Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2014 ПО ДЕЛУ N А33-6319/2013

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу N А33-6319/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "ОКБ Зенит" Ахметовой Натальи Расымовны (доверенность от 30.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ОКБ Зенит" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 декабря 2013 года по делу N А33-6319/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Петроченко Г.Г.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),

установил:

закрытое акционерное общество "ОКБ Зенит" (г. Горно-Алтайск; ОГРН 1040400744724; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск; ОГРН 1092468031479; далее - Управление Росимущества) от 04.02.2013 N 10-54р "О признании распоряжения от 27.06.2012 N 10-591р "О приватизации ОАО "КЗХ "Бирюса", ЗАО "ОКБ Зенит" земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0500194:179" утратившим силу"; о признании незаконным изложенного в письмах от 28.01.2013 N 03-56/10/1235, от 05.02.2013 N 03-56/10/1760 решения об отсутствии оснований для принятия решения о приватизации земельного участка.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (г. Красноярск; далее - Управление Росреестра), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (г. Красноярск; далее - Кадастровая палата), открытого акционерного общества "Красноярский завод холодильников "Бирюса" (далее - ОАО "КЗХ "Бирюса") (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права и заявляя об их отмене, общество оспаривает вывод судов о законности распоряжения, указывая на наличие в материалах дела доказательства (кадастровый паспорт от 06.11.2012 N 24/12-343501), опровергающего отнесение спорного земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0500194:179 к категории ограниченного доступа; по мнению общества, судами неправильно истолкованы и применены положения Земельного кодекса Российской Федерации об ограничениях оборотоспособности земельных участков, Управление Росимущества в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало ограниченность в обороте спорного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "КЗХ "Бирюса" соглашается с кассационной жалобой общества, просит судебные акты отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росимущества просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества подтвердила доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 9 по 16 июля 2014 года до 14 часов 20 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представитель общества подтвердила свою правовую позицию.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, свидетельствами о государственной регистрации права от 15.12.2008 подтверждается право собственности общества на нежилые помещения N 2, 3, 4, 6, 8, а также N 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 в строениях 84 и 85, соответственно, расположенных по адресу: г. Красноярск, проспект имени газеты Красноярский рабочий, 29.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500194:179 общей площадью 7 606 кв. м по адресу г. Красноярск, проспект имени газеты Красноярский рабочий, 29 участок N 6Б принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
15.09.2009 общество и ОАО "КЗХ "Бирюса" обратились в Управление Росимущества с заявлением о приватизации указанного земельного участка.
27.06.2012 Управлением Росимущества издано распоряжение N 10-591р "О приватизации открытым акционерным обществом "Красноярский завод холодильников "Бирюса" и закрытым акционерным обществом "ОКБ Зенит" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:179.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 22.06.2012 следует, что сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0500194:179 отнесены к категории ограниченного доступа, о чем указано в строке 16 ("особые отметки"); в кадастровом паспорте земельного участка от 06.11.2012 такие записи отсутствуют.
В письме от 24.12.2012, направленном в адрес Управления Росимущества, Кадастровая палата сообщила, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0500194:179 отнесены к категории ограниченного доступа, о чем указано в строке 16 ("особые отметки") кадастрового паспорта земельного участка.
Письмом от 28.01.2013 Управление Росимущества сообщило обществу и ОАО "КЗХ "Бирюса" о невозможности рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0500194:179.
Распоряжением Управления Росимущества от 04.02.2013 N 10-54р распоряжение от 27.06.2012 N 10-591р признано утратившим силу; письмами от 28.01.2013 N 03-56/10/1235 и от 05.02.2013 N 03-56/10/1760 Управление Росимущества сообщило обществу и ОАО "КЗХ "Бирюса" о принятии распоряжения от 04.02.2013 N 10-54р.
Из писем Кадастровой палаты от 15.08.2013 и от 13.09.2013, направленных в адрес Управления Росимущества и в ОАО "КЗХ "Бирюса", следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0500194:179 отнесены к категории ограниченного доступа.
Не согласившись с распоряжением Управления Росимущества от 04.02.2013 N 10-54р и с письмами 28.01.2013 и от 05.02.2013 и полагая, что указанные акты нарушают его права и законные интересы, общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований и признавая оспариваемое распоряжение законным, арбитражные суды двух инстанций исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500194:179 не подлежит приватизации, а иного обществом не доказано.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования общества подлежат удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие актов Управления Росимущества закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
При этом в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Правильно применяя данные положения процессуального закона, арбитражные суды применительно к установленным обстоятельствам дела обоснованно руководствовались нормами Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, Земельный кодекс), Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне), Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Арбитражными судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500194:179 отнесен к категории ограниченного доступа на основании приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.03.2008 N 01 "Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию Минэкономразвития и торговли Российской Федерации" и включен в перечень земельных участков, доступ к сведениям о которых ограничен законодательством Российской Федерации. Границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:179 установлены в соответствии с межевым планом под грифом "секретно". На указанном земельном участке расположен режимный объект, в связи с чем сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0500194:179 отнесены к категории ограниченного доступа, о чем указано в строке 16 ("особые отметки"). Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:179 от 06.11.2012 подготовлен в виде бумажного документа, вследствие чего в нем не указаны особые отметки. Кадастровая палата подтвердила доводы Управления Росимущества об ограничении доступа к сведениям о земельном участке. Общество в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих возможность приватизации указанного земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о кадастре кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Закона о государственной тайне государственную тайну представляют собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Абзацем 6 пункта 1 Закона о государственной тайне к перечню сведений, составляющих государственную тайну, отнесены сведения, сведения в военной области, в том числе, о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, арбитражные суды пришли к мотивированному выводу о доказанности Управлением Росимущества невозможности приватизации земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:179, а иного обществом не доказано.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований, отклонив его доводы о недоказанности ограниченности в обороте испрашиваемого земельного участка.
Аналогичные доводы, заявленные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, обстоятельств, установленных судами обеих инстанций и выводов судов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 декабря 2013 года по делу N А33-6319/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)