Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и существенно завышает его выкупную цену.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансстрой", Нарылковой К.Н., Теспижек К.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 20 января 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителей Ситниковой Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Трансстрой" (далее - ООО "Трансстрой", общество), Нарылкова К.Н., Теспижек К.В. обратились в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Республика <...>, ул. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу (далее - земельный участок), равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Тыва), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва (далее - территориальное управление Росимущества в Республике Тыва) и Правительство Республики Тыва.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 20 января 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Правительство Республики Тыва обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В судебное заседание представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Тыва, Правительства Республики Тыва, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителей, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ООО "Трансстрой", Нарылковой К.Н., Теспижек К.В. на праве собственности принадлежат здания на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: Республика <...> ул. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу.
Заявители 12 мая 2014 г. обратились в Территориальное управление Росимущества в Республике Тыва с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка путем выкупа в порядке статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно письму и.о. руководителя Территориального управления Росимущества в Республике Тыва Черноусовой О.В. от 23 мая 2014 г. N ОЧ-01-940 стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> при выкупе равна его кадастровой стоимости.
В соответствии со справкой Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 20 марта 2014 г. N СК-1015 кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 30 мая 2012 г. и утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 г. N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва". Согласно кадастровому паспорту от 8 февраля 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и существенно завышает выкупную цену земельного участка, общество, Нарылкова К.Н., Теспижек К.В. обратились с заявлением в суд.
В обоснование своих требований заявителями представлен отчет от 21 марта 2014 г. N 186/14 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком Т. согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Республика <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу, по состоянию на 30 мая 2012 г. составляет <...> руб.
Из указанного отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Тыва, произвел анализ рынка коммерческой недвижимости г. Кызыла, рынка земли, а также ценообразующих факторов. Для сравнения использовались данные за период 2009 - 2013 годов.
Оценщик использовал информацию газет "Плюс Информ" N 16 (587) за апрель 2012 г., N 21 (592) за май 2012 г., а также справку Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 20 марта 2014 г., материалы сайта сети Интернет (http://www.apparaiser.ru/UserFiles/File/Articies/leifer-2010.doc).
В рамках анализа наиболее эффективного использования земельного участка оценщик пришел к выводу, что оцениваемый объект максимально экономически эффективно использовать под производственную территорию.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходные подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Как установлено судом первой инстанции, при проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал пять аналогов - земельных участков под строительство производственных объектов в г. Кызыле.
В ходе оценки рассматривались сопоставимые объекты, схожие по местоположению и окружению, целевому назначению, разрешенному использованию, физическим характеристикам (размеру, техническому состоянию и т.д.), транспортной доступности, инфраструктуре (наличию или близости инженерных сетей и условия подключения к ним, объектов социальной инфраструктуры и т.п.).
При проведении оценочных работ оценщиком произведена корректировка стоимости земельного участка по факторам местоположения, которая составила от 5% до 35%, а также применена скидка на торг (-10%) к ценам объектов-аналогов. Корректировки по иным элементам сравнения не производились.
Согласно экспертному заключению от 27 ноября 2014 г. N 4022/2014-1, подготовленному экспертом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Карцевым П.В., отчет от 21 марта 2014 г. N 186/14 соответствует требованиям федерального законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленный заявителем отчет от 21 марта 2014 г. N 186/14, подтвержденный положительным экспертным заключением, установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <...> руб.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва, о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> должна определяться по состоянию на 1 января 2013 г., то есть на дату вступления в силу постановления Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 г. N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва", ошибочен.
Согласно части 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности, а также пункту 8 федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 30 мая 2012 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков населенных пунктов Республики Тыва, в отношении которых названным постановлением от 29 декабря 2012 г. N 736 утверждены результаты кадастровой стоимости.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 20 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.05.2015 N 92-АПГ15-3
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и существенно завышает его выкупную цену.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. по делу N 92-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансстрой", Нарылковой К.Н., Теспижек К.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 20 января 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителей Ситниковой Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Трансстрой" (далее - ООО "Трансстрой", общество), Нарылкова К.Н., Теспижек К.В. обратились в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Республика <...>, ул. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу (далее - земельный участок), равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Тыва), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва (далее - территориальное управление Росимущества в Республике Тыва) и Правительство Республики Тыва.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 20 января 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Правительство Республики Тыва обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В судебное заседание представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Тыва, Правительства Республики Тыва, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителей, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ООО "Трансстрой", Нарылковой К.Н., Теспижек К.В. на праве собственности принадлежат здания на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: Республика <...> ул. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу.
Заявители 12 мая 2014 г. обратились в Территориальное управление Росимущества в Республике Тыва с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка путем выкупа в порядке статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно письму и.о. руководителя Территориального управления Росимущества в Республике Тыва Черноусовой О.В. от 23 мая 2014 г. N ОЧ-01-940 стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> при выкупе равна его кадастровой стоимости.
В соответствии со справкой Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 20 марта 2014 г. N СК-1015 кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 30 мая 2012 г. и утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 г. N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва". Согласно кадастровому паспорту от 8 февраля 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и существенно завышает выкупную цену земельного участка, общество, Нарылкова К.Н., Теспижек К.В. обратились с заявлением в суд.
В обоснование своих требований заявителями представлен отчет от 21 марта 2014 г. N 186/14 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком Т. согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Республика <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу, по состоянию на 30 мая 2012 г. составляет <...> руб.
Из указанного отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Тыва, произвел анализ рынка коммерческой недвижимости г. Кызыла, рынка земли, а также ценообразующих факторов. Для сравнения использовались данные за период 2009 - 2013 годов.
Оценщик использовал информацию газет "Плюс Информ" N 16 (587) за апрель 2012 г., N 21 (592) за май 2012 г., а также справку Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 20 марта 2014 г., материалы сайта сети Интернет (http://www.apparaiser.ru/UserFiles/File/Articies/leifer-2010.doc).
В рамках анализа наиболее эффективного использования земельного участка оценщик пришел к выводу, что оцениваемый объект максимально экономически эффективно использовать под производственную территорию.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходные подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Как установлено судом первой инстанции, при проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал пять аналогов - земельных участков под строительство производственных объектов в г. Кызыле.
В ходе оценки рассматривались сопоставимые объекты, схожие по местоположению и окружению, целевому назначению, разрешенному использованию, физическим характеристикам (размеру, техническому состоянию и т.д.), транспортной доступности, инфраструктуре (наличию или близости инженерных сетей и условия подключения к ним, объектов социальной инфраструктуры и т.п.).
При проведении оценочных работ оценщиком произведена корректировка стоимости земельного участка по факторам местоположения, которая составила от 5% до 35%, а также применена скидка на торг (-10%) к ценам объектов-аналогов. Корректировки по иным элементам сравнения не производились.
Согласно экспертному заключению от 27 ноября 2014 г. N 4022/2014-1, подготовленному экспертом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Карцевым П.В., отчет от 21 марта 2014 г. N 186/14 соответствует требованиям федерального законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленный заявителем отчет от 21 марта 2014 г. N 186/14, подтвержденный положительным экспертным заключением, установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <...> руб.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва, о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> должна определяться по состоянию на 1 января 2013 г., то есть на дату вступления в силу постановления Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 г. N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва", ошибочен.
Согласно части 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности, а также пункту 8 федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 30 мая 2012 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков населенных пунктов Республики Тыва, в отношении которых названным постановлением от 29 декабря 2012 г. N 736 утверждены результаты кадастровой стоимости.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 20 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)