Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2015 N 11АП-5552/2015 ПО ДЕЛУ N А49-10426/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. по делу N А49-10426/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 20 мая 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 мая 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Администрации города Пензы на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2015 года по делу N А49-10426/2014 (судья Голованова Н.В.), принятое по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" (ОГРН 1125836004942; ИНН 5836013812), к Администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945; ИНН 5836010360), третьи лица: Управление Министерства внутренних дел России по Пензенской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пензенской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, о признании недействительным решения,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Администрации города Пензы (далее - ответчик) о признании недействительным отказа Администрации г. Пензы, выраженного в письме N 5456 от 03.09.2014, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 369 кв. м, являющийся частью земельного участка общей площадью 2484 кв. м с кадастровым номером 58:29:2011006:1, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А, о возложении на Администрацию г. Пензы обязанности принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Администрация города Пензы подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Указывает на то, что отказ от права постоянного (бессрочного) пользования возможен только по заявлению лица, которому данное право принадлежит.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 58:29:2011006:1 имеет несколько правообладателей, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка действующим законодательством не предусмотрено. К участию в рассмотрении дела не были привлечены все правообладатели.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Постановлением Главы города Пензы N 1497/3 от 03.09.1998 Отделу вневедомственной охраны при Железнодорожном РОВД был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок, согласно доли собственности на строение в домовладении N 71а по ул. Володарского, без закрепления границ на местности, площадью 0,0369 га (кадастровый номер 58:29:2 11 07:015), являющийся частью земельного участка площадью 0,2484 (т. 1 л.д. 46-48).
02.10.1998 Отделу вневедомственной охраны при Железнодорожном РОВД г. Пензы выдано свидетельство N 58:29:005630 о праве бессрочного пользования на землю (т. 1 л.д. 49).
27.07.1999 Отделу вневедомственной охраны при Железнодорожном РОВД г. Пензы выдано свидетельство серии ПЕ N 99062064 о государственной регистрации права бессрочного пользования на часть земельного участка площадью 2484 кв. м при домовладении, что составляет 369 кв. м, для размещения административного здания по адресу: г. Пенза, улица Володарского, 71А (кадастровый номер 58:29:2 11 07:015) (т. 2 л.д. 71).
В связи с изменением наименования юридического лица Отделу вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Железнодорожному району г. Пензы выдано повторное свидетельство серии 58-АА N 613796 о государственной регистрации права бессрочного пользования на часть земельного участка площадью 2484 кв. м при домовладении, что составляет 369 кв. м, для размещения административного здания по адресу: г. Пенза, улица Володарского, 71А (кадастровый номер 58:29:02 011 006:0001) (т. 3 л.д. 68).
Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Железнодорожному району г. Пензы реорганизован в форме слияния в Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Пензе, в связи с чем, последнему Управлением Росреестра по Пензенской области 15.05.2011 выдано свидетельство серии 58-АА N 933836 о государственной регистрации права бессрочного пользования на земельный участок площадью 369 кв. м, являющийся частью земельного участка общей площадью 2484 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого помещения, адрес объекта: г. Пенза, улица Володарского, 71А, кадастровый номер 58:29:02011006:1 (т. 1 л.д. 50, т. 3 л.д. 85).
В свою очередь, Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Пензе 21.09.2012 реорганизовано в форме слияния в Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" (т. 1 л.д. 14-33).
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Пензенской области N 216-р от 28.11.2013 нежилые помещения площадью 29,3 кв. м, 12,3 кв. м, 59 кв. м, 169 кв. м, 86 кв. м, 72,1 кв. м, расположенные в здании по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, д. 71А, изъяты из оперативного управления ФГКУ УВО УМВД России, переданы и закреплены на праве оперативного управления за УМВД России по Пензенской области (т. 1 л.д. 43-45).
В связи с чем учреждение обратилось в Администрацию города Пензы с заявлением от 21.08.2014 N 20/3-3090, в котором просило прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, площадью 369 кв. м, являющийся частью земельного участка общей площадью 2484 кв. м с кадастровым номером 58:29:2011006:1, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А (т. 1 л.д. 56).
Администрация г. Пензы письмом N 5456 от 03.09.2014 сообщила учреждению, что принять решение о подготовке документов о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 369 кв. м, расположенным по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А, не представляется возможным, так как отсутствует кадастровый паспорт земельного участка площадью 369 кв. м, предусмотренный статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 42).
Заявитель, полагая, что отказ в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок является незаконным, и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина).
К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В силу пункта 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы, помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов, следующие документы:
- копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
- кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
- документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Постановлением администрации города Пензы от 31 мая 2012 N 647/4 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прекращение прав на земельные участки, находящиеся в ведении органов местного самоуправления", который разработан в целях повышения качества и доступности предоставления муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребления муниципальной услуги и определяет сроки и последовательность предоставления муниципальной услуги при осуществлении полномочий администрацией города Пензы по прекращению прав на земельные участки, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1.1 названного Административного регламента (в редакции, действующей в период спорных отношений), муниципальная услуга предоставляется администрацией города Пензы. Структурным подразделением, ответственным за выполнение административной процедуры в рамках предоставления настоящей муниципальной услуги является Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации города Пензы.
Заявителями на предоставление муниципальной услуги являются:
- - физические лица - землевладельцы и землепользователи земельных участков;
- - юридические лица - землепользователи земельных участков (пункт 1.2).
Пунктом 2.7 Административного регламента (в редакции, действующей в период спорных отношений) определен исчерпывающий перечень документов, необходимых, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем:
1) заявление о прекращении прав на земельный участок (приложение N 1 к Регламенту);
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица (доверенности - письменного уполномочия, выдаваемого одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами);
3) документы, удостоверяющие права на землю, в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
4) к заявлениям юридических лиц - государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий - должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно материалам дела, оспариваемый отказ мотивирован отсутствием кадастрового паспорта земельного участка площадью 369 кв. м.
Однако, из содержания пункта 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что представление кадастрового паспорта земельного участка является обязанностью заявителя.
Пунктом 2.6 Административного регламента, в котором содержится исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению заявителем, не относит к обязанности заявителя представление кадастрового паспорта земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка) либо решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений входит в исчерпывающий перечень документов, необходимых, в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами, для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных органу местного самоуправления и которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе.
Судом установлено, что кадастровый паспорт земельного участка площадью 369 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А, физически отсутствует, поскольку в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, не имеется.
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А, изготовленных по состоянию на 02.03.2011 (т. 3 л.д. 83-84), на 20.12.2011 (т. 2 л.д. 23-26), на 11.07.2014 (т. 1 л.д. 131-135), усматривается, что земельный участок площадью 369 кв. м с кадастровым номером 58:29:2 11 07:015, предоставленный правопредшественнику заявителя постановлением главы города Пензы N 1497/3 от 03.09.1998 без закрепления границ на местности, входит в земельный участок площадью 2484 кв. м с кадастровым номером 58:29:2011006:1 (равнозначен кадастровым номерам 58:29:02 011 006:0001, 58:29:02011006:1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.02.2015 (т. 2 л.д. 36-38) на земельный участок с кадастровым номером 58:29:2011006:1 и кадастровому паспорту указанного земельного участка (по состоянию на 11.07.2014) (т. 1 л.д. 131-135) правопредшественнику заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит 369/2484 долей земельного участка площадью 2484 кв. м с кадастровым номером 58:29:02011006:1, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А.
При таких обстоятельствах, судом верно указано на неправомерность отказа ответчика в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, площадью 369 кв. м, являющийся частью земельного участка общей площадью 2484 кв. м с кадастровым номером 58:29:2011006:1, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А, по причине отсутствия кадастрового паспорта земельного участка площадью 369 кв. м.
Согласно письму Управления муниципального имущества администрации г. Пензы N 8/238 от 16.01.2015 земельный участок с кадастровым номером 58:29:2011006:1, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А, в реестре муниципальной собственности города Пензы не значится (т. 2 л.д. 19).
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области от 14.08.2014 N 01/2777 следует, что в соответствии с выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.08.2014 N 01/003/2014-8852 на указанный земельный участок право собственности Российской Федерации не зарегистрировано (т. 1 л.д. 54-55).
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации и положениями статьи 33 Устава города Пензы распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции Администрации города Пензы.
Согласно пункту 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Учреждение обратилось с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в уполномоченный орган местного самоуправления.
Сообщение N 5456 от 03.09.2014 об отказе заявителю в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 369 кв. м подписано начальником Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации города Пензы Артамоновой С.В., чьи полномочия подтверждены распоряжением главы администрации города от 20.06.2012 N 153-р (т. 2 л.д. 18).
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что отказ Администрации г. Пензы N 5456 от 03.09.2014 в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 369 кв. м, являющийся частью земельного участка общей площадью 2484 кв. м с кадастровым номером 58:29:2011006:1, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 71А, не соответствует требованиям статей 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы учреждения, поскольку при отсутствии у него объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке, заявитель фактически лишен Администрацией города Пензы возможности реализовать закрепленное статьями 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации право землепользователя на отказ от постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от принадлежащего ему права на земельный участок.
Таким образом, заявителем подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, оценка требований правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку судом дана оценка конкретным основаниям отказа, приведенным в письме Администрации г. Пензы N 5456 от 03.09.2014, всем доводом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2015 года по делу N А49-10426/2014, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2015 года по делу N А49-10426/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)