Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-31731/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N А55-31731/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2013 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-31731/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карпов и К", п.г.т. Смышляевка, Самарская область (ОГРН 1066367038165) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1036300450086), о признании незаконными отказов и обязании, третье лицо - Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1026301424269),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Карпов и К" (далее - ООО "Карпов и К", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - министерство, ответчик), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, Департаменту потребительского рынка и услуг городского округа Самара о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области от 27.08.2012 N 3/5708 в предоставлении земельного участка под строительство магазина товаров первой необходимости с открытой стоянкой краткосрочного хранения автомобилей по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная, в районе дома N 5 в Кировском районе города Самары, о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02.08.2012 N СП-9/6926-0-20 в проведении работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная в районе дома N 5 в Кировском районе города Самары и обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара провести работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, обязании Министерства строительства Самарской области предоставить участок под строительство магазина товаров первой необходимости с открытой стоянкой краткосрочного хранения автомобилей по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная, в районе дома N 5 в Кировском районе города Самары.
Решением суда первой инстанции от 11.02.2013, оставленным в силе постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013, принят частичный отказ заявителя от требований к Департаменту потребительского рынка и услуг городского округа Самара. Производство по делу N А55-31731/2012 в данной части суд прекратил. Суд признал незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02.08.2012 N СП-9/6926-0-20 в проведении работы по обеспечению выбора земельного участка по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная в районе дома N 5 и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлению указанного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Арбитражный суд признал незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 27.08.2012 N 3/5708 в предоставлении земельного участка под строительство магазина товаров первой необходимости и обязал Министерство строительства Самарской области по вступлению указанного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 отменить в части признания незаконным отказа Министерства строительства Самарской области, выраженного в письме от 27.08.2012 N 3/5708, отказать ООО "Карпов и К" в удовлетворении требований о признании незаконным отказа министерства, выраженного в письме от 27.08.2012 N 3/5708 и обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.09.2010 ООО "Карпов и К" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением N 20100550 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта розничной торговли.
18.05.2011 заявителем были поданы изменения в части наименования предполагаемого объекта строительства - строительство магазина товаров первой необходимости с открытой стоянкой краткосрочного хранения автомобилей.
Указанное заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина с открытой автостоянкой ответчиком было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом N СП-9/6926-0-20 от 02.08.2012 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка, поскольку согласно письму Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара, по причине обеспеченности района торговыми площадями по данному адресу свыше 100% размещение магазина нецелесообразно, в этой связи организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка не представляется возможным.
На основании указанного письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Министерство строительства Самарской области решением от 27.08.2012 N 3/5708 отказало в предоставлении земельного участка, ссылаясь в том числе, и на не предоставление уполномоченным органом результатов выбора земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Карпов и К" в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 указанного Кодекса.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
В силу п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьях 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Как следует из пунктов 3.8., 3.9. Регламента результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Заявитель кассационной жалобы обоснованно указывает на то, что выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий. Однако суды двух инстанций, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правомерно посчитали преждевременными выводы министерства о невозможности выбора земельного участка ввиду наличия препятствий, так как они не основаны на положениях статей 28, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02.08.2012 N СП-9/6926-0-20 в проведении работы по обеспечению выбора земельного участка по адресу: Аэропорт 2, ул. Шоссейная в районе дома N 5 и отказ Министерства строительства Самарской области от 27.08.2012 N 3/5708 в предоставлении земельного участка под строительство магазина товаров первой необходимости противоречат статьям 28, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта органа местного самоуправления, подлежат доказыванию этим органом.
Тем более, что суды обоснованно с учетом характера возникшего спора отклонили требования заявителя о возложении на Министерство обязанности по предоставлению земельного участка под строительство, указав, что распоряжение земельными участками осуществляется исключительно на торгах.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в обжалуемой части.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом не допущено.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А55-31731/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)