Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 07.07.2014 N Ф09-3134/14 ПО ДЕЛУ N А60-32202/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. N Ф09-3134/14

Дело N А60-32202/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Столярова А.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дачного потребительского кооператива "Мало-Истокские пруды" (ОГРН 1096670007807, ИНН 6670249139; далее - кооператив) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2013 по делу N А60-32202/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- кооператива - Крачнаков Я.П. (доверенность от 05.05.2014 N 5);
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества) - Черкашина Н.А. (доверенность от 30.10.2013).

Кооператив обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Росимущества о признании незаконными действий по истребованию дополнительных решений общего собрания о приобретении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, обязании Территориального управления Росимущества издать приказ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.11.2013 (судья Биндер А.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что получил спорный земельный участок в порядке сингулярного правопреемства, что полностью соответствует положениям п. 5 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации. Запретов на совершение садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан сделок подобного рода действующее законодательство не содержит. Положения ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) императивно устанавливают право заявителя приобрести в собственность бесплатно земельный участок, который относится к имуществу общего пользования. При этом, по мнению заявителя жалобы, то обстоятельство, что спорный земельный участок предоставлен кооперативу в ином порядке, чем предусмотрено главой III Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, не исключает возможность приобретения земельного участка в собственность в порядке ст. 28 названного Федерального закона. Кооператив полагает, что порядок приобретения земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, закрепленный в п. 2, 5 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, является универсальным, так как данный закон не устанавливает зависимость приобретения в собственность бесплатно таких участков от процедуры их первоначального предоставления. Кроме того, кооператив указывает, что раздел и изменение разрешенного использования спорного земельного участка произведены в полном соответствии с требованиями законодательства, а использование земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, выделенного под проезды до земельных участков членов кооператива и относящегося к имуществу общего пользования кооператива соответствует градостроительному регламенту и не требует внесения изменений в договора аренды. Кооператив также считает, что обратился за реализацией своего права на приобретение земельного участка в собственность к надлежащему органу власти - Территориальному управлению Росимущества.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по договору аренды от 18.10.2007 N АЗФ-104/1022 Территориальное управление Росимущества передало ГУП ОПХ "Исток" (арендатор) в аренду на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 66:41:00 00 000:0593 площадью 15 792 038 кв. м, расположенный в восточной части кадастрового района "Екатеринбургский", для сельскохозяйственного использования.
По договору от 25.03.2009 кооперативу были переданы права и обязанности по договору аренды от 18.10.2007 N АЗФ-104/1022 в части земельного участка площадью 132 191 кв. м (учетный номер 66:41:0614015:157), расположенного в границах единого землепользования с кадастровым номером 66:41:00 00 000:0593.
Приказом Территориального управления Росимущества от 27.08.2009 N 46 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:00 00 000:593 площадью 15 792 038 кв. м был выделен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 площадью 132 180 кв. м.
По договору аренды от 22.09.2009 N АЗФ-2/1022 Территориальное управление Росимущества передало кооперативу земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 в аренду для сельскохозяйственного использования.
Распоряжением Территориального управления Росимущества от 05.06.2012 N 400-р из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:264 было выделено 52 земельных участка, в том числе, с кадастровым номером 66:41:0614015:1039.
Между Территориальным управлением Росимущества (арендодатель) и кооперативом (арендатор) 03.07.2012 заключен договор аренды N АЗФ-111/1022, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, расположенный в г. Екатеринбурге, севернее пос. Малый Исток, на срок до 25.10.2022.
Кооператив 01.03.2013 обратился в Территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в собственность бесплатно.
В письме от 24.05.2013 Территориальное управление Росимущества указало на невозможность принятия такого решения, поскольку в собрании пайщиков кооператива, состоявшемся 15.10.2012, приняло участие менее 50% от членов кооператива.
Кооператив 07.06.2013 вновь обратился в Территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в собственность бесплатно.
В письме от 08.07.2013 Территориальное управление Росимущества указало на отсутствие документов, предусмотренных п. 5 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Полагая, что отказ Территориального управления Росимущества в предоставлении земельного участка является незаконным, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (п. 2 названной статьи).
В силу п. 5 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что испрашиваемый земельный участок не был предоставлен для целей размещения дачного некоммерческого объединения в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ. Права на указанный земельный участок заявитель приобрел при перенайме объекта аренды по договору от 18.10.2007 N АЗФ-104/1022, а затем - при реализации преимущественного права арендатора на заключение договора аренды в отношении земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:264.
Судами также установлено, что по условиям договора аренды от 22.09.2009 N АЗФ-2/1022 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 предоставлен заявителю в аренду с целевым использованием: сады, огороды. При этом из материалов дела не следует, что предоставление в аренду данного земельного участка предусматривало размещение на нем дачного некоммерческого объединения с определением земельных участков, подлежащих передаче членам объединения в целях отдыха (с правом возведения жилого строения, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания сельскохозяйственных культур), а также с определением земельных участков для обеспечения общих потребностей членов некоммерческого объединения. Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 также предоставлен заявителю в аренду по договору от 03.07.2012 N АЗФ-111/1022 для использования под сады, огороды.
Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Судами установлено, что сведения об изменении в установленном порядке условий договора аренды от 03.07.2012 N АЗФ-111/1022 и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в аренду для целей обеспечения потребностей членов некоммерческого объединения в материалах дела отсутствуют.
При этом суды верно отметили, что заявитель, как арендатор земельного участка, не вправе в одностороннем порядке изменять его разрешенное использование, определяя его назначение как земельного участка общего пользования. Изменение разрешенного использования земельного участка по договору аренды должно соответствовать установленному порядку предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Установив, что доказательства того, что испрашиваемый земельный участок либо исходный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 были предоставлены для размещения дачного некоммерческого объединения, предполагающего наличие дачных земельных участков и земельных участков общего пользования, по процедуре выбора из фонда перераспределения земель в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, равно как и доказательства того, что указанные земельные участки предоставлялись для размещения дачного некоммерческого объединения в порядке, установленном ст. 30, 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют, суды пришли к правильному выводу о том, что определение использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 как земельного участка общего пользования не может быть признано соответствующим порядку предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для передачи этого земельного участка в собственность кооператива в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кооператива о том, что предоставление спорного земельного участка кооперативу в ином порядке, чем предусмотрено главой III Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, не исключает возможность приобретения земельного участка в собственность в порядке ст. 28 названного Федерального закона, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм права.
Довод кооператива о том, что он обратился за реализацией своего права на приобретение земельного участка в собственность к надлежащему органу власти - Территориальному управлению Росимущества, судом кассационной инстанции также отклоняется.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (п. 2 данной статьи).
Таким образом, по смыслу ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ выбор (предварительное согласование) и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляются из фонда перераспределения земель по ходатайству органа местного самоуправления.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно указал, что в данном случае предусмотренный законом порядок не предусматривает обязанности субъекта права собственности (Российской Федерации) разрешать вопросы предоставления земельных участков для ведения садоводства. Таким органом является орган местного самоуправления.
Поскольку кооператив в орган местного самоуправления не обращался, суд первой инстанции верно указал на нарушение заявителем порядка обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2013 по делу N А60-32202/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Дачного потребительского кооператива "Мало-Истокские пруды" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
А.Ю.СМИРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)