Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Росвэн" - Лапаевой О.А. (доверенность от 12.01.2015 г. N 6/215);
- от Управления Росреестра по Самарской области - не явился, извещен;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - не явился, извещен;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита" - не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 09.02.2015 года в помещении суда зал N 7 апелляционную жалобу Корнилов А.Б. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2014 года по делу N А55-15970/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Росвэн"
к Управлению Росреестра по Самарской области,
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
ООО "Росвэн" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области, в котором первоначально просило суд:
- -"признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 19.05.14 г. N 14/13с-10 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:715;
- -обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области осуществить пересмотр определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:715, площадью 18083,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, категория земель: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации зданий производственной базы, принадлежащего на праве собственности ООО "Росвэн", установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.13 г. в размере 10.386.514,00 рублей".
В результате неоднократных уточнений, суд рассмотрел требования истца уже к двум ответчикам - Управлению Росреестра по Самарской области и к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, которые были сформулированы как:
1.Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0302051:715, площадью 18083 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, категория земель: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации зданий производственной базы, принадлежащего на праве собственности ООО "Росвэн", равной рыночной стоимости земельного участка и размере 10 386 514 рублей.
2.Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести изменения в государственном кадастре недвижимости об установлении стоимости земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0302051:715 рыночной стоимости земельного участка в размере 10 386 514 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Самарской области" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2014 года по делу N А55-15970/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель второго ответчика - Управления Росреестра по Самарской области в заседании также не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель общества, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции следует изменить.
Как следует из материалов дела, в собственности ООО "Росвэн" находится земельный участок с кадастровым номером: 63:09:0302051:715, площадью 18083,00 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, категория земель: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации зданий производственной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АГ N 081428. (т. 1 л.д. 59).
Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 по состоянию на 01.01.2013 была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 25 248 207 руб. 92 коп.
В соответствии с требованиями действующего законодательства заявитель провел оценку земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181.
Согласно Отчету об оценке N 142-14А от 17.02.2014 г., изготовленному ООО "Институт независимой оценки и аудита", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0302051:715, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 10.386.514 руб.
Экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1369/2014-1 от 28.04.2014 установлено, что вышеназванный отчет об оценке N 142-14А от 17.02.2014 соответствует требованиям законодательства РФ.
Считая установленную Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 г. кадастровую стоимость земельного участка не соответствующей рыночной стоимости, заявитель обратился в арбитражный суд.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 предусматривается, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.13 N 610, проводилась на основании Распоряжения Правительства Самарской области от 06.05.13. N 262-р "Об организации работ по государственной кадастровой оценке населенных пунктов на территории Самарской области" в соответствии с пунктом 2 которого Управлению Росреестра по Самарской области было поручено сформировать и представить перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2013.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 г., споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Исходя из смысла искового заявления, истцом фактически заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков.
Экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1369/2014-1 от 28.04.2014 установлено, что отчет об оценке N 142-14А от 17.02.2014 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, с кадастровым номером 63:09:0302051:715 равной рыночной стоимости в размере 10 386 514 рублей.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах, требования об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка, с указанием ее равной рыночной стоимости, правомерно судом первой инстанции удовлетворены.
Однако, как уже было указано выше, исковые требования в окончательной редакции, сформулированной ООО "Росвэн", заявлены к двум ответчикам (т. 3 л.д. 168, 169). От первоначального требования к Управлению Росреестра по Самарской области (признать недействительным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 19.05.14 г. N 14/13с-10) истец не отказался. Как следует из содержания описательной части решения, судом сделан вывод, что уточнение требований соответствует ст. 49 АПК РФ и принято судом. В результате, требования истца по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области удовлетворены, указанный орган был обязан судом совершить определенные действия. В отношении же требования ко второму ответчику - Управлению Росреестра по Самарской области, суд первой инстанции никаких выводов в решении не сделал.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, в частности ч. 5 ст. 170 АПК РФ, которая предусматривает, что резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований и ч. 2 ст. 175 АПК РФ, которая предусматривает, что при принятии решения против нескольких ответчиков арбитражный суд указывает, в какой части (доле) каждый из ответчиков должен выполнить решение, или указывает, что их ответственность является солидарной.
Поскольку, надлежащим ответчиком по требованиям об установлении кадастровой стоимости земельных участков является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, суду следовало отказать в удовлетворении заявленных требований в отношении второго ответчика - Управления Росреестра по Самарской области.
Кроме того, судом первой инстанции неверно определен размер госпошлины, взысканной с ответчика в пользу истца в возмещение понесенных им расходов.
Требование, которое рассмотрено и удовлетворено судом представляет собой требование неимущественного характера, размер госпошлины за которое установлен пп. 4) п. 1 с.333.21 НК РФ в сумме 4000 рублей (в редакции, действовавшей в момент подачи заявления).
Судом же с ответчика взыскано только 2000 рублей и сделано неверное указание на возврат из бюджета излишне уплаченной пошлины в сумме 2000 рублей.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует изменить.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не взыскиваются, поскольку податель жалобы освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2014 года по делу N А55-15970/2014 изменить. Изложить резолютивную часть решения следующим образом:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:715, площадью 18 083 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, категория земель: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации зданий производственной базы, принадлежащего на праве собственности заявителю, равной рыночной стоимости земельного участка в размере 10 386 514 рублей.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости об установлении стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:715 равной рыночной стоимости земельного участка в размере 10 386 514 рублей.
В удовлетворении иска ООО "Росвэн" к Управлению Росреестра по Самарской области отказать.
Взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Росвэн" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2015 N 11АП-449/2015 ПО ДЕЛУ N А55-15970/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. по делу N А55-15970/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Росвэн" - Лапаевой О.А. (доверенность от 12.01.2015 г. N 6/215);
- от Управления Росреестра по Самарской области - не явился, извещен;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - не явился, извещен;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита" - не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 09.02.2015 года в помещении суда зал N 7 апелляционную жалобу Корнилов А.Б. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2014 года по делу N А55-15970/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Росвэн"
к Управлению Росреестра по Самарской области,
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
ООО "Росвэн" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области, в котором первоначально просило суд:
- -"признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 19.05.14 г. N 14/13с-10 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:715;
- -обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области осуществить пересмотр определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:715, площадью 18083,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, категория земель: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации зданий производственной базы, принадлежащего на праве собственности ООО "Росвэн", установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.13 г. в размере 10.386.514,00 рублей".
В результате неоднократных уточнений, суд рассмотрел требования истца уже к двум ответчикам - Управлению Росреестра по Самарской области и к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, которые были сформулированы как:
1.Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0302051:715, площадью 18083 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, категория земель: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации зданий производственной базы, принадлежащего на праве собственности ООО "Росвэн", равной рыночной стоимости земельного участка и размере 10 386 514 рублей.
2.Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести изменения в государственном кадастре недвижимости об установлении стоимости земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0302051:715 рыночной стоимости земельного участка в размере 10 386 514 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Самарской области" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2014 года по делу N А55-15970/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель второго ответчика - Управления Росреестра по Самарской области в заседании также не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель общества, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции следует изменить.
Как следует из материалов дела, в собственности ООО "Росвэн" находится земельный участок с кадастровым номером: 63:09:0302051:715, площадью 18083,00 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, категория земель: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации зданий производственной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АГ N 081428. (т. 1 л.д. 59).
Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 по состоянию на 01.01.2013 была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 25 248 207 руб. 92 коп.
В соответствии с требованиями действующего законодательства заявитель провел оценку земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181.
Согласно Отчету об оценке N 142-14А от 17.02.2014 г., изготовленному ООО "Институт независимой оценки и аудита", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0302051:715, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 10.386.514 руб.
Экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1369/2014-1 от 28.04.2014 установлено, что вышеназванный отчет об оценке N 142-14А от 17.02.2014 соответствует требованиям законодательства РФ.
Считая установленную Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 г. кадастровую стоимость земельного участка не соответствующей рыночной стоимости, заявитель обратился в арбитражный суд.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 предусматривается, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.13 N 610, проводилась на основании Распоряжения Правительства Самарской области от 06.05.13. N 262-р "Об организации работ по государственной кадастровой оценке населенных пунктов на территории Самарской области" в соответствии с пунктом 2 которого Управлению Росреестра по Самарской области было поручено сформировать и представить перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2013.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 г., споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Исходя из смысла искового заявления, истцом фактически заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков.
Экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1369/2014-1 от 28.04.2014 установлено, что отчет об оценке N 142-14А от 17.02.2014 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, с кадастровым номером 63:09:0302051:715 равной рыночной стоимости в размере 10 386 514 рублей.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах, требования об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка, с указанием ее равной рыночной стоимости, правомерно судом первой инстанции удовлетворены.
Однако, как уже было указано выше, исковые требования в окончательной редакции, сформулированной ООО "Росвэн", заявлены к двум ответчикам (т. 3 л.д. 168, 169). От первоначального требования к Управлению Росреестра по Самарской области (признать недействительным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 19.05.14 г. N 14/13с-10) истец не отказался. Как следует из содержания описательной части решения, судом сделан вывод, что уточнение требований соответствует ст. 49 АПК РФ и принято судом. В результате, требования истца по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области удовлетворены, указанный орган был обязан судом совершить определенные действия. В отношении же требования ко второму ответчику - Управлению Росреестра по Самарской области, суд первой инстанции никаких выводов в решении не сделал.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, в частности ч. 5 ст. 170 АПК РФ, которая предусматривает, что резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований и ч. 2 ст. 175 АПК РФ, которая предусматривает, что при принятии решения против нескольких ответчиков арбитражный суд указывает, в какой части (доле) каждый из ответчиков должен выполнить решение, или указывает, что их ответственность является солидарной.
Поскольку, надлежащим ответчиком по требованиям об установлении кадастровой стоимости земельных участков является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, суду следовало отказать в удовлетворении заявленных требований в отношении второго ответчика - Управления Росреестра по Самарской области.
Кроме того, судом первой инстанции неверно определен размер госпошлины, взысканной с ответчика в пользу истца в возмещение понесенных им расходов.
Требование, которое рассмотрено и удовлетворено судом представляет собой требование неимущественного характера, размер госпошлины за которое установлен пп. 4) п. 1 с.333.21 НК РФ в сумме 4000 рублей (в редакции, действовавшей в момент подачи заявления).
Судом же с ответчика взыскано только 2000 рублей и сделано неверное указание на возврат из бюджета излишне уплаченной пошлины в сумме 2000 рублей.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует изменить.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не взыскиваются, поскольку податель жалобы освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2014 года по делу N А55-15970/2014 изменить. Изложить резолютивную часть решения следующим образом:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:715, площадью 18 083 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 181, категория земель: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации зданий производственной базы, принадлежащего на праве собственности заявителю, равной рыночной стоимости земельного участка в размере 10 386 514 рублей.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости об установлении стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:715 равной рыночной стоимости земельного участка в размере 10 386 514 рублей.
В удовлетворении иска ООО "Росвэн" к Управлению Росреестра по Самарской области отказать.
Взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Росвэн" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)