Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 205 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14121/2014) Администрации города Сургута (далее - Администрация, заинтересованное лицо), Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута (далее - Департамент имущественных и земельных отношений, заинтересованное лицо), Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута (далее - Департамент градостроительства, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2014 по делу N А75-5603/2014 (судья Чешкова О.Г.), принятое
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Поплавок", ОГРН 1138602006400, ИНН 8602201767 (далее - СНТ "Поплавок", товарищество, заявитель)
к Администрации, Департаменту имущественных и земельных отношений, Департаменту градостроительства
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации - Некрасов Р.В. по доверенности N 1 от 20.01.2015 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Департамента имущественных и земельных отношений - Некрасов Р.В. по доверенности N 07-01-14-15395/13-0 от 10.10.13 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Департамента градостроительства - Некрасов Р.В. по доверенности N 01-01-6086/13 от 28.08.2013 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от СНТ "Поплавок" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Поплавок" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Администрации города Сургута, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению граждан - членов СНТ "Поплавок" садовыми земельными участками по месту жительства. Кроме того, товарищество также просило обязать заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ "Поплавок".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2014 требования товарищества удовлетворены, бездействие Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента градостроительства, выразившееся в невыполнении мероприятий, направленных на обеспечение граждан садовыми участками, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", признано незаконным, на заинтересованных лиц возложена обязанность устранить допущенные нарушения в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", постановлением Администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84 "Об утверждении Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города".
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что возникший в рассматриваемом случае спор подведомственен арбитражному суду, поскольку садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции сослался на то, что заинтересованными лицами не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о совершения ими конкретных действий по реализации положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и по соблюдению предусмотренной таким законом процедуры рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка в отношении соответствующего заявления членов СНТ "Поплавок".
Суд первой инстанции указал, что гражданами, являющимися членами товарищества, и самим товариществом соблюдена последовательность действий при обращении за предоставлением земельного участка для ведения садоводства, поэтому дальнейшие действия зависят непосредственно от органов местного самоуправления, при этом обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью именно органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованные лица обратились с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просят решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
При этом податели апелляционной жалобы указывают на то, что законодательством не установлен срок исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 13 и статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поэтому выводы о наличии противоправного бездействия не основаны на положениях законодательства. Заинтересованные лица также отмечает, что решение от 02.10.2013 по делу N А75-5564/2013, вступившим в законную силу, установлено, что создание и государственная регистрация СНТ "Поплавок" произведены с нарушением порядка, определенного нормами указанного федерального закона, что граждане не обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и что списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, не составлялись, при этом регистрация товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации предоставить земельный участок на льготных условиях.
В судебном заседании представитель Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента градостроительства поддержал требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
СНТ "Поплавок" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Товарищество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы не заявляло.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие названного выше лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя заинтересованных лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
СНТ "Поплавок" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.03.2013, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и свидетельством о государственной регистрации юридического лица (т. 1 л.д. 12-25).
12.03.2013 СНТ "Поплавок" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута с заявлением о выборе земельного участка для размещения садоводческого товарищества, приложив к заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 26).
Письмом от 04.04.2013 N 07-01-14-5311/13-0 Департамент имущественных и земельных отношений отказал в предоставлении земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц. Кроме того, в указанном письме заинтересованное лицо со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" разъяснило заявителю, что предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков осуществляется с учетом пожеланий граждан, из которых впоследствии формируется персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; при этом граждане, желающие получить садовый (дачный) участок, учитываются в органах местного самоуправления (т. 1 л.д. 30).
Указанное решение об отказе в предоставлении земельного участка обжаловано товариществом в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2013 по делу N А75-5564/2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.02.2014, в удовлетворении требований о признании незаконным указанного выше решения Департамента имущественных и земельных отношений отказано. При этом судами указано на нарушение товариществом последовательности действий по реализации своего права на получение земельного участка.
16.01.2014 граждане, являющиеся членами СНТ "Поплавок", самостоятельно (лично) обратились в Администрацию города Сургута с заявлением о предоставлении садовых участков и о включении их в перечень нуждающихся в получении садовых участков (т. 1 л.д. 42-43).
23.01.2014 Департаментом имущественных и земельных отношений в адрес членов СНТ "Поплавок" направлены ответы на указанные выше заявлениями, в которых указано, что члены товарищества приняты на учет по предоставлению земельных участков для садоводства под соответствующими регистрационными номерами (т. 1 л.д. 44-45).
11.02.2014 СНТ "Поплавок" обратилось в Администрацию города Сургута и в Департамент имущественных и земельных отношений с письменным заявлением о выборе земельного участка для размещения товарищества (т. 1 л.д. 46).
Департамент имущественных и земельных отношений письмом N 07-01-14-2517/14-0 от 28.02.2014 отказал товариществу в предоставлении земельного участка для ведения садоводства, разъяснив порядок предоставления садоводческих земельных участков, предусмотренный законом, указав на отсутствие в настоящее время свободных участков для садоводства и сообщив о направлении в Департамент архитектуры информации о количестве заявлений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, зарегистрированных по состоянию на 28.01.2014, для рассмотрения возможности корректировки генерального плана города в 2013-2014 годах (т. 1 л.д. 47-48).
Полагая, что Администрацией, а также ее структурными подразделениями - Департаментом имущественных и земельных отношений и Департаментом градостроительства, допущено бездействие по вопросу обеспечения нуждающихся граждан (членов СНТ "Поплавок") в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовыми участками, чем нарушены права и законные интересы членов СНТ "Поплавок", товарищество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
15.10.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае заявителем оспаривается бездействие заинтересованных лиц, выразившееся в невыполнении обязанности по обеспечению граждан - членов СНТ "Поплавок" садовыми земельными участками по месту жительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что соответствующее заявление СНТ "Поплавок" об оспаривании бездействия Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента градостроительства, допущенного по вопросу предоставления садовых участков по заявлениям членов СНТ "Поплавок" и по заявлению товарищества о выборе земельного участка от 11.02.2014, подлежит рассмотрению в арбитражных судах, поскольку в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан вправе обращаться, в том числе, и в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
При этом письмо Департамента имущественных и земельных отношений от 28.02.2014 N 07-01-14-2517/14-0, содержащее сведения об отсутствии свободных земельных участков для предоставления членам СНТ "Поплавок" и выводы об отказе в выборе земельного участка и фактически нарушившее, как утверждает заявитель, права и законные интересы членов товарищества, адресовано именно СНТ "Поплавок", которое хотя и является некоммерческой организацией, но вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Таким образом, рассмотрение возникшего в настоящем случае спора подведомственно арбитражному суду, что заинтересованными лицами в апелляционной жалобе не оспаривается.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, СНТ "Поплавок" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о выборе земельного участка для размещения товарищества в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в соответствии с которым просило предложить варианты размещения участков и оформить документы, необходимые для выбора участка.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) предполагает проведение ряда процедур, предшествующих непосредственному рассмотрению и принятию решения по вопросу о предоставлении земельного участка.
Так, в силу статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что граждане-члены СНТ "Поплавок", с целью обеспечения наличия указанных выше условий для принятия решения о предоставлении земельного участка товариществу и в соответствии с правовой позицией, сформулированной в судебных актах по делу N А75-5564/2013, имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, обращались в Администрацию с заявлениями о постановке их на учет в качестве граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков (т. 1 л.д. 42-43), были приняты на соответствующий учет Департаментом имущественных и земельных отношений (т. 1 л.д. 44-45) и включены в списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
При этом доводы подателей апелляционной жалобы со ссылками на решение от 02.10.2013 по делу N А75-5564/2013 о том, что члены СНТ "Поплавок" не обращались с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и что списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, органами местного самоуправления не составлялись, судом апелляционной инстанции отклоняются, как несостоятельные и противоречащие имеющимся в материалах дела документам, которыми подтверждается, что указанная выше процедура подачи, регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, членами СНТ "Поплавок" соблюдена (уже после вынесения судебных актов по делу N А75-5564/2013).
Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что гражданами-членами СНТ "Поплавок" обеспечено соблюдение всех предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ условий для обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и для рассмотрения такого заявления по существу.
Порядок предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан установлен статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению выбранный земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Предусмотренный Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ порядок осуществления органом местного самоуправления деятельности, направленной на обеспечение нуждающихся граждан садовыми участками, конкретизирован применительно к муниципальному образованию "городской округ город Сургут" в постановлении Администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84 "Об утверждении порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города" (далее - Порядок предоставления земельных участков).
Так, из статьи 17 Порядка предоставления земельных участков следует, что гражданин, заинтересованный в получении земельного участка для ведения садоводства или огородничества, обращается в Департамент имущественных и земельных отношений с соответствующим заявлением.
Очередность предоставления садовых или огородных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Департамент имущественных и земельных отношений в течение двадцати рабочих дней осуществляет регистрацию заявления гражданина; включает гражданина в список очередности предоставления садового или огородного земельного участка и направляет заявителю соответствующее уведомление либо, при установлении невозможности предоставления заявителю земельного участка, направляет ему мотивированный отказ.
Глава Администрации города не реже одного раза в год утверждает список граждан, подавших заявления о предоставлении садовых или огородных земельных участков.
Департамент земельных и имущественных отношений в течение семи дней со дня утверждения списка граждан доводит информацию об утверждении списка до сведения указанных граждан путем направления каждому соответствующего уведомления.
На основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садовых или огородных земельных участков, Департамент имущественных и земельных отношений направляет в Департамент градостроительства сообщение о проведении зонирования территории для размещения нового садово-огороднического некоммерческого объединения.
Департамент градостроительства предлагает варианты земельных участков для размещения некоммерческого объединения или дает заключение о невозможности в департамент имущественных и земельных отношений.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров департамент имущественных и земельных отношений предлагает гражданам объединиться в садово-огородническое некоммерческое объединение.
Земельный участок для садоводства либо огородничества предоставляется некоммерческому объединению, созданному гражданами, после государственной регистрации такого объединения на основании заявления, поданного в Департамент имущественных и земельных отношений.
Департамент имущественных и земельных отношений в течение двадцати рабочих дней осуществляет подготовку проекта решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
После совершения указанных действий структурных подразделений Администрации города Сургута некоммерческое объединение разрабатывает и представляет в Департамент градостроительства проект организации и застройки территории садово-огороднического некоммерческого объединения для его утверждения главой администрации города, осуществляется вынос границ земельного участка на местность.
После утверждения проекта организации и застройки территории осуществляются мероприятия по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок.
Таким образом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ и Порядком предоставления земельных участков предусмотрены необходимые и обязательные действия, которые должны быть совершены Администрацией города Сургута, Департаментом имущественных и земельных отношений, Департаментом градостроительства, как органами местного самоуправления, при поступлении к ним заявлений граждан, нуждающихся в обеспечении садовыми участками.
При этом Порядком предоставления земельных участков определены конкретные сроки совершения органами местного самоуправления соответствующих действий в рамках процедуры рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им садовых и дачных участков в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, поэтому доводы заинтересованных лиц об обратном и, как следствие, о невозможности установления факта бездействия Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений и Департамента градостроительства, подлежат отклонению, как необоснованные.
Таким образом, при поступлении в Департамент имущественных и земельных отношений заявления СНТ "Поплавок" о выборе земельного участка для его предоставления членам товарищества в целях размещения последнего, учитывая, что членами СНТ "Поплавок" соблюдена предусмотренная статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ процедура постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении соответствующих участков, заинтересованные лица были обязаны совершить описанные выше действия в рамках процедуры рассмотрения подобных заявлений и принять в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ мотивированное решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка или об отказе в предоставлении такого участка. При этом решение в любом случае должно быть мотивированным.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела отсутствуют и заинтересованными лицами не представлены документы (в том числе, запросы и ходатайства, схемы зонирования территорий для размещения объединения или заключение о невозможности предоставить земельный участок), подтверждающие соблюдение описанной выше процедуры рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
В частности, в материалах дела отсутствует мотивированное заключение о невозможности предоставления земельного участка, подготовка которого относится к полномочиям Департамента градостроительства и на основании которого Департаментом имущественных и земельных отношений мог быть сделан вывод об отсутствии свободных земельных участков, предназначенных для размещения садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
В апелляционной жалобе заинтересованными лицами также не приведены основанные на соответствующих доказательствах доводы, свидетельствующие о том, что заявления членов СНТ "Поплавок" и товарищества о предоставлении земельного участка для размещения садоводческого объединения были рассмотрены Администрацией и ее структурными подразделениями в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ и указанными выше Порядком предоставления земельных участков.
Таким образом, учитывая, что предусмотренные законом обязанности по подготовке и принятию решения по заявлению членов СНТ "Поплавок" и товарищества о предоставлении земельного участка для размещения садоводческого объединения Администрацией, Департаментом имущественных и земельных отношений, Департаментом градостроительства не выполнены, несмотря на отсутствие каких-либо правовых и фактических препятствий для соблюдения предусмотренной законом соответствующей процедуры - обратного суду заинтересованными лицами в рамках настоящего дела не доказано, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованными лицами допущено противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении обязанности по обеспечению граждан - членов СНТ "Поплавок" садовыми земельными участками по месту жительства.
Указанное бездействие заинтересованных лиц, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушает права и законные интересы товарищества и его членов, поскольку незаконно создает препятствия для реализации предусмотренного законодательством права граждан, объединившихся в садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, на получение в пользование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в определяется именно арбитражным судом.
Исходя из изложенного выше, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае такого способа восстановления нарушенных прав заявителя, как возложение на заинтересованных лиц обязанности устранить допущенные нарушения в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", постановлением Администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84 "Об утверждении Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города".
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованных лиц удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как при ее подаче заинтересованные лица не уплачивали государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2014 по делу N А75-5603/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 N 08АП-14121/2014 ПО ДЕЛУ N А75-5603/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. N 08АП-14121/2014
Дело N А75-5603/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 205 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14121/2014) Администрации города Сургута (далее - Администрация, заинтересованное лицо), Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута (далее - Департамент имущественных и земельных отношений, заинтересованное лицо), Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута (далее - Департамент градостроительства, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2014 по делу N А75-5603/2014 (судья Чешкова О.Г.), принятое
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Поплавок", ОГРН 1138602006400, ИНН 8602201767 (далее - СНТ "Поплавок", товарищество, заявитель)
к Администрации, Департаменту имущественных и земельных отношений, Департаменту градостроительства
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации - Некрасов Р.В. по доверенности N 1 от 20.01.2015 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Департамента имущественных и земельных отношений - Некрасов Р.В. по доверенности N 07-01-14-15395/13-0 от 10.10.13 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Департамента градостроительства - Некрасов Р.В. по доверенности N 01-01-6086/13 от 28.08.2013 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от СНТ "Поплавок" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Поплавок" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Администрации города Сургута, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Сургута, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению граждан - членов СНТ "Поплавок" садовыми земельными участками по месту жительства. Кроме того, товарищество также просило обязать заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ "Поплавок".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2014 требования товарищества удовлетворены, бездействие Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента градостроительства, выразившееся в невыполнении мероприятий, направленных на обеспечение граждан садовыми участками, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", признано незаконным, на заинтересованных лиц возложена обязанность устранить допущенные нарушения в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", постановлением Администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84 "Об утверждении Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города".
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что возникший в рассматриваемом случае спор подведомственен арбитражному суду, поскольку садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции сослался на то, что заинтересованными лицами не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о совершения ими конкретных действий по реализации положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и по соблюдению предусмотренной таким законом процедуры рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка в отношении соответствующего заявления членов СНТ "Поплавок".
Суд первой инстанции указал, что гражданами, являющимися членами товарищества, и самим товариществом соблюдена последовательность действий при обращении за предоставлением земельного участка для ведения садоводства, поэтому дальнейшие действия зависят непосредственно от органов местного самоуправления, при этом обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью именно органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованные лица обратились с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просят решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
При этом податели апелляционной жалобы указывают на то, что законодательством не установлен срок исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 13 и статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поэтому выводы о наличии противоправного бездействия не основаны на положениях законодательства. Заинтересованные лица также отмечает, что решение от 02.10.2013 по делу N А75-5564/2013, вступившим в законную силу, установлено, что создание и государственная регистрация СНТ "Поплавок" произведены с нарушением порядка, определенного нормами указанного федерального закона, что граждане не обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и что списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, не составлялись, при этом регистрация товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации предоставить земельный участок на льготных условиях.
В судебном заседании представитель Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента градостроительства поддержал требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
СНТ "Поплавок" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Товарищество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы не заявляло.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие названного выше лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя заинтересованных лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
СНТ "Поплавок" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.03.2013, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и свидетельством о государственной регистрации юридического лица (т. 1 л.д. 12-25).
12.03.2013 СНТ "Поплавок" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута с заявлением о выборе земельного участка для размещения садоводческого товарищества, приложив к заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 26).
Письмом от 04.04.2013 N 07-01-14-5311/13-0 Департамент имущественных и земельных отношений отказал в предоставлении земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц. Кроме того, в указанном письме заинтересованное лицо со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" разъяснило заявителю, что предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков осуществляется с учетом пожеланий граждан, из которых впоследствии формируется персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; при этом граждане, желающие получить садовый (дачный) участок, учитываются в органах местного самоуправления (т. 1 л.д. 30).
Указанное решение об отказе в предоставлении земельного участка обжаловано товариществом в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2013 по делу N А75-5564/2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.02.2014, в удовлетворении требований о признании незаконным указанного выше решения Департамента имущественных и земельных отношений отказано. При этом судами указано на нарушение товариществом последовательности действий по реализации своего права на получение земельного участка.
16.01.2014 граждане, являющиеся членами СНТ "Поплавок", самостоятельно (лично) обратились в Администрацию города Сургута с заявлением о предоставлении садовых участков и о включении их в перечень нуждающихся в получении садовых участков (т. 1 л.д. 42-43).
23.01.2014 Департаментом имущественных и земельных отношений в адрес членов СНТ "Поплавок" направлены ответы на указанные выше заявлениями, в которых указано, что члены товарищества приняты на учет по предоставлению земельных участков для садоводства под соответствующими регистрационными номерами (т. 1 л.д. 44-45).
11.02.2014 СНТ "Поплавок" обратилось в Администрацию города Сургута и в Департамент имущественных и земельных отношений с письменным заявлением о выборе земельного участка для размещения товарищества (т. 1 л.д. 46).
Департамент имущественных и земельных отношений письмом N 07-01-14-2517/14-0 от 28.02.2014 отказал товариществу в предоставлении земельного участка для ведения садоводства, разъяснив порядок предоставления садоводческих земельных участков, предусмотренный законом, указав на отсутствие в настоящее время свободных участков для садоводства и сообщив о направлении в Департамент архитектуры информации о количестве заявлений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, зарегистрированных по состоянию на 28.01.2014, для рассмотрения возможности корректировки генерального плана города в 2013-2014 годах (т. 1 л.д. 47-48).
Полагая, что Администрацией, а также ее структурными подразделениями - Департаментом имущественных и земельных отношений и Департаментом градостроительства, допущено бездействие по вопросу обеспечения нуждающихся граждан (членов СНТ "Поплавок") в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовыми участками, чем нарушены права и законные интересы членов СНТ "Поплавок", товарищество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
15.10.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае заявителем оспаривается бездействие заинтересованных лиц, выразившееся в невыполнении обязанности по обеспечению граждан - членов СНТ "Поплавок" садовыми земельными участками по месту жительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что соответствующее заявление СНТ "Поплавок" об оспаривании бездействия Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента градостроительства, допущенного по вопросу предоставления садовых участков по заявлениям членов СНТ "Поплавок" и по заявлению товарищества о выборе земельного участка от 11.02.2014, подлежит рассмотрению в арбитражных судах, поскольку в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан вправе обращаться, в том числе, и в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
При этом письмо Департамента имущественных и земельных отношений от 28.02.2014 N 07-01-14-2517/14-0, содержащее сведения об отсутствии свободных земельных участков для предоставления членам СНТ "Поплавок" и выводы об отказе в выборе земельного участка и фактически нарушившее, как утверждает заявитель, права и законные интересы членов товарищества, адресовано именно СНТ "Поплавок", которое хотя и является некоммерческой организацией, но вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Таким образом, рассмотрение возникшего в настоящем случае спора подведомственно арбитражному суду, что заинтересованными лицами в апелляционной жалобе не оспаривается.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, СНТ "Поплавок" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о выборе земельного участка для размещения товарищества в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в соответствии с которым просило предложить варианты размещения участков и оформить документы, необходимые для выбора участка.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) предполагает проведение ряда процедур, предшествующих непосредственному рассмотрению и принятию решения по вопросу о предоставлении земельного участка.
Так, в силу статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что граждане-члены СНТ "Поплавок", с целью обеспечения наличия указанных выше условий для принятия решения о предоставлении земельного участка товариществу и в соответствии с правовой позицией, сформулированной в судебных актах по делу N А75-5564/2013, имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, обращались в Администрацию с заявлениями о постановке их на учет в качестве граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков (т. 1 л.д. 42-43), были приняты на соответствующий учет Департаментом имущественных и земельных отношений (т. 1 л.д. 44-45) и включены в списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
При этом доводы подателей апелляционной жалобы со ссылками на решение от 02.10.2013 по делу N А75-5564/2013 о том, что члены СНТ "Поплавок" не обращались с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и что списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, органами местного самоуправления не составлялись, судом апелляционной инстанции отклоняются, как несостоятельные и противоречащие имеющимся в материалах дела документам, которыми подтверждается, что указанная выше процедура подачи, регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, членами СНТ "Поплавок" соблюдена (уже после вынесения судебных актов по делу N А75-5564/2013).
Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что гражданами-членами СНТ "Поплавок" обеспечено соблюдение всех предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ условий для обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и для рассмотрения такого заявления по существу.
Порядок предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан установлен статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению выбранный земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Предусмотренный Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ порядок осуществления органом местного самоуправления деятельности, направленной на обеспечение нуждающихся граждан садовыми участками, конкретизирован применительно к муниципальному образованию "городской округ город Сургут" в постановлении Администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84 "Об утверждении порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города" (далее - Порядок предоставления земельных участков).
Так, из статьи 17 Порядка предоставления земельных участков следует, что гражданин, заинтересованный в получении земельного участка для ведения садоводства или огородничества, обращается в Департамент имущественных и земельных отношений с соответствующим заявлением.
Очередность предоставления садовых или огородных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Департамент имущественных и земельных отношений в течение двадцати рабочих дней осуществляет регистрацию заявления гражданина; включает гражданина в список очередности предоставления садового или огородного земельного участка и направляет заявителю соответствующее уведомление либо, при установлении невозможности предоставления заявителю земельного участка, направляет ему мотивированный отказ.
Глава Администрации города не реже одного раза в год утверждает список граждан, подавших заявления о предоставлении садовых или огородных земельных участков.
Департамент земельных и имущественных отношений в течение семи дней со дня утверждения списка граждан доводит информацию об утверждении списка до сведения указанных граждан путем направления каждому соответствующего уведомления.
На основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садовых или огородных земельных участков, Департамент имущественных и земельных отношений направляет в Департамент градостроительства сообщение о проведении зонирования территории для размещения нового садово-огороднического некоммерческого объединения.
Департамент градостроительства предлагает варианты земельных участков для размещения некоммерческого объединения или дает заключение о невозможности в департамент имущественных и земельных отношений.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров департамент имущественных и земельных отношений предлагает гражданам объединиться в садово-огородническое некоммерческое объединение.
Земельный участок для садоводства либо огородничества предоставляется некоммерческому объединению, созданному гражданами, после государственной регистрации такого объединения на основании заявления, поданного в Департамент имущественных и земельных отношений.
Департамент имущественных и земельных отношений в течение двадцати рабочих дней осуществляет подготовку проекта решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
После совершения указанных действий структурных подразделений Администрации города Сургута некоммерческое объединение разрабатывает и представляет в Департамент градостроительства проект организации и застройки территории садово-огороднического некоммерческого объединения для его утверждения главой администрации города, осуществляется вынос границ земельного участка на местность.
После утверждения проекта организации и застройки территории осуществляются мероприятия по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок.
Таким образом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ и Порядком предоставления земельных участков предусмотрены необходимые и обязательные действия, которые должны быть совершены Администрацией города Сургута, Департаментом имущественных и земельных отношений, Департаментом градостроительства, как органами местного самоуправления, при поступлении к ним заявлений граждан, нуждающихся в обеспечении садовыми участками.
При этом Порядком предоставления земельных участков определены конкретные сроки совершения органами местного самоуправления соответствующих действий в рамках процедуры рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им садовых и дачных участков в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, поэтому доводы заинтересованных лиц об обратном и, как следствие, о невозможности установления факта бездействия Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений и Департамента градостроительства, подлежат отклонению, как необоснованные.
Таким образом, при поступлении в Департамент имущественных и земельных отношений заявления СНТ "Поплавок" о выборе земельного участка для его предоставления членам товарищества в целях размещения последнего, учитывая, что членами СНТ "Поплавок" соблюдена предусмотренная статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ процедура постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении соответствующих участков, заинтересованные лица были обязаны совершить описанные выше действия в рамках процедуры рассмотрения подобных заявлений и принять в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ мотивированное решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка или об отказе в предоставлении такого участка. При этом решение в любом случае должно быть мотивированным.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела отсутствуют и заинтересованными лицами не представлены документы (в том числе, запросы и ходатайства, схемы зонирования территорий для размещения объединения или заключение о невозможности предоставить земельный участок), подтверждающие соблюдение описанной выше процедуры рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
В частности, в материалах дела отсутствует мотивированное заключение о невозможности предоставления земельного участка, подготовка которого относится к полномочиям Департамента градостроительства и на основании которого Департаментом имущественных и земельных отношений мог быть сделан вывод об отсутствии свободных земельных участков, предназначенных для размещения садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
В апелляционной жалобе заинтересованными лицами также не приведены основанные на соответствующих доказательствах доводы, свидетельствующие о том, что заявления членов СНТ "Поплавок" и товарищества о предоставлении земельного участка для размещения садоводческого объединения были рассмотрены Администрацией и ее структурными подразделениями в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ и указанными выше Порядком предоставления земельных участков.
Таким образом, учитывая, что предусмотренные законом обязанности по подготовке и принятию решения по заявлению членов СНТ "Поплавок" и товарищества о предоставлении земельного участка для размещения садоводческого объединения Администрацией, Департаментом имущественных и земельных отношений, Департаментом градостроительства не выполнены, несмотря на отсутствие каких-либо правовых и фактических препятствий для соблюдения предусмотренной законом соответствующей процедуры - обратного суду заинтересованными лицами в рамках настоящего дела не доказано, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованными лицами допущено противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении обязанности по обеспечению граждан - членов СНТ "Поплавок" садовыми земельными участками по месту жительства.
Указанное бездействие заинтересованных лиц, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушает права и законные интересы товарищества и его членов, поскольку незаконно создает препятствия для реализации предусмотренного законодательством права граждан, объединившихся в садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, на получение в пользование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в определяется именно арбитражным судом.
Исходя из изложенного выше, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае такого способа восстановления нарушенных прав заявителя, как возложение на заинтересованных лиц обязанности устранить допущенные нарушения в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", постановлением Администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84 "Об утверждении Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города".
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованных лиц удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как при ее подаче заинтересованные лица не уплачивали государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2014 по делу N А75-5603/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)