Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Салтыковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Наговицыной Н.Н., действующей на основании доверенности от 18.04.2014, Наговицыной С.М., действующей на основании доверенности от 03.02.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Зуевского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2014 по делу N А28-896/2014, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по иску администрации Зуевского района Кировской области (ИНН: 4309001046,ОГРН: 1024300667533)
к закрытому акционерному обществу "Зуевская птицефабрика" (ИНН: 4309000349,ОГРН: 1024300665070),
о взыскании задолженности по арендной плате,
установил:
администрация Зуевского района Кировской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Зуевская птицефабрика" (далее по тексту - ответчик, ЗАО "Зуевская птицефабрика") о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 06.07.2004 N 99 в сумме 1 829 689 руб. 91 коп. за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 124 506 руб. 18 коп. за период с 01.01.2013 по 06.05.2014.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2014 с ответчика в пользу истца взыскано 6 072 руб. 91 коп., из них: задолженность по договору аренды земельного участка от 06.07.2004 N 99 в период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в сумме 5 670 руб. 52 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 402 руб. 39 коп., начисленных за период с 01.01.2013 по 06.05.2014. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, Постановление Правительства Российской Федерации N 582 определяет способы расчета размера арендной платы, условия и порядок внесения арендной платы только за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, однако спорные земельные участки находятся не в собственности Российской федерации, а относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Следовательно, Постановление N 582 не может применяться при расчете размера арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена. Заявитель указывает, что при определении размера арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена, должно применяться Постановление Правительства Кировской области N 130/149 от 04.05.2008.
Ответчик отзыв на жалобу не представил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.07.2004 между Администрацией (арендодатель) и ЗАО "Зуевская птицефабрика" (арендатор) заключен договор N 99 аренды земельного участка с кадастровым номером 43:09:310127:7, площадью 51 га, для сельскохозяйственного производства, согласно которому арендатор принял на себя обязательства вносить арендную плату за пользование земельным участком в соответствии с расчетом арендной платы, величина которой определяется на основании установленных базовых размеров арендной платы.
Пунктом 5.1 договора аренды предусмотрено, что за нарушение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Государственная регистрация договора проведена 06.08.2004.
Посчитав, что за ответчиком числится задолженность по внесению арендной платы, истец обратился в Арбитражный суд Кировской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13 указано, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении N 15837/11, принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Так, Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, если земельный участок предоставлен в аренду для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, то арендная плата рассчитывается в размере 0,6 процентов от кадастровой стоимости земли (подпункт "в" пункта 3).
Из условий договора аренды следует целевое назначение земельного участка - для сельскохозяйственного использования.
Поскольку отношения аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, имеют все признаки правоотношений аренды земельного участка, также используемого в сельскохозяйственных целях, но находящегося в собственности Российской Федерации, за исключением того, что публично-правовой субъект, обладающий вещным правом на земельный участок не определен, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что арендная плата за земельный участок не должна превышать 0,6 процентов от кадастровой стоимости земли, при этом расчет арендной платы в соответствии с Методикой определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Кировской области, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 04.05.2008 N 130/149 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области" является неправомерным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2014 по делу N А28-896/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Зуевского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
О.П.КОБЕЛЕВА
Судьи
О.А.ГУРЕЕВА
В.Г.САНДАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2014 ПО ДЕЛУ N А28-896/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. по делу N А28-896/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Салтыковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Наговицыной Н.Н., действующей на основании доверенности от 18.04.2014, Наговицыной С.М., действующей на основании доверенности от 03.02.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Зуевского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2014 по делу N А28-896/2014, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по иску администрации Зуевского района Кировской области (ИНН: 4309001046,ОГРН: 1024300667533)
к закрытому акционерному обществу "Зуевская птицефабрика" (ИНН: 4309000349,ОГРН: 1024300665070),
о взыскании задолженности по арендной плате,
установил:
администрация Зуевского района Кировской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Зуевская птицефабрика" (далее по тексту - ответчик, ЗАО "Зуевская птицефабрика") о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 06.07.2004 N 99 в сумме 1 829 689 руб. 91 коп. за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 124 506 руб. 18 коп. за период с 01.01.2013 по 06.05.2014.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2014 с ответчика в пользу истца взыскано 6 072 руб. 91 коп., из них: задолженность по договору аренды земельного участка от 06.07.2004 N 99 в период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в сумме 5 670 руб. 52 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 402 руб. 39 коп., начисленных за период с 01.01.2013 по 06.05.2014. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, Постановление Правительства Российской Федерации N 582 определяет способы расчета размера арендной платы, условия и порядок внесения арендной платы только за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, однако спорные земельные участки находятся не в собственности Российской федерации, а относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Следовательно, Постановление N 582 не может применяться при расчете размера арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена. Заявитель указывает, что при определении размера арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена, должно применяться Постановление Правительства Кировской области N 130/149 от 04.05.2008.
Ответчик отзыв на жалобу не представил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.07.2004 между Администрацией (арендодатель) и ЗАО "Зуевская птицефабрика" (арендатор) заключен договор N 99 аренды земельного участка с кадастровым номером 43:09:310127:7, площадью 51 га, для сельскохозяйственного производства, согласно которому арендатор принял на себя обязательства вносить арендную плату за пользование земельным участком в соответствии с расчетом арендной платы, величина которой определяется на основании установленных базовых размеров арендной платы.
Пунктом 5.1 договора аренды предусмотрено, что за нарушение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Государственная регистрация договора проведена 06.08.2004.
Посчитав, что за ответчиком числится задолженность по внесению арендной платы, истец обратился в Арбитражный суд Кировской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13 указано, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении N 15837/11, принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Так, Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, если земельный участок предоставлен в аренду для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, то арендная плата рассчитывается в размере 0,6 процентов от кадастровой стоимости земли (подпункт "в" пункта 3).
Из условий договора аренды следует целевое назначение земельного участка - для сельскохозяйственного использования.
Поскольку отношения аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, имеют все признаки правоотношений аренды земельного участка, также используемого в сельскохозяйственных целях, но находящегося в собственности Российской Федерации, за исключением того, что публично-правовой субъект, обладающий вещным правом на земельный участок не определен, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что арендная плата за земельный участок не должна превышать 0,6 процентов от кадастровой стоимости земли, при этом расчет арендной платы в соответствии с Методикой определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Кировской области, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 04.05.2008 N 130/149 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области" является неправомерным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2014 по делу N А28-896/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Зуевского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
О.П.КОБЕЛЕВА
Судьи
О.А.ГУРЕЕВА
В.Г.САНДАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)