Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Левошко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Банщиковым С.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края Крицкой И.П. и при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Базуевой А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя администрации Емельяновского района Красноярского края Старшевой Ирины Сергеевны (доверенность от 03.02.2014),
при участии в судебном заседании в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Агродеталь" - Головина Николая Николаевича (доверенность от 10.09.2013), от администрации города Красноярска - Санниковой Алины Юрьевны (доверенность от 07.03.2014), от департамента градостроительства администрации города Красноярска - Копейкина Дмитрия Викторовича (доверенность от 22.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агродеталь" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года по делу N А33-13306/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ермакова И.И.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агродеталь" (ОГРН: 1022402295640; место нахождения: город Красноярск; далее также - ООО "Агродеталь", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ОГРН: 1082468060476; место нахождения: город Красноярск; далее также - департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции, изложенного в письме департамента градостроительства администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 4710-дг "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства"; обязании департамента градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения путем выдачи распоряжения о предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года заявленные требования удовлетворены, решение об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции, изложенное в письме департамента градостроительства администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 4710-дг "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства", признано незаконным.
Суд первой инстанции обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения путем выдачи распоряжения о предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2014 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года по настоящему делу отменено, заявление ООО "Агродеталь" удовлетворено, решение об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции, изложенное в письме департамента градостроительства администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 4710-дг "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства", признано незаконным.
Суд апелляционной инстанции обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления от 18.04.2013 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции.
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований к администрации города Красноярска отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Агродеталь" к администрации города Красноярска, обязании администрации города Красноярска выдать распоряжения о предоставлении ООО "Агродеталь" для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом при принятии обжалуемого судебного акта неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу администрация города Красноярска указывает на несостоятельность доводов, изложенных в ней, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу, представитель департамента возражал против доводов кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как подтверждается материалами дела, распоряжением администрации города Красноярска от 11.03.2012 N 465-ж обществу с ограниченной ответственностью "Агродеталь" предварительно согласовано место размещения автозаправочной станции на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2061 кв. м, в том числе 1292 кв. м - охранная зона инженерных сетей, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, утвержден акт о выборе названного земельного участка.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 15.02.2013 N 24/13-52241 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400415:67 имеет местоположение: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, поставлен на государственный кадастровый учет 26.03.2012.
18.04.2012 заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, в аренду сроком на пять лет для строительства автозаправочной станции.
Департамент письмом от 28.05.2013 N 4710-дг "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства" отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400415:67 расположен в границах существующей автодороги, а также на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости (инженерные сети).
Общество, посчитав указанное решение департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании решения незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что департаментом не представлены в материалы дела доказательства того, что спорный земельный участок расположен в границах автомобильной дороги.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что указанная заявителем восстановительная мера не может быть применена судом.
Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Пунктами 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанная заявителем восстановительная мера в виде обязания выдачи распоряжения о предоставлении для строительства земельного участка не может быть применена судом.
Такой вывод сделан на основании того обстоятельства, что часть спорного земельного участка находится за границей красных линий, которая утверждена в составе проекта планировки и межевания жилого района "5-й микрорайон жилого района Слобода весны", что, помимо прочего, не отражено в оспариваемом письме департамента от 28.05.2013 N 4710-дг.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции обоснованно избрана восстановительная мера в виде обязания департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 18.04.2013 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года по делу N А33-13306/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2014 ПО ДЕЛУ N А33-13306/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. по делу N А33-13306/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Левошко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Банщиковым С.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края Крицкой И.П. и при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Базуевой А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя администрации Емельяновского района Красноярского края Старшевой Ирины Сергеевны (доверенность от 03.02.2014),
при участии в судебном заседании в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Агродеталь" - Головина Николая Николаевича (доверенность от 10.09.2013), от администрации города Красноярска - Санниковой Алины Юрьевны (доверенность от 07.03.2014), от департамента градостроительства администрации города Красноярска - Копейкина Дмитрия Викторовича (доверенность от 22.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агродеталь" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года по делу N А33-13306/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ермакова И.И.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агродеталь" (ОГРН: 1022402295640; место нахождения: город Красноярск; далее также - ООО "Агродеталь", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ОГРН: 1082468060476; место нахождения: город Красноярск; далее также - департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции, изложенного в письме департамента градостроительства администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 4710-дг "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства"; обязании департамента градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения путем выдачи распоряжения о предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года заявленные требования удовлетворены, решение об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции, изложенное в письме департамента градостроительства администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 4710-дг "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства", признано незаконным.
Суд первой инстанции обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения путем выдачи распоряжения о предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2014 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года по настоящему делу отменено, заявление ООО "Агродеталь" удовлетворено, решение об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции, изложенное в письме департамента градостроительства администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 4710-дг "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства", признано незаконным.
Суд апелляционной инстанции обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления от 18.04.2013 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции.
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований к администрации города Красноярска отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Агродеталь" к администрации города Красноярска, обязании администрации города Красноярска выдать распоряжения о предоставлении ООО "Агродеталь" для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом при принятии обжалуемого судебного акта неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу администрация города Красноярска указывает на несостоятельность доводов, изложенных в ней, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу, представитель департамента возражал против доводов кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как подтверждается материалами дела, распоряжением администрации города Красноярска от 11.03.2012 N 465-ж обществу с ограниченной ответственностью "Агродеталь" предварительно согласовано место размещения автозаправочной станции на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2061 кв. м, в том числе 1292 кв. м - охранная зона инженерных сетей, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, утвержден акт о выборе названного земельного участка.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 15.02.2013 N 24/13-52241 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400415:67 имеет местоположение: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, поставлен на государственный кадастровый учет 26.03.2012.
18.04.2012 заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 мая, 185, в аренду сроком на пять лет для строительства автозаправочной станции.
Департамент письмом от 28.05.2013 N 4710-дг "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства" отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400415:67 расположен в границах существующей автодороги, а также на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости (инженерные сети).
Общество, посчитав указанное решение департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании решения незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что департаментом не представлены в материалы дела доказательства того, что спорный земельный участок расположен в границах автомобильной дороги.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что указанная заявителем восстановительная мера не может быть применена судом.
Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Пунктами 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанная заявителем восстановительная мера в виде обязания выдачи распоряжения о предоставлении для строительства земельного участка не может быть применена судом.
Такой вывод сделан на основании того обстоятельства, что часть спорного земельного участка находится за границей красных линий, которая утверждена в составе проекта планировки и межевания жилого района "5-й микрорайон жилого района Слобода весны", что, помимо прочего, не отражено в оспариваемом письме департамента от 28.05.2013 N 4710-дг.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции обоснованно избрана восстановительная мера в виде обязания департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 18.04.2013 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400415:67, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 185, для строительства автозаправочной станции.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года по делу N А33-13306/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)