Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И.) и постановление от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу N А27-12719/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимут" (650000, г. Кемерово, ул. Красная, 4, 89, ОГРН 1124205017122, ИНН 4205251965) к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр-кт Советский, 58, ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569) о признании незаконным отказа.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, с предполагаемым местом размещения: г. Кемерово, в границах пр. Ленина, пр. Ленинградского, б-р. Строителей, пр. Химиков, примерной площадью 2 000 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания, выраженного в письме от 19.06.2014 N 10-6-06/1286.
Устранение допущенного нарушения прав и законных интересов, общество считает возможным в виде обязания комитета осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ комитета в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка и обязал осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что судами неверно применены положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку правоотношения между сторонами не возникли в связи с тем, что процедура предоставления земельного участка не была начата.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Азимут" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что 27.03.2014 общество в порядке пункта 1 статьи 31 ЗК РФ обратилось в Комитет с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с предполагаемым местом размещения: г. Кемерово, в границах пр. Ленина, пр. Ленинградского, б-р. Строителей, пр. Химиков, примерной площадью 2 000 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания.
Комитет 19.06.2014 направил в адрес общества письмо N 10-6-06/1286 в котором, ссылаясь на постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" в редакции постановления от 29.04.2014, отказал в рассмотрении обращения по существу.
Полагая, что отказ комитета является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из того, что правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возникли до вступления в силу постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 168 "О внесении изменений в постановление Коллегия администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192", в связи с чем заинтересованное лицо должно было завершить процедуру предоставления земельного участка именно с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пункту 3 постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192 предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства в административном центре города Кемерово, осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений; для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 168 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192" в пункт 3 внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре города Кемерово, для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в случаях: предоставления земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения, за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.
Судами установлено и следует из представленных в дело доказательств, что заявление подано обществом 27.03.2014, изменения в названные нормативные акты приняты 29.04.2014, опубликованы 05.05.2014, следовательно, заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта подано ранее, чем внесены соответствующие изменения в постановление Коллегия Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 7-О, от 01.12.2009 N 1549-О-П, от 13.05.2010 N 828-О-О).
Кроме того, в соответствии правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, часть 1 статьи 17, 18, 19, часть 1 статьи 54 и частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Арбитражные суды, установив, что фактически заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленное обществом в адрес комитета 27.03.2014 осталось без разрешения в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов, принимая во внимание, что отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка в соответствующий уполномоченный орган, правомерно признали отказ комитета в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка незаконным и обязали осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, исследованы судами обеих инстанций полно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12719/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.04.2015 N Ф04-17535/2015 ПО ДЕЛУ N А27-12719/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N А27-12719/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И.) и постановление от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу N А27-12719/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимут" (650000, г. Кемерово, ул. Красная, 4, 89, ОГРН 1124205017122, ИНН 4205251965) к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр-кт Советский, 58, ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569) о признании незаконным отказа.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, с предполагаемым местом размещения: г. Кемерово, в границах пр. Ленина, пр. Ленинградского, б-р. Строителей, пр. Химиков, примерной площадью 2 000 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания, выраженного в письме от 19.06.2014 N 10-6-06/1286.
Устранение допущенного нарушения прав и законных интересов, общество считает возможным в виде обязания комитета осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ комитета в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка и обязал осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что судами неверно применены положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку правоотношения между сторонами не возникли в связи с тем, что процедура предоставления земельного участка не была начата.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Азимут" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что 27.03.2014 общество в порядке пункта 1 статьи 31 ЗК РФ обратилось в Комитет с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с предполагаемым местом размещения: г. Кемерово, в границах пр. Ленина, пр. Ленинградского, б-р. Строителей, пр. Химиков, примерной площадью 2 000 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания.
Комитет 19.06.2014 направил в адрес общества письмо N 10-6-06/1286 в котором, ссылаясь на постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" в редакции постановления от 29.04.2014, отказал в рассмотрении обращения по существу.
Полагая, что отказ комитета является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из того, что правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возникли до вступления в силу постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 168 "О внесении изменений в постановление Коллегия администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192", в связи с чем заинтересованное лицо должно было завершить процедуру предоставления земельного участка именно с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пункту 3 постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192 предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства в административном центре города Кемерово, осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений; для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 168 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192" в пункт 3 внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре города Кемерово, для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в случаях: предоставления земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения, за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.
Судами установлено и следует из представленных в дело доказательств, что заявление подано обществом 27.03.2014, изменения в названные нормативные акты приняты 29.04.2014, опубликованы 05.05.2014, следовательно, заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта подано ранее, чем внесены соответствующие изменения в постановление Коллегия Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 7-О, от 01.12.2009 N 1549-О-П, от 13.05.2010 N 828-О-О).
Кроме того, в соответствии правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, часть 1 статьи 17, 18, 19, часть 1 статьи 54 и частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Арбитражные суды, установив, что фактически заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленное обществом в адрес комитета 27.03.2014 осталось без разрешения в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов, принимая во внимание, что отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка в соответствующий уполномоченный орган, правомерно признали отказ комитета в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка незаконным и обязали осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, исследованы судами обеих инстанций полно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12719/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)