Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Погосовой А.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2015 по делу N А15-2608/2014,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67, площадью 5628 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства биологической лаборатории, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, в размере, равной его рыночной стоимости в сумме 7 417 000 рублей, определенной по состоянию на 31.01.2013, и обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной указанной рыночной стоимости (с учетом уточнений).
Решением от 16.01.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67 и площадью 5628 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства биологической лаборатории, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, равной его рыночной стоимости в сумме 7 417 000 рублей, по состоянию на 31 января 2013 года и обязал ответчика в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости указанного земельного участка. Судебный акт мотивирован несоответствием содержащейся в ГКН кадастровой стоимости принадлежащего учреждению на праве постоянного/бессрочного пользования земельного участка его рыночной стоимости.
Не согласившись с указанным решением, Правительство Республики Дагестан подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на определение рыночной стоимости спорного земельного участка на 01.01.2013 вместо 01.12.2012, по состоянию на которую установлена оспариваемая кадастровая стоимость.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные суду доказательства, приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован земельный участок площадью 5628 кв. м с кадастровым номером 05:40:000025:67 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2013 серии 05-АА N 758203). Данный земельный участок закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства биологической лаборатории, что подтверждается свидетельством от 30.09.2013 серии 05-АА N 722100.
Согласно кадастровому паспорту N 005-201/13-80906 от 03.09.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 13 999 389 рублей 79 копеек.
Согласно отчету оценщика АНО "Соэкс-Дагестан" от 25.06.2014 N 90/ЗУ-14-02 по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 5628 кв. м с кадастровым номером 05:40:000025:67, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, составляет 7 098 000 рублей.
Учреждение, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и она является недостоверной, обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, определяемой в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса). Предыдущая редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса предусматривала установление кадастровой стоимости земельного участка в случаях определения его рыночной стоимости, в процентах от последней.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в кадастр, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
Поскольку установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в кадастр в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, и не может быть определена на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости). Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса).
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности (действовавшая на момент обращения истца 08.07.2014 в арбитражный суд) предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истцом с исковым заявлением в материалы дела представлен отчет оценщика АНО "Соэкс-Дагестан" от 25.06.2014 N 90/ЗУ-14-02, согласно которому по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 5628 кв. м с кадастровым номером 05:40:000025:67, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, составляет 7 098 000 руб. (л.д. 32-79 т. 1).
Суд первой инстанции по ходатайству истца назначил экспертизу на предмет определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67, общей площадью 5628 кв. м, по состоянию на 31.01.2013 (дата проведения очередной государственной кадастровой оценки земель, на основании правового акта об утверждении результатов которой сведения о стоимости участка внесены в кадастр).
По результатам проведенного исследования в суд представлено заключению эксперта N 437 от 24.11.2014, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67 и общей площадью 5628 кв. м составляет 7 417 000 рублей. Рыночная стоимость указанного земельного участка установлена на дату 31.01.2013, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость постановлением Правительства РД от 31.01.2013 N 13 и рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2013 года согласно отчету оценщика N 90/90ЗУ-14-02 от 25.06.2014.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Согласно государственному контракту от 10.12.2012 N 34, заключенному Минимуществом Республики Дагестан (заказчик) с ООО ОК "Золотая Цифра" (исполнитель), проводились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Дагестан, результаты которой утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам городов Республики Дагестан". В отчете судебного эксперта N 437 от 24.11.2014 рыночная (кадастровая) стоимость указанного земельного участка истца определена по состоянию на 31.01.2013, т.е. на дату установления (утверждения) удельных показателей кадастровой стоимости земель по постановлению Правительства РД от 31.01.2013 N 13.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии содержащейся в кадастре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67 и общей площадью 5628 кв. м его рыночной стоимости в размере 7 417 000 рублей, определенной по состоянию на 31.01.2013, и обоснованности размера последней и удовлетворении заявленных обществом требований.
Выводы суда по рассматриваемому делу соответствует правовым позициям Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (постановления президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11), Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа (постановления от 03.12.2013 по делу N А53-14072013, от 24.03.2014 по делу N А53-6977/2013 и от 18.08.2014 по делу N А32-23402/2013), Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (постановление от 23.07.2013 по делу N А27-4849/2010), Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (постановление от 05.02.2014 по делу N А11-1222/2013) и других судов.
Возражая против достоверности рыночной стоимости земельного участка, определенной в заключении судебного эксперта N 437 от 24.11.2014, заявитель жалобы не представил доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости.
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Кодекса возложена на стороны.
Само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для проведения повторной либо дополнительной экспертизы.
Доводы жалобы о том, что отчет по определению рыночной стоимости земельного участка произведен не на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка, а также о наличии в заключении судебного эксперта от N 437 от 24.11.2014 ошибки в указании даты установления рыночной стоимости, изучены коллегией и отклоняются.
Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан N 13 от 31.01.2013 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Республики Дагестан, результаты которой определены по состоянию на 31.01.2013.
На эту же дату рассчитана экспертом и рыночная стоимость спорного земельного участка.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Для удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки, поскольку такое требование направлено не на ее оспаривание, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.
Основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2015 по делу N А15-2608/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2015 N 16АП-731/2015 ПО ДЕЛУ N А15-2608/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. по делу N А15-2608/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Погосовой А.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2015 по делу N А15-2608/2014,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67, площадью 5628 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства биологической лаборатории, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, в размере, равной его рыночной стоимости в сумме 7 417 000 рублей, определенной по состоянию на 31.01.2013, и обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной указанной рыночной стоимости (с учетом уточнений).
Решением от 16.01.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67 и площадью 5628 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства биологической лаборатории, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, равной его рыночной стоимости в сумме 7 417 000 рублей, по состоянию на 31 января 2013 года и обязал ответчика в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости указанного земельного участка. Судебный акт мотивирован несоответствием содержащейся в ГКН кадастровой стоимости принадлежащего учреждению на праве постоянного/бессрочного пользования земельного участка его рыночной стоимости.
Не согласившись с указанным решением, Правительство Республики Дагестан подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на определение рыночной стоимости спорного земельного участка на 01.01.2013 вместо 01.12.2012, по состоянию на которую установлена оспариваемая кадастровая стоимость.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные суду доказательства, приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован земельный участок площадью 5628 кв. м с кадастровым номером 05:40:000025:67 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2013 серии 05-АА N 758203). Данный земельный участок закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства биологической лаборатории, что подтверждается свидетельством от 30.09.2013 серии 05-АА N 722100.
Согласно кадастровому паспорту N 005-201/13-80906 от 03.09.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 13 999 389 рублей 79 копеек.
Согласно отчету оценщика АНО "Соэкс-Дагестан" от 25.06.2014 N 90/ЗУ-14-02 по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 5628 кв. м с кадастровым номером 05:40:000025:67, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, составляет 7 098 000 рублей.
Учреждение, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и она является недостоверной, обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, определяемой в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса). Предыдущая редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса предусматривала установление кадастровой стоимости земельного участка в случаях определения его рыночной стоимости, в процентах от последней.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в кадастр, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
Поскольку установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в кадастр в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, и не может быть определена на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости). Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса).
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности (действовавшая на момент обращения истца 08.07.2014 в арбитражный суд) предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истцом с исковым заявлением в материалы дела представлен отчет оценщика АНО "Соэкс-Дагестан" от 25.06.2014 N 90/ЗУ-14-02, согласно которому по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 5628 кв. м с кадастровым номером 05:40:000025:67, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, составляет 7 098 000 руб. (л.д. 32-79 т. 1).
Суд первой инстанции по ходатайству истца назначил экспертизу на предмет определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67, общей площадью 5628 кв. м, по состоянию на 31.01.2013 (дата проведения очередной государственной кадастровой оценки земель, на основании правового акта об утверждении результатов которой сведения о стоимости участка внесены в кадастр).
По результатам проведенного исследования в суд представлено заключению эксперта N 437 от 24.11.2014, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67 и общей площадью 5628 кв. м составляет 7 417 000 рублей. Рыночная стоимость указанного земельного участка установлена на дату 31.01.2013, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость постановлением Правительства РД от 31.01.2013 N 13 и рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2013 года согласно отчету оценщика N 90/90ЗУ-14-02 от 25.06.2014.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Согласно государственному контракту от 10.12.2012 N 34, заключенному Минимуществом Республики Дагестан (заказчик) с ООО ОК "Золотая Цифра" (исполнитель), проводились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Дагестан, результаты которой утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам городов Республики Дагестан". В отчете судебного эксперта N 437 от 24.11.2014 рыночная (кадастровая) стоимость указанного земельного участка истца определена по состоянию на 31.01.2013, т.е. на дату установления (утверждения) удельных показателей кадастровой стоимости земель по постановлению Правительства РД от 31.01.2013 N 13.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии содержащейся в кадастре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67 и общей площадью 5628 кв. м его рыночной стоимости в размере 7 417 000 рублей, определенной по состоянию на 31.01.2013, и обоснованности размера последней и удовлетворении заявленных обществом требований.
Выводы суда по рассматриваемому делу соответствует правовым позициям Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (постановления президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11), Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа (постановления от 03.12.2013 по делу N А53-14072013, от 24.03.2014 по делу N А53-6977/2013 и от 18.08.2014 по делу N А32-23402/2013), Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (постановление от 23.07.2013 по делу N А27-4849/2010), Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (постановление от 05.02.2014 по делу N А11-1222/2013) и других судов.
Возражая против достоверности рыночной стоимости земельного участка, определенной в заключении судебного эксперта N 437 от 24.11.2014, заявитель жалобы не представил доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости.
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Кодекса возложена на стороны.
Само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для проведения повторной либо дополнительной экспертизы.
Доводы жалобы о том, что отчет по определению рыночной стоимости земельного участка произведен не на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка, а также о наличии в заключении судебного эксперта от N 437 от 24.11.2014 ошибки в указании даты установления рыночной стоимости, изучены коллегией и отклоняются.
Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан N 13 от 31.01.2013 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Республики Дагестан, результаты которой определены по состоянию на 31.01.2013.
На эту же дату рассчитана экспертом и рыночная стоимость спорного земельного участка.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Для удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки, поскольку такое требование направлено не на ее оспаривание, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.
Основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2015 по делу N А15-2608/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)