Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-399

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2014 г. по делу N 33-399


Судья Грачева Н.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,
судей Нуждина С.В., Кузьминой О.Ю.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
24 января 2014 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К. по доверенности Б. на решение Переславского районного суда Ярославской области от 06 ноября 2013 года, которым постановлено:
В иске К. к Администрации Переславского муниципального района об отмене решения комиссии по землепользованию и застройки Переславского муниципального района N 10 от 26.07.2013 года, обязании изменить разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства" отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Ломтевой Л.С., судебная коллегия

установила:

К. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Вышеуказанные земельные участки, согласно Правил землепользования и застройки Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденных Решением Собрания Представителей Переславского муниципального района Ярославской области N 230 от 17.12.2009 года с изменениями от 23.06.2011 и 25.10.2012 года отнесены к территориальной зоне СХ-2 (зона сельскохозяйственного производства).
17.01.2013 г. К. направил главе Переславского муниципального района заявление о назначении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования трех земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства". Заявление оставлено без ответа, публичные слушания не были назначены.
26.03.2013 г. К. обратился в комиссию по подготовке внесения изменений в проекты генеральных планов поселений и правила землепользования и застройки Переславского муниципального района с заявлением об изменении разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства".
04.04.2013 г. письмом администрации Переславского муниципального района К. предложено сообщить об изменении какого вида разрешенного использования земельных участков и на какой вид разрешенного использования земельных участков необходимо издать постановление.
23.05.2013 г. К. вновь обратился с заявлением о выдаче постановления об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков.
Решением комиссии по землепользованию и застройке Переславского муниципального района Ярославской области N 9 от 13.06.2013 г. в удовлетворении заявления К. было отказано на основании того, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> относятся к особо ценным землям.
08.07.2013 г. и 19.07.2013 г. при обращении в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области К. получил разъяснение, что согласно Постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2012 года N 1497-п, испрашиваемые земельные участки не включены в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается.
17.07.2013 г. данные письма с заявлением о принятии дополнительных документов для изменения вида разрешенного использования земельных участков были направлены в администрацию Переславского муниципального района.
Решением комиссии по землепользованию и застройке Переславского муниципального района Ярославской области N 10 от 26.07.2013 г. в удовлетворении заявления К. было отказано.
Не согласившись с данным решением, К. в лице представителя по доверенности Э. обратился в суд с иском к администрации Переславского муниципального района об отмене решения комиссии по землепользованию и застройке Переславского муниципального района N 10 от 26.07.2013 года, обязании изменить разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена администрация Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района ЯО.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения, которым признать решение администрации Переславского муниципального района по землепользованию и застройке Переславского муниципального района N 10 от 26.07.2013 г. незаконным, обязать ответчика назначить публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства". Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав представителя К. по доверенности Б., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части, с принятием в указанной части нового решения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований К., суд исходил из того, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, оснований для изменения вида разрешенного использования земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства" не имеется.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, применением норм материального права, судебная коллегия не соглашается, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и закону.
Из материалов дела следует, что земельные участки истца отнесены к категории земель: для сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с ч. 4 ст. 79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей, не допускается.
Согласно ст. 9 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" в целях сохранения площадей сельскохозяйственных угодий в Ярославской области особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть включены в перечень земель на территории Ярославской области, использование которых для других целей не допускается.
К особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям в Ярославской области относятся, в том числе земли сельскохозяйственных угодий или земельные участки в составе таких земель, кадастровая стоимость которых на 10 процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
Таким образом, из вышеуказанных норм права следует, что законодатель определил возможность отнесения к особо ценным продуктивным землям только сельскохозяйственные угодья.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих, что земельные участки истца являются сельскохозяйственными угодьями, материалы дела не содержат.
Согласно ст. 23 Правил землепользования и застройки Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденных Решением Собрания Представителей Переславского муниципального района Ярославской области N 230 от 17.12.2009 года с изменениями от 23.06.2011 и 25.10.2012 года (далее Правила землепользования) СХ Зона сельскохозяйственного назначения" - зона сельскохозяйственного использования предназначена для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования недвижимости. В состав зоны сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В данных Правилах землепользования, а также в Генеральном плане Рязанцевского сельского поселения, являющегося приложением к Правилам землепользования, выделены и утверждены самостоятельные территориальные зоны: СХ1 - Зона сельскохозяйственных угодий и зона СХ2 - зона сельскохозяйственного производства.
Земельные участки истца, согласно сведениям Администрации Переславского муниципального района (л.д. 51-53), отнесены к территориальной зоне СХ-2 (зона сельскохозяйственного производства). Указанная территориальная зона предусматривает условно разрешенный вид использования: садоводческие (дачные) объединения (л.д. 43).
При таких обстоятельствах, вывод суда, что земельные участки истца являются сельскохозяйственными угодьями, не соответствует обстоятельствам установленным по делу.
Доводы Администрации Переславского муниципального района о том, что ранее спорные участки использовались сельскохозяйственным предприятием "<данные изъяты>" для выращивания сельскохозяйственной продукции, не свидетельствует о том, что в настоящее время данные земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями. Правила землепользования, согласно которым спорные участки, расположены в территориальной зоне СХ-2, утверждены представительным органом местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством и не предусматривают расположения в этой территориальной зоне сельскохозяйственных угодий.
Возражения Администрации Переславского муниципального района о том, что К. не обращался к ним с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 76:11:171702:34, т.к. с таким заявлением обращался прежний собственник участка, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что К. стал собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 36). С заявлением об изменении разрешенного вида использования, в том числе и указанного участка, он обратился 26.03.2013 г. (л.д. 11).
С учетом изложенного, решение комиссии по землепользованию и застройке Переславского муниципального района Ярославской области N 10 от 26.07.2013 года нельзя признать законным и обоснованным.
В силу ст. 22 Правил землепользования изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости в случаях, когда испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости является условно разрешенным осуществляется при условии получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, специального согласования посредством публичных слушаний в порядке определенном настоящими Правилами.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении требований об изменении разрешенного вида использования земельных участков является правильным, поскольку требуется соблюдение процедуры согласования.
Решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований К. об отмене решения комиссии по землепользованию и застройки Переславского муниципального района Ярославской области N 10 от 26.07.2013 года, с принятием нового решения в указанной части об удовлетворении требований К.
Согласно разъяснениям п. 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать в том числе на признание незаконным решения и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
С учетом изложенного, и руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Переславского районного суда Ярославской области от 06 ноября 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований об отмене решения комиссии по землепользованию и застройке Переславского муниципального района Ярославской области N 10 от 26.07.2013 года.
Принять в указанной части новое решение.
Признать решение комиссии по землепользованию и застройке Переславского муниципального района Ярославской области N 10 от 26.07.2013 года незаконным и отменить его.
Обязать Администрацию Переславского муниципального района в установленном законом порядке назначить публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства".















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)