Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8569/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2014 по делу N А70-2243/2014 (судья Минеев О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
о признании недействительным отказа Крицкому А.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, площадью 2100,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, для целей не связанных со строительством, изложенный в письме департамента имущественных отношений Тюменской области от 04.03.2014 N 140304030/10-2; незаконным бездействия при рассмотрении заявления Крицкого А.В. от 05.02.2014 N 04, заключающегося в не принятии решения о предоставлении земельного участка; не направлении копии такого решения заявителю в двухнедельный срок с момента принятия решения с приложением копии кадастрового паспорта; не заключении договора купли продажи земельного участка в недельный срок с момента принятия решения и обязании восстановить нарушенные права,
3-е лицо: Закрытое акционерное общество "АС'C",
при участии в судебном заседании представителей:
- индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович - не явился, извещен;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, извещен;
- от закрытого акционерного общества "АС'C" - представитель не явился, извещено,
установил:
- индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - ИП Крицкий А.В., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с требованиями к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительным отказа Крицкому А.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, площадью 2100,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, для целей не связанных со строительством, изложенный в письме департамента имущественных отношений Тюменской области от 04.03.2014 N 140304030/10-2;
- о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области при рассмотрении заявления Крицкого А.В. от 05.02.2014 N 04 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, площадью 2100 кв. м для целей не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для оказания платных услуг по хранению легкового автотранспорта), заключающееся: в не принятии решения о предоставлении земельного участка; в не направлении копии такого решения заявителю в двухнедельный срок с момента принятия решения с приложением копии кадастрового паспорта; в не заключении договора купли-продажи земельного участка в недельный срок с момента принятия решения и об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области:
- -принять решение о предоставлении в собственность Крицкому Александру Владимировичу земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, площадью 2100,6 кв. м для целей не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе);
- - в двухнедельный срок, со дня принятия судебного акта арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения настоящего дела, вручить лично Крицкому Александру Владимировичу копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка и проекта договора купли-продажи земельного участка;
- - в трехнедельный срок со дня принятия судебного акта арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения настоящего дела, заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Холодильная, 67 площадью 2100,6 кв. м с Крицким Александром Владимировичем.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле судом первой инстанции привлечено закрытое акционерное общество "АС'C" (далее - ЗАО "АС'C").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2014 по делу N А70-2243/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что статья 34 ЗК РФ не предусматривает возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Также суд указал, что земельным участком, сформированным до обращения заинтересованного лица о предоставлении его в собственность, Департамент вправе распоряжаться по правилам, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ, только по результатам проведения процедуры торгов.
Кроме того, суд сослался на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.04.2014 по делу N А70-145/2014, в соответствии с которым подтверждается наличие прав третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Крицкий А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что статья 34 ЗК РФ не содержит прямого запрета или ограничения по предоставлению сформированных земельных участков для целей не связанных со строительством. При этом разделом 10 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-П, установлена возможность и определен порядок предоставления прошедших государственный кадастровый учет земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Также ссылается на то, что соглашение между Департаментом и ЗАО "АС'C" на спорный земельный участок заключено после отказа предпринимателю в предоставлении этого земельного участка, в связи с чем не могло быть основанием для отказа.
От Департамента имущественных отношений Тюменской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного заседания.
От ЗАО "АС'C" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Крицкий А.В. 05.02.2014 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, площадью 2100 кв. м для целей не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для оказания платных услуг по хранению легкового автотранспорта).
Письмом Департамента от 04.03.2014 N 140304030/10-2 Крицкому А.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 в связи с отсутствием предусмотренной ЗК РФ возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на основании соответствующего заявления.
Полагая, что оспариваемый отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Крицкий А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.
19.06.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В статье 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Как следует из пункта 2 статьи 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 29 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Из буквального толкования статьи 34 ЗК РФ следует, что порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, установлен законодателем для не сформированных земельных участков.
По убеждению апелляционного суда статья 34 ЗК РФ не предусматривает возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на основании заявления соответствующего гражданина.
Как следует из материалов дела, земельный участок, который просил предоставить ИП Крицкий А.В. в собственность под размещение автостоянки, является сформированным, его границы определены, ему присвоен кадастровый номер 72:23:0218005:139.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Учитывая изложенное, Департамент имущественных отношений Тюменской области правомерно отказал предпринимателю в предоставлении в собственность под автостоянку уже сформированный земельный участок.
В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-П (далее - Положение N 144-П), которым установлена возможность и определен порядок предоставления прошедших государственный кадастровый учет земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Ссылка предпринимателя на раздел 9 Положения N 144-П апелляционным судом отклоняется, поскольку указанным разделом установлен порядок принятия решений о предоставлении земельных участков на которых расположены здания, строения, сооружения.
На истребуемом земельном участке строений не расположено, следовательно, положения раздела 9 в рассматриваемом случае не применимы.
Что касается раздела 10 Положения N 144-П, устанавливающего порядок принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Как указано в пункте 10.1 Положения N 144-П, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Департамент заявление о предоставлении земельного участка, составленное на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии с пунктом 10.2 указанного Положения, в заявлении юридического лица должны быть указаны:
- наименование заявителя и место его нахождения;
- фамилия, имя, отчество представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
- кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет);
- описание предполагаемого местоположения границ испрашиваемого земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет).
Действительно, в пункте 10.2 (абзацы 3, 4) Положения имеется ссылка на предоставление кадастрового паспорта и других документов, в случае если земельный участок сформирован.
Однако, в силу пункта 1 статьи 2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
Как следует из пункта 4 статьи 2 ЗК РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Из указанной нормы следует, что правовое регулирование порядка предоставления земельных участков осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты не противоречащие нормам, указанным в ЗК РФ и федеральных законах субъектов Российской Федерации.
Поскольку пункт 10.2 Положения N 144-П (в абзаце 3 и 4) противоречит статье 34 ЗК РФ, то не может быть принят апелляционным судом во внимание.
Довод подателя жалобы о том, что статья 34 ЗК РФ не содержит прямого запрета или ограничения по предоставлению сформированного земельного участка апелляционным судом отклоняется, поскольку указанная статья прямо предусматривает порядок предоставления лицам, не сформированных земельных участков. Ссылки на предоставление лицу сформированного земельного участка для целей, не связанных со строительством, указанная норма права не содержит.
Как указано ранее земельный участок является сформированным, имеет кадастровый номер 72:23:0218005:139.
Согласно пункту 1 статьи 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с указанной нормой права приобретение в собственность ранее сформированного земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством, должно осуществляться только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Кроме того, на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов (далее - земли промышленности); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 - для строительства офисного здания и многоэтажного жилого дома.
Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку земельный участок имеет вид разрешенного использования - для строительства офисного здания и многоэтажного жилого дома, то предоставление такого земельного участка в собственность под автостоянку, без изменения вида разрешенного использования, противоречит требованиям действующего законодательства.
При этом доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 в материалах дела не имеется.
Апелляционный суд также принимает во внимание решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.04.2014 по делу N А70-145/2014, которым признан незаконным отказ Департамента в продлении договора аренды от 28.02.2007 N 23-20/1117 с ЗАО "АС'С". Указанным решением суд обязал Департамент подготовить и направить в адрес ЗАО "АС'С" соглашение о продлении договора аренды от 28.02.2007 N 23-120/1117 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 на срок по 27.01.2017.
Из указанного судебного акта следует, что на основании распоряжения Департамента от 28.02.2007 N 507/14-3 между ЗАО "АС'С" и Департаментом были заключены договоры аренды земельных участков от 28.02.2007 N 23-20/1117 и N 23-20/1122. Участки предоставлены в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Договоры зарегистрированы Управлением Росреестра по Тюменской области в едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре произведены записи от 24.07.2007 за N 72-72-01/134/2007-342 и N 72-72-01/126/2007-407 Дополнительными соглашениями от 14.01.2010 и от 06.12.2010 к договору NN 23-20/1122, а также от 14.01.2010 и от 29.11.2010 к договору N 23-20/1117 действие договоров было продлено до 27.01.2014. Соглашения также прошли государственную регистрацию.
13.11.2013 ЗАО "АС'С" обратилось в Департамент с заявлениями о продлении срока действия договоров для завершения строительства. Департаментом были подготовлены ответы заявителю исх. N 1301227008/141 и N 1301227007/141 от 27.12.2013 в виде Уведомления об отказе в продлении срока действия Договоров в связи с неиспользованием земельных участков, предоставленных для целей строительства.
Из указанного судебного акта, оставленного без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 следует, что в течение 2012 и 2013 годов возможность использовать предоставленные земельные участки для строительства у ЗАО "АС'С" отсутствовала по независящим от него и непреодолимым в указанное время причинам, что делает невозможным принятие арендодателем решения о прекращении аренды по основаниям, предусмотренным статьями 45 и 46 Земельного кодекса РФ.
В то же время заявителем (ЗАО "АС'С") проведена значительная работа и понесены затраты по освобождению земельных участков и подготовке требуемой юридической, технической и строительной документации, осуществление которой является необходимым подготовительным этапом до начала непосредственного строительства объекта.
Исходя из изложенного и положений статей 35 и 46 ЗК РФ заявитель вправе претендовать на продление аренды земельных участков на двухлетний срок, в течение которых он был лишен возможности использования земельных участков по назначению.
Суд сделал вывод, что если прибавить время, уже прошедшее после окончания 27.01.2014 срока действия договоров аренды и время, которое понадобится для рассмотрения настоящего спора в вышестоящих судебных инстанциях, то требование заявителя о продлении договоров аренды на трехлетний срок до 28.01.2017 является правомерным.
Следовательно, учитывая вступившие в законную силу судебные акты, суд апелляционной инстанции в рамках рассматриваемого дела, считает необходимым отметить, что в феврале 2014 года на испрашиваемый земельный участок было 2 претендента - ИП Крицкий А.В. и ЗАО "АС'С".
При этом решение об отказе в продлении срока аренды от 27.12.2013 признано судом незаконным.
Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.06.2010 по делу N А76-4758/2009, в силу отсутствия законодательно урегулированных принципов отбора нескольких претендентов, переход из процедуры выбора земельного участка уполномоченным органом по собственной инициативе к процедуре предоставления без выбора является единственно возможным.
Проведение торгов соответствует принципу сочетания интересов лиц, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов, целью которых является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Из указанного следует, что наличие двух заявок на один и тот же земельный участок также порождает необходимость проведения торгов.
Кроме того, судом первой инстанции правильно установлено, что 04.04.2014 Департаментом подготовлено соглашение о продлении с ЗАО "АС'С" и внесении изменений в договор аренды от 28.02.2007 N 23-20/1117 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, которое подписано сторонами, поставлено на учет в Департаменте имущественных отношений Тюменской области и 12.05.2014 зарегистрировано в Управлении Росреестра по Тюменской области.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, имелись документы, подтверждающие наличие прав третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок.
Предприниматель ссылается на то, что соглашение между Департаментом и ЗАО "АС'C" на спорный земельный участок заключено после отказа предпринимателю в предоставлении этого земельного участка, в связи с чем не могло быть основанием для отказа.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд исходит из того, что в феврале 2014 года имелось два претендента на земельный участок, в связи с получением ЗАО "АС'C" от Департамента отказа в продлении срока действия договора аренды, у последнего возникла необходимость в обжаловании такого отказа, который в последствии признан судебными инстанциями незаконным и отменен.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 8 статьи 201 ПК РФ, со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Таким образом, претендентом на земельный участок ЗАО "АС'C" было как в ноябре 2013 года, так и в феврале 2014 года, а не с момента вступления в законную силу судебных актов о признании незаконным отказа Департамента и не с момента заключения соглашения между Департаментом и ЗАО "АС'C". Именно незаконный отказ Департамента привел к нарушению прав ЗАО "АС'C" и восстановлению таких прав только после судебного обжалования.
Учитывая отсутствие оснований для признания недействительным отказа Департамента в предоставлении Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, у Департамента отсутствовала обязанность по осуществлению мероприятий, предусмотренных статьей 34 ЗК РФ, в том числе по принятию решения о предоставлении земельного участка, направлению копии такого решения заявителю в двухнедельный срок с момента принятия решения с приложением копии кадастрового паспорта и заключению договора купли продажи земельного участка в недельный срок с момента принятия решения, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.6.2014 по делу N А70-2243/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2014 N 08АП-8569/2014 ПО ДЕЛУ N А70-2243/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. N 08АП-8569/2014
Дело N А70-2243/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8569/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2014 по делу N А70-2243/2014 (судья Минеев О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
о признании недействительным отказа Крицкому А.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, площадью 2100,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, для целей не связанных со строительством, изложенный в письме департамента имущественных отношений Тюменской области от 04.03.2014 N 140304030/10-2; незаконным бездействия при рассмотрении заявления Крицкого А.В. от 05.02.2014 N 04, заключающегося в не принятии решения о предоставлении земельного участка; не направлении копии такого решения заявителю в двухнедельный срок с момента принятия решения с приложением копии кадастрового паспорта; не заключении договора купли продажи земельного участка в недельный срок с момента принятия решения и обязании восстановить нарушенные права,
3-е лицо: Закрытое акционерное общество "АС'C",
при участии в судебном заседании представителей:
- индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович - не явился, извещен;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, извещен;
- от закрытого акционерного общества "АС'C" - представитель не явился, извещено,
установил:
- индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - ИП Крицкий А.В., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с требованиями к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительным отказа Крицкому А.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, площадью 2100,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, для целей не связанных со строительством, изложенный в письме департамента имущественных отношений Тюменской области от 04.03.2014 N 140304030/10-2;
- о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области при рассмотрении заявления Крицкого А.В. от 05.02.2014 N 04 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, площадью 2100 кв. м для целей не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для оказания платных услуг по хранению легкового автотранспорта), заключающееся: в не принятии решения о предоставлении земельного участка; в не направлении копии такого решения заявителю в двухнедельный срок с момента принятия решения с приложением копии кадастрового паспорта; в не заключении договора купли-продажи земельного участка в недельный срок с момента принятия решения и об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области:
- -принять решение о предоставлении в собственность Крицкому Александру Владимировичу земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, площадью 2100,6 кв. м для целей не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе);
- - в двухнедельный срок, со дня принятия судебного акта арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения настоящего дела, вручить лично Крицкому Александру Владимировичу копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка и проекта договора купли-продажи земельного участка;
- - в трехнедельный срок со дня принятия судебного акта арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения настоящего дела, заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Холодильная, 67 площадью 2100,6 кв. м с Крицким Александром Владимировичем.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле судом первой инстанции привлечено закрытое акционерное общество "АС'C" (далее - ЗАО "АС'C").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2014 по делу N А70-2243/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что статья 34 ЗК РФ не предусматривает возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Также суд указал, что земельным участком, сформированным до обращения заинтересованного лица о предоставлении его в собственность, Департамент вправе распоряжаться по правилам, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ, только по результатам проведения процедуры торгов.
Кроме того, суд сослался на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.04.2014 по делу N А70-145/2014, в соответствии с которым подтверждается наличие прав третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Крицкий А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что статья 34 ЗК РФ не содержит прямого запрета или ограничения по предоставлению сформированных земельных участков для целей не связанных со строительством. При этом разделом 10 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-П, установлена возможность и определен порядок предоставления прошедших государственный кадастровый учет земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Также ссылается на то, что соглашение между Департаментом и ЗАО "АС'C" на спорный земельный участок заключено после отказа предпринимателю в предоставлении этого земельного участка, в связи с чем не могло быть основанием для отказа.
От Департамента имущественных отношений Тюменской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного заседания.
От ЗАО "АС'C" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Крицкий А.В. 05.02.2014 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Холодильная, 67, площадью 2100 кв. м для целей не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для оказания платных услуг по хранению легкового автотранспорта).
Письмом Департамента от 04.03.2014 N 140304030/10-2 Крицкому А.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 в связи с отсутствием предусмотренной ЗК РФ возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на основании соответствующего заявления.
Полагая, что оспариваемый отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Крицкий А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.
19.06.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В статье 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Как следует из пункта 2 статьи 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 29 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Из буквального толкования статьи 34 ЗК РФ следует, что порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, установлен законодателем для не сформированных земельных участков.
По убеждению апелляционного суда статья 34 ЗК РФ не предусматривает возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на основании заявления соответствующего гражданина.
Как следует из материалов дела, земельный участок, который просил предоставить ИП Крицкий А.В. в собственность под размещение автостоянки, является сформированным, его границы определены, ему присвоен кадастровый номер 72:23:0218005:139.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Учитывая изложенное, Департамент имущественных отношений Тюменской области правомерно отказал предпринимателю в предоставлении в собственность под автостоянку уже сформированный земельный участок.
В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-П (далее - Положение N 144-П), которым установлена возможность и определен порядок предоставления прошедших государственный кадастровый учет земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Ссылка предпринимателя на раздел 9 Положения N 144-П апелляционным судом отклоняется, поскольку указанным разделом установлен порядок принятия решений о предоставлении земельных участков на которых расположены здания, строения, сооружения.
На истребуемом земельном участке строений не расположено, следовательно, положения раздела 9 в рассматриваемом случае не применимы.
Что касается раздела 10 Положения N 144-П, устанавливающего порядок принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Как указано в пункте 10.1 Положения N 144-П, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Департамент заявление о предоставлении земельного участка, составленное на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии с пунктом 10.2 указанного Положения, в заявлении юридического лица должны быть указаны:
- наименование заявителя и место его нахождения;
- фамилия, имя, отчество представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
- кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет);
- описание предполагаемого местоположения границ испрашиваемого земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет).
Действительно, в пункте 10.2 (абзацы 3, 4) Положения имеется ссылка на предоставление кадастрового паспорта и других документов, в случае если земельный участок сформирован.
Однако, в силу пункта 1 статьи 2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
Как следует из пункта 4 статьи 2 ЗК РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Из указанной нормы следует, что правовое регулирование порядка предоставления земельных участков осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты не противоречащие нормам, указанным в ЗК РФ и федеральных законах субъектов Российской Федерации.
Поскольку пункт 10.2 Положения N 144-П (в абзаце 3 и 4) противоречит статье 34 ЗК РФ, то не может быть принят апелляционным судом во внимание.
Довод подателя жалобы о том, что статья 34 ЗК РФ не содержит прямого запрета или ограничения по предоставлению сформированного земельного участка апелляционным судом отклоняется, поскольку указанная статья прямо предусматривает порядок предоставления лицам, не сформированных земельных участков. Ссылки на предоставление лицу сформированного земельного участка для целей, не связанных со строительством, указанная норма права не содержит.
Как указано ранее земельный участок является сформированным, имеет кадастровый номер 72:23:0218005:139.
Согласно пункту 1 статьи 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с указанной нормой права приобретение в собственность ранее сформированного земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством, должно осуществляться только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Кроме того, на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов (далее - земли промышленности); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 - для строительства офисного здания и многоэтажного жилого дома.
Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку земельный участок имеет вид разрешенного использования - для строительства офисного здания и многоэтажного жилого дома, то предоставление такого земельного участка в собственность под автостоянку, без изменения вида разрешенного использования, противоречит требованиям действующего законодательства.
При этом доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 в материалах дела не имеется.
Апелляционный суд также принимает во внимание решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.04.2014 по делу N А70-145/2014, которым признан незаконным отказ Департамента в продлении договора аренды от 28.02.2007 N 23-20/1117 с ЗАО "АС'С". Указанным решением суд обязал Департамент подготовить и направить в адрес ЗАО "АС'С" соглашение о продлении договора аренды от 28.02.2007 N 23-120/1117 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 на срок по 27.01.2017.
Из указанного судебного акта следует, что на основании распоряжения Департамента от 28.02.2007 N 507/14-3 между ЗАО "АС'С" и Департаментом были заключены договоры аренды земельных участков от 28.02.2007 N 23-20/1117 и N 23-20/1122. Участки предоставлены в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Договоры зарегистрированы Управлением Росреестра по Тюменской области в едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре произведены записи от 24.07.2007 за N 72-72-01/134/2007-342 и N 72-72-01/126/2007-407 Дополнительными соглашениями от 14.01.2010 и от 06.12.2010 к договору NN 23-20/1122, а также от 14.01.2010 и от 29.11.2010 к договору N 23-20/1117 действие договоров было продлено до 27.01.2014. Соглашения также прошли государственную регистрацию.
13.11.2013 ЗАО "АС'С" обратилось в Департамент с заявлениями о продлении срока действия договоров для завершения строительства. Департаментом были подготовлены ответы заявителю исх. N 1301227008/141 и N 1301227007/141 от 27.12.2013 в виде Уведомления об отказе в продлении срока действия Договоров в связи с неиспользованием земельных участков, предоставленных для целей строительства.
Из указанного судебного акта, оставленного без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 следует, что в течение 2012 и 2013 годов возможность использовать предоставленные земельные участки для строительства у ЗАО "АС'С" отсутствовала по независящим от него и непреодолимым в указанное время причинам, что делает невозможным принятие арендодателем решения о прекращении аренды по основаниям, предусмотренным статьями 45 и 46 Земельного кодекса РФ.
В то же время заявителем (ЗАО "АС'С") проведена значительная работа и понесены затраты по освобождению земельных участков и подготовке требуемой юридической, технической и строительной документации, осуществление которой является необходимым подготовительным этапом до начала непосредственного строительства объекта.
Исходя из изложенного и положений статей 35 и 46 ЗК РФ заявитель вправе претендовать на продление аренды земельных участков на двухлетний срок, в течение которых он был лишен возможности использования земельных участков по назначению.
Суд сделал вывод, что если прибавить время, уже прошедшее после окончания 27.01.2014 срока действия договоров аренды и время, которое понадобится для рассмотрения настоящего спора в вышестоящих судебных инстанциях, то требование заявителя о продлении договоров аренды на трехлетний срок до 28.01.2017 является правомерным.
Следовательно, учитывая вступившие в законную силу судебные акты, суд апелляционной инстанции в рамках рассматриваемого дела, считает необходимым отметить, что в феврале 2014 года на испрашиваемый земельный участок было 2 претендента - ИП Крицкий А.В. и ЗАО "АС'С".
При этом решение об отказе в продлении срока аренды от 27.12.2013 признано судом незаконным.
Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.06.2010 по делу N А76-4758/2009, в силу отсутствия законодательно урегулированных принципов отбора нескольких претендентов, переход из процедуры выбора земельного участка уполномоченным органом по собственной инициативе к процедуре предоставления без выбора является единственно возможным.
Проведение торгов соответствует принципу сочетания интересов лиц, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов, целью которых является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Из указанного следует, что наличие двух заявок на один и тот же земельный участок также порождает необходимость проведения торгов.
Кроме того, судом первой инстанции правильно установлено, что 04.04.2014 Департаментом подготовлено соглашение о продлении с ЗАО "АС'С" и внесении изменений в договор аренды от 28.02.2007 N 23-20/1117 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, которое подписано сторонами, поставлено на учет в Департаменте имущественных отношений Тюменской области и 12.05.2014 зарегистрировано в Управлении Росреестра по Тюменской области.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, имелись документы, подтверждающие наличие прав третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок.
Предприниматель ссылается на то, что соглашение между Департаментом и ЗАО "АС'C" на спорный земельный участок заключено после отказа предпринимателю в предоставлении этого земельного участка, в связи с чем не могло быть основанием для отказа.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд исходит из того, что в феврале 2014 года имелось два претендента на земельный участок, в связи с получением ЗАО "АС'C" от Департамента отказа в продлении срока действия договора аренды, у последнего возникла необходимость в обжаловании такого отказа, который в последствии признан судебными инстанциями незаконным и отменен.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 8 статьи 201 ПК РФ, со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Таким образом, претендентом на земельный участок ЗАО "АС'C" было как в ноябре 2013 года, так и в феврале 2014 года, а не с момента вступления в законную силу судебных актов о признании незаконным отказа Департамента и не с момента заключения соглашения между Департаментом и ЗАО "АС'C". Именно незаконный отказ Департамента привел к нарушению прав ЗАО "АС'C" и восстановлению таких прав только после судебного обжалования.
Учитывая отсутствие оснований для признания недействительным отказа Департамента в предоставлении Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139, у Департамента отсутствовала обязанность по осуществлению мероприятий, предусмотренных статьей 34 ЗК РФ, в том числе по принятию решения о предоставлении земельного участка, направлению копии такого решения заявителю в двухнедельный срок с момента принятия решения с приложением копии кадастрового паспорта и заключению договора купли продажи земельного участка в недельный срок с момента принятия решения, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.6.2014 по делу N А70-2243/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)