Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.12.2014 N 11АП-16972/2014 ПО ДЕЛУ N А55-10427/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N А55-10427/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия" - до и после перерыва представителя Туманова С.В. (доверенность от 26 ноября 2014 года),
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - до и после перерыва представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 09 января 2014 года),
от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
министерства имущественных отношений Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
администрации городского округа Самара - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01-08 декабря 2014 года апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2014 года по делу N А55-10427/2014 (судья Степанова И.К.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия" (ОГРН 1026300763917, ИНН 6312035137), г. Самара, к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 29 апреля 2014 года N 61/ДЛХ о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия" (далее - ООО фирма "АРС студия", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство, административный орган) от 29 апреля 20-14 года N 61/ДЛХ о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, администрация городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2014 года постановление министерства от 29 апреля 2014 года N 61/ДЛХ признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доказанность наличия в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения, отнесение спорных лесных участков к участкам лесного фонда, наличие у заявителя обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, осуществление министерством государственного пожарного надзора в лесах.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель возражал заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01 декабря 2014 года объявлялся перерыв до 12 час 05 мин 08 декабря 2014 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 08 декабря 2014 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 01 по 07 апреля 2014 года в отношении общества было установлено, что при использовании лесного участка, имеющего местоположение: г. Самара, Красноглинский район, Самарское лесничество, квартал N 80, выдел 8, под культурно-оздоровительные цели на основании договора аренды участка лесного фонда от 10 октября 2001 года N 82, общество не обеспечило средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: отсутствуют пункт сосредоточения противопожарного инвентаря и инвентарь, противопожарная минерализованная полоса по периметру участка. Тем самым нарушены требования ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года N 200-ФЗ, под."а" п. 3, под. "а" и "в" п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), приказ Минсельхоза РФ от 22 декабря 2008 года N 549 "Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов".
В отношении общества административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 17/2014-15 от 07 апреля 2014 года по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Постановлением административного органа N 61/ДЛХ от 29 апреля 2014 года общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В обоснование жалобы общество ссылается на отсутствие состава и вины в совершении административного правонарушения, так как в соответствии с кадастровым планом земельного участка N 01-4-8/03-5657 от 23 июня 2003 года земельный участок для культурно-оздоровительных целей площадью 22000 кв. м по вышеуказанному адресу не относится к землям лесного фонда, а относится к категориям земель - земли населенных пунктов, регламент в отношении земель населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждается органом местного самоуправления и в настоящее время не разработан.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал вывод о том, что административным органом не доказан факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, исходя из следующих обстоятельств:
В соответствии с кадастровым планом земельного участка N 01-4-8/03-5657 от 23 июня 2003 года земельный участок для культурно-оздоровительных целей площадью 22000 кв. м по вышеуказанному адресу относится к категориям земель - земли населенных пунктов. Данного обстоятельства административным органом не опровергнуто.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 28 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что основной осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Таким образом, использование городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, может осуществляться только на основании лесохозяйственных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления. В настоящее время орган местного самоуправления такой регламент в отношении земель населенных пунктов, на которых расположены городские леса, не разработал.
Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой: постановление Одиннадцатого арбитражного суда от 09 апреля 2014 года по делу N А55-24850/2013.
Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что у общества отсутствовала реальная возможность подготовить проект освоения лесов, а, следовательно, принять все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности.
Между тем вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения является ошибочным. Отсутствие лесохозяйственных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления, не снимает с лесопользователей обязанностей по соблюдению мер пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными в силу прямого указания на это в самих Правилах пожарной безопасности в лесах. Так, согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Как видно заявителю вменено в вину нарушение под."а" п. 3, под. "а" и "в" п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно под. "а" п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Действительно, в п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах указано, что мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Между тем после вступления в силу постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 года по делу N А55-15555/2008 были прекращены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним разделы по лесным участкам Самарского лесничества. Соответственно, невыполнение проекта освоения лесов не может быть вменено в вину заявителю.
В то же время пунктом 6 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
Следовательно, требования под. "а" п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах должны заявителем выполняться с учетом целевого назначения земель и целевого назначения городских лесов.
В соответствии с п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:
а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
При этом каких-либо оговорок в части соблюдения требований пункта 13 Правила пожарной безопасности в лесах не содержат.
Указанные требования Правил пожарной безопасности в лесах являются общеобязательными, относятся не только к участкам лесного фонда, но и к городским лесам, расположенным на территории населенных пунктов.
В этой связи не имеет значения для привлечения к административной ответственности за нарушение пожарной безопасности в лесах то обстоятельство, что арендуемые заявителем леса не относятся к участкам лесного фонда, исходя из судебных актов по делу N А55-15555/2008.
Материалами дела факт совершения правонарушения подтвержден и заявителем не опровергнут.
При этом судебные акты по делу N А55-24850/2013 преюдициального значения для настоящего спора не имеют, поскольку предметом правонарушения в оспариваемом в рамках дела N А55-24850/2013 постановлении административного правонарушения является нарушение, связанное с отсутствием проекта освоения лесов, а не с нарушением Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах в материалы дела не представлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Уполномоченным органом на территории Самарской области по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах является министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 этого Кодекса.
Пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч. 1 ст. 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом на территории Самарской области по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах, в соответствии со статьями 83 и 97 ЛК РФ, а также в соответствии с положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области N 528 от 09.10.2013, является министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Согласно п. 2.2 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в рамках законодательно установленных полномочий осуществлена плановая выездная проверка по пожарному надзору, по результатам которой ООО фирма "АРС студия" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и законности оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ на законных основаниях уполномоченным государственным органом. Обстоятельств, исключающих административную ответственность общества, не установлено. Назначенное административным органом соразмерно тяжести совершенного правонарушения, степени его общественной вредности и возможным негативным последствиям.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 03 октября 2014 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО фирма "АРС студия" отказать.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2014 года по делу N А55-10427/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)