Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 апреля 2014 г
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 апреля 2014 г
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Шишкина И.И., доверенность от 03 июля 2013 г.,
от ответчика - Аладина Д.П., доверенность от 10 октября 2013 г. N 130-01-12,
от третьих лиц:
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность от 13 января 2014 г. N 01-13/28,
от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2014 г. по делу N А72-13130/2013 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (ИНН 7325044405, ОГРН 1037300996930), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска от 31.05.2012 г. N 01-13/3676 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 5 500 кв. м расположенного севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе города Ульяновска под строительство многофункционального объекта. О возложении на Администрацию города Ульяновска (далее ответчик) обязанности выполнить предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 правил землепользования и застройки в городе Ульяновска действия по рассмотрению заявления ООО "Симбирск-Ойл" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5 500 кв. м расположенного севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе города Ульяновска под строительство многофункционального объекта, в сроки установленные указанными нормами, с обеспечением выбора указанного земельного участка и публикации информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2014 г. по делу N А72-13130/2013 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 31.05.2013 г. N 01-13/3676. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 5 500 кв. м, под строительство многофункционального объекта, севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе г. Ульяновска, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" от 10.04.2012 г. в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения, а также в установленные сроки в соответствии с частями 5 - 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Ответчик и третье лицо в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица - Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.04.2012 г. общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" обратилось с заявлением в Администрацию города Ульяновска о возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения многофункционального объекта на земельном участке, расположенном севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе ориентировочной площадью 5 500 кв. м. Предполагаемая площадь застройки - 4 500 кв. м. Право на земельный участок - аренда.
05.05.2012 г. Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет сора в данном деле) сообщил заявителю, что испрашиваемый участок входит в границы земельного участка, в отношении которого начата процедура оформления земельно-правовых документов.
ООО "Симбирск-Ойл" обжаловало это решение органа местного самоуправления. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2012 г. признан незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и на Администрацию г. Ульяновска возложена обязанность рассмотреть заявление ООО "Симбирск-Ойл" о выборе земельного участка ориентировочной площадью 5 500 кв. м севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе под размещение многофункционального объекта в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновска, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2012 г. по делу N А72-5662/2012 оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы без удовлетворения.
Во исполнение решения суда от 19.09.2012 г. Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска письмом от 31.05.2013 г. N 0113/3676 повторно отказывает заявителю в обеспечении выбора земельного участка ссылаясь на то, что решением УГД от 30.05.2012 N 92 земельные участки свыше 2 000 кв. м предоставляются на торгах и в рамках возложенных полномочий, администрацией города Ульяновска в настоящее время проводятся работа по резервированию данного земельного участка для муниципальных нужд.
Подпунктом 2.1. Решения УГД от 30.05.2012 N 92 установлено, что если заинтересованное лицо обратилось в администрацию города Ульяновска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства до вступления в силу настоящего решения то положения пункта данного решения не применяются при предоставлении земельных участков для строительства.
Заявление ООО "Симбирск-Ойл" было подано 05.02.2012 г., то есть до вступления в силу настоящего решения, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка возможно без торгов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска пояснили в судебном заседании суда первой инстанции, что 13.05.2013 г. N 01-13/3197 Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подготовлено и направлено в Комитет управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, заключение о резервировании земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной под размещение объектов физкультуры и спорта. В этой связи, Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска отказал заявителю в выборе земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению соответствующего исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правил), утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главу города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, администрация г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет готовит проект постановления администрации города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления администрации г. Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (ч. 6 ст. 12 Правил).
При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Приведенные ответчиком и третьим лицом доводы - основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на решение о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд, обосновано отклонены судом первой инстанции, поскольку процедура резервирования не начата и не окончена.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
В силу статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что заявление Общества от 10.04.2012 г. ранее было рассмотрено администрацией города Ульяновска с принятием решения об отказе от 05.05.2012 г..
Указанное решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта было принято администрацией с нарушением требований закона, что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А72-5662/2012. Заключение о возможности резервирования дается уже после вступления в силу решения суда по делу N А72-5662/2012.
Ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств о невозможности предварительного согласования места размещения объекта на спорном земельном участке.
Кроме того, ответчик и третье лицо не приняли во внимание вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу N А72-5662/2012.
Обжалуемый отказ от 31.05.2013 г. по своей сути повторяет отказ от 05.05.2012 г., который был предметом рассмотрения по делу N А72-5662/2012 и был признан незаконным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что принятое Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска решение не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2014 г. по делу N А72-13130/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2014 ПО ДЕЛУ N А72-13130/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. по делу N А72-13130/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 апреля 2014 г
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 апреля 2014 г
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Шишкина И.И., доверенность от 03 июля 2013 г.,
от ответчика - Аладина Д.П., доверенность от 10 октября 2013 г. N 130-01-12,
от третьих лиц:
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность от 13 января 2014 г. N 01-13/28,
от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2014 г. по делу N А72-13130/2013 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (ИНН 7325044405, ОГРН 1037300996930), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска от 31.05.2012 г. N 01-13/3676 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 5 500 кв. м расположенного севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе города Ульяновска под строительство многофункционального объекта. О возложении на Администрацию города Ульяновска (далее ответчик) обязанности выполнить предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 правил землепользования и застройки в городе Ульяновска действия по рассмотрению заявления ООО "Симбирск-Ойл" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5 500 кв. м расположенного севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе города Ульяновска под строительство многофункционального объекта, в сроки установленные указанными нормами, с обеспечением выбора указанного земельного участка и публикации информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2014 г. по делу N А72-13130/2013 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 31.05.2013 г. N 01-13/3676. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 5 500 кв. м, под строительство многофункционального объекта, севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе г. Ульяновска, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" от 10.04.2012 г. в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения, а также в установленные сроки в соответствии с частями 5 - 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Ответчик и третье лицо в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица - Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.04.2012 г. общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" обратилось с заявлением в Администрацию города Ульяновска о возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения многофункционального объекта на земельном участке, расположенном севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе ориентировочной площадью 5 500 кв. м. Предполагаемая площадь застройки - 4 500 кв. м. Право на земельный участок - аренда.
05.05.2012 г. Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет сора в данном деле) сообщил заявителю, что испрашиваемый участок входит в границы земельного участка, в отношении которого начата процедура оформления земельно-правовых документов.
ООО "Симбирск-Ойл" обжаловало это решение органа местного самоуправления. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2012 г. признан незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и на Администрацию г. Ульяновска возложена обязанность рассмотреть заявление ООО "Симбирск-Ойл" о выборе земельного участка ориентировочной площадью 5 500 кв. м севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной в Засвияжском районе под размещение многофункционального объекта в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновска, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2012 г. по делу N А72-5662/2012 оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы без удовлетворения.
Во исполнение решения суда от 19.09.2012 г. Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска письмом от 31.05.2013 г. N 0113/3676 повторно отказывает заявителю в обеспечении выбора земельного участка ссылаясь на то, что решением УГД от 30.05.2012 N 92 земельные участки свыше 2 000 кв. м предоставляются на торгах и в рамках возложенных полномочий, администрацией города Ульяновска в настоящее время проводятся работа по резервированию данного земельного участка для муниципальных нужд.
Подпунктом 2.1. Решения УГД от 30.05.2012 N 92 установлено, что если заинтересованное лицо обратилось в администрацию города Ульяновска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства до вступления в силу настоящего решения то положения пункта данного решения не применяются при предоставлении земельных участков для строительства.
Заявление ООО "Симбирск-Ойл" было подано 05.02.2012 г., то есть до вступления в силу настоящего решения, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка возможно без торгов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска пояснили в судебном заседании суда первой инстанции, что 13.05.2013 г. N 01-13/3197 Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подготовлено и направлено в Комитет управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, заключение о резервировании земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленной под размещение объектов физкультуры и спорта. В этой связи, Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска отказал заявителю в выборе земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению соответствующего исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правил), утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главу города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, администрация г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет готовит проект постановления администрации города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления администрации г. Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (ч. 6 ст. 12 Правил).
При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Приведенные ответчиком и третьим лицом доводы - основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на решение о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд, обосновано отклонены судом первой инстанции, поскольку процедура резервирования не начата и не окончена.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
В силу статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что заявление Общества от 10.04.2012 г. ранее было рассмотрено администрацией города Ульяновска с принятием решения об отказе от 05.05.2012 г..
Указанное решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта было принято администрацией с нарушением требований закона, что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А72-5662/2012. Заключение о возможности резервирования дается уже после вступления в силу решения суда по делу N А72-5662/2012.
Ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств о невозможности предварительного согласования места размещения объекта на спорном земельном участке.
Кроме того, ответчик и третье лицо не приняли во внимание вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу N А72-5662/2012.
Обжалуемый отказ от 31.05.2013 г. по своей сути повторяет отказ от 05.05.2012 г., который был предметом рассмотрения по делу N А72-5662/2012 и был признан незаконным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что принятое Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска решение не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2014 г. по делу N А72-13130/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)