Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Радченко А.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Радченко А.Г. на решение Ульяновского областного суда от 20 ноября 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Радченко А.Г. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащей ему на праве собственности 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, <...> в размере, равном его рыночной стоимости, и о взыскании судебных расходов на уплату государственной пошлины и на уплату услуг представителя.
В обоснование своих требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> руб. и не соответствует его рыночной - <...> руб., определенной в отчете независимого оценщика по состоянию на 1 января 2011 г., подтвержденном экспертным заключением НП "Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки". Данное обстоятельство нарушает его права.
К участию в деле привлечены филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области), правительство Ульяновской области, администрация муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области, Алексич К.В.
Решением Ульяновской областного суда от 20 ноября 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Радченко А.Г. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. Полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка, так как при определении кадастровой стоимости применялся удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка.
Относительно апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, а также Управлением Росреестра по Ульяновской области поданы возражения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из того, что поскольку кадастровая стоимость принадлежащего Радченко А.Г. земельного участка определена на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), то датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Закон об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания), с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель.
Из анализа положений упомянутых норм законодательства об оценочной деятельности следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела, Радченко А.Г. является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м (категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства"), расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 марта 2012 г. <...>.
Постановлением правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. N 21-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 1 января 2011 г., в перечне которых земельный участок с кадастровым номером <...> не значится.
Земельный участок с кадастровым номером <...> является вновь образованным в результате деления в октябре 2011 года земельного участка с кадастровым номером <...> на 314 земельных участков, поставлен на кадастровый учет 2 ноября 2011 г.
Первоначально кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний путем умножения площади земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 г. N 508-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области", и составила 80 373,44 руб. (акт определения кадастровой стоимости от 2 ноября 2011 г. N 140).
В связи с принятием постановления правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> была вновь рассчитана органом кадастрового учета в соответствии пунктом 2.4 Методических указаний и составляет <...> руб. Результаты определения кадастровой стоимость указанного земельного участка отражены в акте определения кадастровой стоимости от 6 сентября 2012 г. N 19394.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Вместе с тем по заданию Радченко А.Г. обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-УЛЬЯНОВСК" подготовлен отчет от 1 июля 2014 г. N 0297/14, согласно которому рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2011 г.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что названный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ульяновского областного суда от 20 ноября 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Радченко А.Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.03.2015 N 80-АПГ15-1
Требование: Об установлении кадастровой стоимости доли земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. N 80-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Радченко А.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Радченко А.Г. на решение Ульяновского областного суда от 20 ноября 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Радченко А.Г. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащей ему на праве собственности 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, <...> в размере, равном его рыночной стоимости, и о взыскании судебных расходов на уплату государственной пошлины и на уплату услуг представителя.
В обоснование своих требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> руб. и не соответствует его рыночной - <...> руб., определенной в отчете независимого оценщика по состоянию на 1 января 2011 г., подтвержденном экспертным заключением НП "Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки". Данное обстоятельство нарушает его права.
К участию в деле привлечены филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области), правительство Ульяновской области, администрация муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области, Алексич К.В.
Решением Ульяновской областного суда от 20 ноября 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Радченко А.Г. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. Полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка, так как при определении кадастровой стоимости применялся удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка.
Относительно апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, а также Управлением Росреестра по Ульяновской области поданы возражения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из того, что поскольку кадастровая стоимость принадлежащего Радченко А.Г. земельного участка определена на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), то датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Закон об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания), с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель.
Из анализа положений упомянутых норм законодательства об оценочной деятельности следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела, Радченко А.Г. является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м (категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства"), расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 марта 2012 г. <...>.
Постановлением правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. N 21-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 1 января 2011 г., в перечне которых земельный участок с кадастровым номером <...> не значится.
Земельный участок с кадастровым номером <...> является вновь образованным в результате деления в октябре 2011 года земельного участка с кадастровым номером <...> на 314 земельных участков, поставлен на кадастровый учет 2 ноября 2011 г.
Первоначально кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний путем умножения площади земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 г. N 508-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области", и составила 80 373,44 руб. (акт определения кадастровой стоимости от 2 ноября 2011 г. N 140).
В связи с принятием постановления правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> была вновь рассчитана органом кадастрового учета в соответствии пунктом 2.4 Методических указаний и составляет <...> руб. Результаты определения кадастровой стоимость указанного земельного участка отражены в акте определения кадастровой стоимости от 6 сентября 2012 г. N 19394.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Вместе с тем по заданию Радченко А.Г. обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-УЛЬЯНОВСК" подготовлен отчет от 1 июля 2014 г. N 0297/14, согласно которому рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2011 г.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что названный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ульяновского областного суда от 20 ноября 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Радченко А.Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)