указано на необходимость оформления договора на аренду дополнительного земельного участка площадью 0,41 га до начала строительства 3 очереди.
На основании распоряжения Главы Химкинского района Московской области от 17.08.2005 N 1017-р согласовано место размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке ориентировочной площадью 0,41 га, расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8, утвержден проект границ и акт выбора указанного земельного участка, предполагаемого к предоставлению в аренду для строительства многоэтажного жилого дома, категория земель - земли поселений.
Обществу на основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 04.10.2007 N 1525 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:10:010203:0037, площадью 4 100 кв. м, расположенный в муниципальном образовании городской округ Химки по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства многоэтажного жилого дома.
Во исполнение вышеуказанного постановления между администрацией и обществом заключен договор от 24.05.2012 N ЮА-165 аренды земельного участка общей площадью 4100 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:10:0010203:37 в границах, указанных в кадастровом паспорте этого земельного участка, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8, для использования в целях строительства многоэтажного жилого дома, и подписан акт приема-передачи.
20.03.2014 истец обратился в управление с заявлением о государственной регистрации названного договора аренды, однако, 03.04.2014 управление известило общество о приостановлении государственной регистрации договора аренды, а 08.05.2014 отказало в регистрации.
При этом, отказывая в государственной регистрации вышеуказанного договора, управление указало, что спорный земельный участок предоставлен обществу для строительства многоэтажного жилого дома на основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 04.07.2007 N 1525. Данное постановление в нарушение пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принято после 01.03.2007. Распоряжение Главы Химкинского района Московской области от 17.08.2005 N 1017-р о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома принято ранее трех лет до предоставления земельного участка на основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 04.07.2007 N 1525.
Полагая вышеуказанный отказ регистрирующего органа незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последний обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество и администрация при заключении договора аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010203:37 площадью 4 100 кв. м не нарушили положения, предусмотренные пунктом 15 статьи 3 Вводного закона (до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью).
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Кассационная коллегия не может согласится выводами судов первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона о регистрации к компетенции Управления относится проведение правовой экспертизы документов, предоставленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).
На основании ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
20.03.2014 (вх. N 50-50-10/028/2014-174) общество обратилось в Управление за государственной регистрацией договора аренды спорного земельного участка.
08.05.2014 заявителю отказано в государственной регистрации на основании абзацев 4, 10, 14 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, а именно в связи с тем, что на государственную регистрацию представлены документы по форме или содержанию не соответствующие требованиям действующего законодательства (абз. 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10); в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.08.2013, оставленным в силе постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.2014 по делу N А41-15786/13, отказано в удовлетворении требований Закрытое акционерное общество "Союз-Химки" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене отказа в регистрации договора аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 земельного участка, расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, к. 8, обязании зарегистрировать договор аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 спорного земельного участка.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс был дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно упомянутым статьям продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для указанных целей осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения таких аукционов регламентирован введенными в Земельный кодекс названным Федеральным законом статьями 38.1 и 38.2.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным этим лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления до 30.12.2004.
Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов после 01.10.2005 (даты вступления в силу статьи 30.1 Земельного кодекса) возможно до 01.03.2007, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.10.2005 либо до 30.12.2007 при наличии соглашения, заключенного до 30.12.2004.
Спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду для строительства многоэтажного жилого дома на основании постановления Главы городского округа от 04.10.2007 N 1525. Распоряжение от 17.08.2005 N 1017-р о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома принято ранее трех лет до предоставления земельного участка на основании постановления от 04.10.2007.
На основании изложенного, оспариваемый отказ соответствует земельному законодательству, вынесен компетентным органом в пределах предоставленных ему законом полномочий, не нарушает законные права и интересы заявителя применительно к части 4 статьи 200 АПК РФ, статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А41-31489/14 и отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А41-31489/14 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Председательствующий судья
Н.Ю.ДУНАЕВА
Судьи
О.И.РУСАКОВА
Н.С.ЧУЧУНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 25.02.2015 N Ф05-553/2015 ПО ДЕЛУ N А41-31489/14
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А41-31489/14
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2015
Полный текст постановления изготовлен 25.02.2015
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Чучуновой Н.С., Русаковой О.И.,
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общество "Союз-Химки" - Грдзелидзе М.Г. - доверен. от 05.12.2014 г.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Горелова И.А. - доверен. от 31.12.2014 г.
от Администрация городского округа Химки Московской области - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 17.02.2015
кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 30.07.2014
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление от 27.10.2014
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
по делу N А41-31489/14 по иску Закрытого акционерного общество "Союз-Химки"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области
о признании незаконным отказа управления в государственной регистрации договора от 24.05.2012 N ЮА-165 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8 и обязании управления зарегистрировать данный договор
установил:
Закрытое акционерное общество "Союз-Химки" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями о признании незаконным отказа управления в государственной регистрации договора от 24.05.2012 N ЮА-165 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8; обязании управления зарегистрировать данный договор.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация городского округа Химки Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 по делу N А41-31489/14 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А41-31489/14 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований к Управлению.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение норм права, договор аренды земельного участка от 01.12.2003 N 311 и распоряжение от 04.03.2003 N 208р не имеют отношения к спорному земельному участку (с кадастровым номером 50:10:0010203:37, общей площадью 4100 кв. м), так как составлены в отношении другого земельного участка (с кадастровым номером 50:10:010203:0025, общей площадью 5000 кв. м), поэтому не могут служить основанием для проведения государственной регистрации, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов после 01.10.2005 (даты вступления в силу статьи 30.1 ЗК РФ), вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель подтвердил доводы, изложенные в жалобе, просил решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А41-31489/14 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований к Управлению.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного разбирательства не явилось. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемых судебных актов и отказе в удовлетворении исковых требований, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 27.06.2002 N 649-р на истца возложены функции генерального заказчика по корректировке "Проекта детальной планировки".
Между администрацией и истцом заключен договор от 27.11.2002 N 175.
Предметом вышеуказанного договора является реализация проекта на корректировку ПДП 10 квартала, проектирование и строительство одного разноэтажного жилого дома на земельном участке по адресу: г. Химки, пересечение ул. Энгельса и ул. Советской Армии, ориентировочной площадью 6 500 кв. м. Примерные границы земельного отвода под строительство жилого дома указаны на плане, прилагаемом к договору и являющемся неотъемлемой частью договора (1.2.3 договора).
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 04.03.2003 N 208р во исполнение пункта 5.1.1 вышеуказанного договора обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,5 га, земли поселений, в г. Химки, 10 квартал, ул. Энгельса, для проектирования, строительства и эксплуатации жилого дома. На истца возложена обязанность по расселению и сносу объектов капитального строительства, расположенных по адресам N 4, 4а по ул. Советской Армии, и N 29, 29а, 31/8, предоставление площадей или компенсация собственникам помещений в домах 21/1, 27 по ул. Энгельса, г. Химки Московской области.
На основании вышеуказанного распоряжения между администрацией и обществом заключен договор аренды от 01.12.2003 N 311 земельного участка с кадастровым номером 50:10:010203:0025 площадью 0,5 га, из земель поселений, в г. Химки, 10 квартал, ул. Энгельса, для проектирования, строительства и эксплуатации жилого дома. Договор прошел государственную регистрацию.
На основании разрешения на строительство от 25.03.2005 N 93-р обществу разрешено строительство многоэтажного жилого дома с офисными помещениями и двухуровневой стоянкой (корп. 8) по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, улица Энгельса. Обществу указано на необходимость оформления договора на аренду дополнительного земельного участка площадью 0,41 га до начала строительства 3 очереди.
На основании распоряжения Главы Химкинского района Московской области от 17.08.2005 N 1017-р согласовано место размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке ориентировочной площадью 0,41 га, расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8, утвержден проект границ и акт выбора указанного земельного участка, предполагаемого к предоставлению в аренду для строительства многоэтажного жилого дома, категория земель - земли поселений.
Обществу на основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 04.10.2007 N 1525 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:10:010203:0037, площадью 4 100 кв. м, расположенный в муниципальном образовании городской округ Химки по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства многоэтажного жилого дома.
Во исполнение вышеуказанного постановления между администрацией и обществом заключен договор от 24.05.2012 N ЮА-165 аренды земельного участка общей площадью 4100 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:10:0010203:37 в границах, указанных в кадастровом паспорте этого земельного участка, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8, для использования в целях строительства многоэтажного жилого дома, и подписан акт приема-передачи.
20.03.2014 истец обратился в управление с заявлением о государственной регистрации названного договора аренды, однако, 03.04.2014 управление известило общество о приостановлении государственной регистрации договора аренды, а 08.05.2014 отказало в регистрации.
При этом, отказывая в государственной регистрации вышеуказанного договора, управление указало, что спорный земельный участок предоставлен обществу для строительства многоэтажного жилого дома на основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 04.07.2007 N 1525. Данное постановление в нарушение пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принято после 01.03.2007. Распоряжение Главы Химкинского района Московской области от 17.08.2005 N 1017-р о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома принято ранее трех лет до предоставления земельного участка на основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 04.07.2007 N 1525.
Полагая вышеуказанный отказ регистрирующего органа незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последний обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество и администрация при заключении договора аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010203:37 площадью 4 100 кв. м не нарушили положения, предусмотренные пунктом 15 статьи 3 Вводного закона (до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью).
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Кассационная коллегия не может согласится выводами судов первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона о регистрации к компетенции Управления относится проведение правовой экспертизы документов, предоставленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).
На основании ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
20.03.2014 (вх. N 50-50-10/028/2014-174) общество обратилось в Управление за государственной регистрацией договора аренды спорного земельного участка.
08.05.2014 заявителю отказано в государственной регистрации на основании абзацев 4, 10, 14 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, а именно в связи с тем, что на государственную регистрацию представлены документы по форме или содержанию не соответствующие требованиям действующего законодательства (абз. 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10); в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.08.2013, оставленным в силе постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.2014 по делу N А41-15786/13, отказано в удовлетворении требований Закрытое акционерное общество "Союз-Химки" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене отказа в регистрации договора аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 земельного участка, расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, к. 8, обязании зарегистрировать договор аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 спорного земельного участка.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс был дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно упомянутым статьям продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для указанных целей осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения таких аукционов регламентирован введенными в Земельный кодекс названным Федеральным законом статьями 38.1 и 38.2.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным этим лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления до 30.12.2004.
Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов после 01.10.2005 (даты вступления в силу статьи 30.1 Земельного кодекса) возможно до 01.03.2007, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.10.2005 либо до 30.12.2007 при наличии соглашения, заключенного до 30.12.2004.
Спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду для строительства многоэтажного жилого дома на основании постановления Главы городского округа от 04.10.2007 N 1525. Распоряжение от 17.08.2005 N 1017-р о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома принято ранее трех лет до предоставления земельного участка на основании постановления от 04.10.2007.
На основании изложенного, оспариваемый отказ соответствует земельному законодательству, вынесен компетентным органом в пределах предоставленных ему законом полномочий, не нарушает законные права и интересы заявителя применительно к части 4 статьи 200 АПК РФ, статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А41-31489/14 и отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А41-31489/14 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Председательствующий судья
Н.Ю.ДУНАЕВА
Судьи
О.И.РУСАКОВА
Н.С.ЧУЧУНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)