Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявитель не представил на государственную регистрацию договора аренды все необходимые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
ответчика - Аладдина В.Ю., доверенность от 28.08.2015 N 12-6116,
третьего лица - Агафоновой В.А., доверенность от 30.07.2015,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А55-28927/2014
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: открытое акционерное общество "Волжская ТГК", о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FА041/02-02005/1489-2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5 по заявлению открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (далее - ОАО "Волжская ТГК", общество), изложенного в сообщении от 20.12.2012 N 09/0098/2012-359. Заявлено также требование об обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ОАО "Волжская ТГК".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 по делу N А55-28927/2014 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5 по заявлению ОАО "Волжская ТГК", изложенный в сообщении от 20.12.2012 N 09/098/2012-359. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации договора аренды лесного участка N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 от 22.02.2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Самарской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований. Считает не основанным на статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации) вывод суда о том, что договор аренды лесного участка от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FА041/02-02005/1489-2012, заключенный Министерством с ОАО "Волжская ТГК" является переоформлением ранее заключенного договора аренды лесного участка от 25.06.1996, заключенного между Ставропольским парклесхозом и Тольяттинской ТЭЦ, поскольку спорный договор заключен после 01.01.2009. Договор от 22.02.2012 Управление Росреестра по Самарской области в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11, считает новым договором аренды лесного участка, подлежащим заключению в силу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" по результатам аукциона. Несоблюдение данного требования, по мнению кассатора, влечет ничтожность представленного в целях государственной регистрации договора аренды. Кроме этого, основанием для отказа в государственной регистрации сделки послужило отсутствие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на лесной участок, что не было принято во внимание судами обеих инстанций, и привело к неправильному применению статьи 3 ЛК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного Кодекса РФ), статей 6, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Правомерность отказа в государственной регистрации сделки по данным основаниям подтверждена пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 437/10.
Кассатор также считает не основанным на имеющихся в деле доказательствах вывод судов о том, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды, находится в составе земель лесного фонда, что предполагает наличие права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, поскольку в имеющемся в деле кадастровом паспорте земельного участка он отнесен к категории земель населенных пунктов, и право распоряжения такими земельными участками в силу статьи 3.3 Закона о введении в действие Земельного Кодекса РФ принадлежит уполномоченным органам местного самоуправления. Суды также не учли, что обжалованный отказ в совершении регистрационных действий принят по заявлению ОАО "Волжская ТКГ", Министерство не является заявителем по процедуре регистрации. Общество, как заявитель, законность отказа в государственной регистрации не оспорило, между тем, по мнению кассатора, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.04.2002 N 176/02, возможность обращения в суд по вопросу регистрации прав закон связывает с обращением за такой регистрацией, и у Министерства отсутствует право обжалования законности действий регистратора в суде. При этом Министерству стало известно об обращении общества за совершением регистрационных действий в сентябре 2012 года, и оно в соответствии с пунктом 13 договора аренды от 22.02.2012 должно было узнать о факте государственной регистрации договора. Между тем обращение в суд имело место в декабре 2014 года, и суд не проверил наличие уважительных причин для восстановления пропущенного Министерством процессуального срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), учитывая, что пропуск такого срока сам по себе является основанием для отказа в удовлетворении заявления Министерства.
В суд поступил отзыв на кассационную жалобу от публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс"), в котором данное лицо просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что в договоре аренды цель использования лесного участка для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений определена в соответствии с пунктом 12 статьи 25 ЛК РФ. Суды также пришли к правомерному выводу о том, что земельный участок находится в составе земель лесного фонда, что подтверждается кадастровой выпиской от 18.09.2014, и в силу закона является федеральной собственностью, что не требовало государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок при регистрации договора аренды. Срок действия договора не противоречит нормам действующего законодательства. Проведение аукциона для заключения договора аренды лесного участка, предоставляемого для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений не требуется в силу пункта 1 статьи 44, пункта 3 статьи 74 с учетом пункта 1 статьи 44 ЛК РФ, использование лесных участков в этих целях не противоречит действующему лесохозяйственному регламенту. Суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "Волжская ТГК" является правопреемником Тольяттинской ТЭЦ филиал АООТ "Самараэнерго", поскольку находящиеся на лесном участке объекты недвижимости (золоотвал, золошлакоотводы, насосная станция осветленной воды, насосная станция откачки дренажных вод) перешли в собственность ОАО "Волжская ТГК" в связи с внесением данного имущества прежним собственником в уставный капитал общества при его создании в 2005 году, акционерное общество приобрело право пользования земельным участком в том же объеме, что и прежний собственник, и заключение договора от 22.02.2012 является переоформлением ранее действующего договора аренды от 25.06.1996 в соответствии с частью 1 статьи 35 и частью 1 статьи 36 ЗК РФ. Суды правомерно признали полномочия Бортника А.А. на заключение договора аренды лесного участка от имени акционерного общества, а также пришли к обоснованному выводу о том, что предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения в суд не был пропущен, поскольку об отказе в проведении государственной регистрации Министерству стало известно 01.10.2014 из письма ОАО "Волжская ТГК" о принятии мер по устранению причин отказа в совершении регистрационных действий.
Явившийся в судебное заседание представитель ПАО "Т плюс" просит допустить его к участию в судебном заседании в качестве представителя третьего лица в связи с принятым 29.05.2015 решением общего собрания акционеров "Волжская ТГК" о смене наименования общества на "Т Плюс" с приведением организационно-правовой формы в соответствии с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации на публичное акционерное общество. Заявил ходатайство об учете состоявшегося переименования акционерного общества.
Судебная коллегия, установив из представленных документов факт принятия собранием акционеров решения о переименовании ОАО "Волжская ТГК" в ПАО "Т Плюс" с регистрацией соответствующих изменений в едином государственном реестре юридических лиц, удовлетворяет данное ходатайство об учете состоявшегося переименования акционерного общества, не являющегося в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" реорганизацией акционерного общества. Переименование акционерного общества с изменением его организационной формы на публичное акционерное общество не требует принятия отдельного определения о замене стороны правопреемником в порядке статьи 48 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Заявил, что лесной участок находится в черте города Тольятти. Представитель ПАО "Т Плюс" просит отказать в удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Не смог пояснить, является ли водоем, расположенный на земельном участке, одновременно и местом размещения отходов.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва третьего лица, пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что 25.06.1996 между Ставропольским лесхозом и Тольяттинской ТЭЦ филиала АООТ "Самараэнерго" на основании постановления администрации г. Тольятти и лицензии на пользование лесным фондом был заключен договор аренды участка лесного фонда с правом выкупа для использования под шламзолоотвал путем выдела участка площадью 85,2 га из лесных кварталов 35, 36, 41, 42, сроком по 31.12.2005. Из имеющегося в деле протокола совещания от 01.07.1998 следует, что стороны пришли к соглашению о возврате из арендуемых земель участка шламонакопителя площадью 5,8 га в районе Васильевских озер (л.д. 133 - 137 т. 1).
В соответствии с договором о создании ОАО "Волжская ТГК" от 18.07.2005, заключенным ОАО "Самараэнерго", ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Ульяновскэнерго" и приложения к нему, ОАО "Самараэнерго" передала в оплату уставного капитала созданного акционерного общества имущество, в том числе сооружения энергетического технологического комплекса "Тольяттинская ТЭЦ", включающие в себя насосную станцию осветленной воды, насосную станцию откачки дренажных вод на золоотвал, золоотвал, золошлакопроводы. Право собственности ОАО "Самараэнерго" на сооружение энергетического производственно-технологического комплекса - Тольяттинскую ТЭЦ, включающее в себя данные объекты, было зарегистрировано 21.11.2002 (л.д. 48 - 55 т. 2). За ОАО "Волжская ТГК" зарегистрировано право собственности на сооружение энергетического комплекса - Тольяттинская ТЭЦ 01.10.2005 (л.д. 46 - 47 т. 2).
В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, факт правопреемства ОАО "Волжская ТГК" по отношению к ОАО "Самараэнерго", чье подразделение явилось стороной договора аренды от 25.06.1996, по основаниям статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует. В связи с переменой собственника имущества, расположенного на земельном участке, занятом отчужденными объектами недвижимости, ОАО "Волжская ТГК" в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) приобрело право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
На основании обращения ОАО "Волжская ТГК", принятого во исполнение предписания Управления государственного лесного контроля от 28.10.2011, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области приняло решения от 13.02.2012 и от 22.02.2012 о приведении договора аренды участка лесного фонда от 25.06.1996 N 27, заключенного между Тольяттинской ТЭЦ и ФГУ "Ставропольский лесхоз" в соответствие с ЛК РФ. Министерством 22.02.2012 заключен с ОАО "Волжская ТГК" договор аренды лесного участка N 27/2012/7600-FА041/02-02005/1489-2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5, площадью 79,4 га, с местоположением, определенным по данным лесного учета (г.о. Тольятти, Тольяттинское лесничество, Ставропольская часть, квартал N 42 выдел 1, квартал N 35, выделы 13, 15, 19, 20, квартал N 36, выделы 7, 13, квартал N 41, выделы N 1, 2, с приложением схемы расположения и границ лесного участка). Целевым использованием указано использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (шламзолоотвал) в соответствии со статьей 25 ЛК РФ. Срок аренды определен с 22.02.2012 по 25.06.2045.
Из приложения N 2 к договору (л.д. 102 т. 1) следует, что участок занят целиком нелесными землями, средние таксационные показатели насаждений не указаны, между тем в акте приема-передачи лесного участка в аренду от 22.02.2012 (л.д. 104 т. 1) при отсутствии сведений о насаждениях лесного участка указаны средние таксационные показатели насаждений и средний запас древесины в 220 куб. м/га). Вместе с тем имеется указание на наличие на участке защитных лесов.
При этом из имеющейся в деле кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0308009:5 площадью 794 000 кв. м по состоянию на 07.09.2012 (л.д. 147 - 148) следует, что земельный участок поставлен на учет 09.12.2003, площадь участка ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании, участок расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации под золоотвал.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, ОАО "Волжская ТГК" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 22.02.2012, сообщением от 20.12.2012 обществу отказано в государственной регистрации. До принятия решения об отказе 27.08.2012 государственная регистрация приостанавливалась. Основанием для отказа в государственной регистрации указано:
- - отсутствие правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду путем переоформления ранее заключенного договора аренды лесного участка, в том числе на новый срок и с изменением целевого использования;
- - отсутствие документов, подтверждающих правопреемство между Тольяттинской ТЭЦ и ОАО "Волжская ТГК";
- - нарушение требований статьи 74 ЛК РФ о предоставлении лесных участков на торгах;
- - отсутствие кадастрового паспорта земельного участка, при наличии поступивших от Федеральной кадастровой палаты сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0308009:5 на землях населенных пунктов;
- - неустранение причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. В соответствии с правовой позицией, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010, договоры аренды лесных участков, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления. Таким образом, заключение договора от 22.02.2012 не является переоформлением договора от 25.06.1996 в части приведения данного договора аренды в соответствие с правилами Лесного кодекса РФ, заключен новый договор аренды земельного участка, и выводы судов первой и апелляционной инстанций о переоформлении ранее действовавшего договора аренды лесного участка путем заключения договора от 22.02.2013 являются ошибочными. Вместе с тем суды правомерно указали, что у ОАО "Волжская ТГК" как собственника объектов недвижимости в силу статьи 36 ЗК РФ имеется исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ) в аренду либо в собственность.
Само нарушение порядка заключения договора аренды (в порядке переоформления ранее заключенного договора или в порядке заключения нового договора по основаниям статьи 36 ЗК РФ) не является основанием для отказа в государственной регистрации сделки, если договор аренды заключен уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству, в том числе с учетом особенностей правового режима лесных участков, установленных лесным законодательством, и при соблюдении порядка государственной регистрации, установленной Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако приобретение соответствующих прав на такой земельный участок после 01.01.2009 производится в порядке статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в 2012 году) путем заключения нового договора аренды, а не путем приведения ранее заключенного договора аренды лесного участка в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. С учетом статей 9 - 11 ЗК РФ такое решение в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Федерации, в муниципальной собственности принимает уполномоченный федеральный орган, уполномоченный орган субъекта Федерации либо муниципального образования. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу статьи 10 Закона о введении в действие Лесного кодекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. При этом распоряжение земельными участками, находящимися на землях лесного фонда, которые в силу пункта 1 статьи 8 ЛК РФ относятся к федеральной собственности, осуществляется уполномоченным органом субъекта Федерации. Распоряжение лесными участками, находящимися на землях иных категорий, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченными муниципальными и государственными органами, указанными в Законе о введении в действие Земельного кодекса РФ (в настоящий момент - статья 3.3 Закона, на момент заключения договора аренды - пункт 10 статьи 3 Закона).
При этом если государственная собственность на земельные участки не разграничена, отсутствие государственной регистрации прав на такие участки не является препятствием для распоряжения ими. Если же государственная собственность на земельные участки разграничена в силу пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2012 году, пункт 1 статьи 3.3 Закона в действующей редакции), распоряжение такими участками осуществляется после государственной регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования на такие земельные участки.
Лесные участки в силу пункта 1 статьи 6 ЛК РФ могут находится на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Для разрешения вопроса об органе, полномочном распоряжаться ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером 63:09:0308009:5, являющимся предметом договора аренды от 22.02.2012, а также для разрешения вопроса о необходимости государственной регистрации права собственности публично-правового образования на данный участок для совершения с ним арендной сделки, необходимо определенно установить, является ли данный земельный участок участком лесного фонда либо относится к иной категории земель.
В данном случае из имеющихся в деле сведений государственного кадастра недвижимости следует, что данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, что и явилось одним из оснований для отказа в совершении регистрационных действий (л.д. 147 - 148 т. 1).
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЛК РФ определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 73 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, такие границы определяются в соответствии со статьей 84 ЗК РФ на основании утвержденного генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Соответственно, для определения земельного участка, как относящегося к категории земель населенного пункта, необходимо установить факт нахождения его в границах населенного пункта, определенных генеральным планом городского округа Тольятти (учитывая при этом, что понятие границ населенного пункта не тождественно понятию границ муниципального образования, так как в состав городского округа могут входить несколько населенных пунктов). Определение границ земель лесного фонда по материалам лесоустройства недопустимо, поскольку лесоустройство в силу пункта 1 статьи 67 ЛК РФ проводится как на землях лесного фонда, так и на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Суд не установил путем определения границы населенного пункта города Тольятти с достаточной степенью определенности факт нахождения земельного участка кадастровым номером 63:09:0308009:5 на землях лесного фонда либо на землях населенного пункта, что, как указано выше необходимо для определения уполномоченного на распоряжение земельным участком органа и необходимости государственной регистрации права собственности публично-правового образования для осуществления сделки с земельным участком, а следовательно - доводы регистратора о нахождении земельного участка в пределах границ города Тольятти не опровергнуты.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.10.2015 N Ф06-1172/2015 ПО ДЕЛУ N А55-28927/2014
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды лесного участка.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявитель не представил на государственную регистрацию договора аренды все необходимые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. N Ф06-1172/2015
Дело N А55-28927/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
ответчика - Аладдина В.Ю., доверенность от 28.08.2015 N 12-6116,
третьего лица - Агафоновой В.А., доверенность от 30.07.2015,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А55-28927/2014
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: открытое акционерное общество "Волжская ТГК", о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FА041/02-02005/1489-2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5 по заявлению открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (далее - ОАО "Волжская ТГК", общество), изложенного в сообщении от 20.12.2012 N 09/0098/2012-359. Заявлено также требование об обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ОАО "Волжская ТГК".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 по делу N А55-28927/2014 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5 по заявлению ОАО "Волжская ТГК", изложенный в сообщении от 20.12.2012 N 09/098/2012-359. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации договора аренды лесного участка N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 от 22.02.2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Самарской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований. Считает не основанным на статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации) вывод суда о том, что договор аренды лесного участка от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FА041/02-02005/1489-2012, заключенный Министерством с ОАО "Волжская ТГК" является переоформлением ранее заключенного договора аренды лесного участка от 25.06.1996, заключенного между Ставропольским парклесхозом и Тольяттинской ТЭЦ, поскольку спорный договор заключен после 01.01.2009. Договор от 22.02.2012 Управление Росреестра по Самарской области в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11, считает новым договором аренды лесного участка, подлежащим заключению в силу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" по результатам аукциона. Несоблюдение данного требования, по мнению кассатора, влечет ничтожность представленного в целях государственной регистрации договора аренды. Кроме этого, основанием для отказа в государственной регистрации сделки послужило отсутствие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на лесной участок, что не было принято во внимание судами обеих инстанций, и привело к неправильному применению статьи 3 ЛК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного Кодекса РФ), статей 6, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Правомерность отказа в государственной регистрации сделки по данным основаниям подтверждена пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 437/10.
Кассатор также считает не основанным на имеющихся в деле доказательствах вывод судов о том, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды, находится в составе земель лесного фонда, что предполагает наличие права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, поскольку в имеющемся в деле кадастровом паспорте земельного участка он отнесен к категории земель населенных пунктов, и право распоряжения такими земельными участками в силу статьи 3.3 Закона о введении в действие Земельного Кодекса РФ принадлежит уполномоченным органам местного самоуправления. Суды также не учли, что обжалованный отказ в совершении регистрационных действий принят по заявлению ОАО "Волжская ТКГ", Министерство не является заявителем по процедуре регистрации. Общество, как заявитель, законность отказа в государственной регистрации не оспорило, между тем, по мнению кассатора, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.04.2002 N 176/02, возможность обращения в суд по вопросу регистрации прав закон связывает с обращением за такой регистрацией, и у Министерства отсутствует право обжалования законности действий регистратора в суде. При этом Министерству стало известно об обращении общества за совершением регистрационных действий в сентябре 2012 года, и оно в соответствии с пунктом 13 договора аренды от 22.02.2012 должно было узнать о факте государственной регистрации договора. Между тем обращение в суд имело место в декабре 2014 года, и суд не проверил наличие уважительных причин для восстановления пропущенного Министерством процессуального срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), учитывая, что пропуск такого срока сам по себе является основанием для отказа в удовлетворении заявления Министерства.
В суд поступил отзыв на кассационную жалобу от публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс"), в котором данное лицо просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что в договоре аренды цель использования лесного участка для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений определена в соответствии с пунктом 12 статьи 25 ЛК РФ. Суды также пришли к правомерному выводу о том, что земельный участок находится в составе земель лесного фонда, что подтверждается кадастровой выпиской от 18.09.2014, и в силу закона является федеральной собственностью, что не требовало государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок при регистрации договора аренды. Срок действия договора не противоречит нормам действующего законодательства. Проведение аукциона для заключения договора аренды лесного участка, предоставляемого для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений не требуется в силу пункта 1 статьи 44, пункта 3 статьи 74 с учетом пункта 1 статьи 44 ЛК РФ, использование лесных участков в этих целях не противоречит действующему лесохозяйственному регламенту. Суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "Волжская ТГК" является правопреемником Тольяттинской ТЭЦ филиал АООТ "Самараэнерго", поскольку находящиеся на лесном участке объекты недвижимости (золоотвал, золошлакоотводы, насосная станция осветленной воды, насосная станция откачки дренажных вод) перешли в собственность ОАО "Волжская ТГК" в связи с внесением данного имущества прежним собственником в уставный капитал общества при его создании в 2005 году, акционерное общество приобрело право пользования земельным участком в том же объеме, что и прежний собственник, и заключение договора от 22.02.2012 является переоформлением ранее действующего договора аренды от 25.06.1996 в соответствии с частью 1 статьи 35 и частью 1 статьи 36 ЗК РФ. Суды правомерно признали полномочия Бортника А.А. на заключение договора аренды лесного участка от имени акционерного общества, а также пришли к обоснованному выводу о том, что предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения в суд не был пропущен, поскольку об отказе в проведении государственной регистрации Министерству стало известно 01.10.2014 из письма ОАО "Волжская ТГК" о принятии мер по устранению причин отказа в совершении регистрационных действий.
Явившийся в судебное заседание представитель ПАО "Т плюс" просит допустить его к участию в судебном заседании в качестве представителя третьего лица в связи с принятым 29.05.2015 решением общего собрания акционеров "Волжская ТГК" о смене наименования общества на "Т Плюс" с приведением организационно-правовой формы в соответствии с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации на публичное акционерное общество. Заявил ходатайство об учете состоявшегося переименования акционерного общества.
Судебная коллегия, установив из представленных документов факт принятия собранием акционеров решения о переименовании ОАО "Волжская ТГК" в ПАО "Т Плюс" с регистрацией соответствующих изменений в едином государственном реестре юридических лиц, удовлетворяет данное ходатайство об учете состоявшегося переименования акционерного общества, не являющегося в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" реорганизацией акционерного общества. Переименование акционерного общества с изменением его организационной формы на публичное акционерное общество не требует принятия отдельного определения о замене стороны правопреемником в порядке статьи 48 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Заявил, что лесной участок находится в черте города Тольятти. Представитель ПАО "Т Плюс" просит отказать в удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Не смог пояснить, является ли водоем, расположенный на земельном участке, одновременно и местом размещения отходов.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва третьего лица, пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что 25.06.1996 между Ставропольским лесхозом и Тольяттинской ТЭЦ филиала АООТ "Самараэнерго" на основании постановления администрации г. Тольятти и лицензии на пользование лесным фондом был заключен договор аренды участка лесного фонда с правом выкупа для использования под шламзолоотвал путем выдела участка площадью 85,2 га из лесных кварталов 35, 36, 41, 42, сроком по 31.12.2005. Из имеющегося в деле протокола совещания от 01.07.1998 следует, что стороны пришли к соглашению о возврате из арендуемых земель участка шламонакопителя площадью 5,8 га в районе Васильевских озер (л.д. 133 - 137 т. 1).
В соответствии с договором о создании ОАО "Волжская ТГК" от 18.07.2005, заключенным ОАО "Самараэнерго", ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Ульяновскэнерго" и приложения к нему, ОАО "Самараэнерго" передала в оплату уставного капитала созданного акционерного общества имущество, в том числе сооружения энергетического технологического комплекса "Тольяттинская ТЭЦ", включающие в себя насосную станцию осветленной воды, насосную станцию откачки дренажных вод на золоотвал, золоотвал, золошлакопроводы. Право собственности ОАО "Самараэнерго" на сооружение энергетического производственно-технологического комплекса - Тольяттинскую ТЭЦ, включающее в себя данные объекты, было зарегистрировано 21.11.2002 (л.д. 48 - 55 т. 2). За ОАО "Волжская ТГК" зарегистрировано право собственности на сооружение энергетического комплекса - Тольяттинская ТЭЦ 01.10.2005 (л.д. 46 - 47 т. 2).
В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, факт правопреемства ОАО "Волжская ТГК" по отношению к ОАО "Самараэнерго", чье подразделение явилось стороной договора аренды от 25.06.1996, по основаниям статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует. В связи с переменой собственника имущества, расположенного на земельном участке, занятом отчужденными объектами недвижимости, ОАО "Волжская ТГК" в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) приобрело право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
На основании обращения ОАО "Волжская ТГК", принятого во исполнение предписания Управления государственного лесного контроля от 28.10.2011, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области приняло решения от 13.02.2012 и от 22.02.2012 о приведении договора аренды участка лесного фонда от 25.06.1996 N 27, заключенного между Тольяттинской ТЭЦ и ФГУ "Ставропольский лесхоз" в соответствие с ЛК РФ. Министерством 22.02.2012 заключен с ОАО "Волжская ТГК" договор аренды лесного участка N 27/2012/7600-FА041/02-02005/1489-2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5, площадью 79,4 га, с местоположением, определенным по данным лесного учета (г.о. Тольятти, Тольяттинское лесничество, Ставропольская часть, квартал N 42 выдел 1, квартал N 35, выделы 13, 15, 19, 20, квартал N 36, выделы 7, 13, квартал N 41, выделы N 1, 2, с приложением схемы расположения и границ лесного участка). Целевым использованием указано использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (шламзолоотвал) в соответствии со статьей 25 ЛК РФ. Срок аренды определен с 22.02.2012 по 25.06.2045.
Из приложения N 2 к договору (л.д. 102 т. 1) следует, что участок занят целиком нелесными землями, средние таксационные показатели насаждений не указаны, между тем в акте приема-передачи лесного участка в аренду от 22.02.2012 (л.д. 104 т. 1) при отсутствии сведений о насаждениях лесного участка указаны средние таксационные показатели насаждений и средний запас древесины в 220 куб. м/га). Вместе с тем имеется указание на наличие на участке защитных лесов.
При этом из имеющейся в деле кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0308009:5 площадью 794 000 кв. м по состоянию на 07.09.2012 (л.д. 147 - 148) следует, что земельный участок поставлен на учет 09.12.2003, площадь участка ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании, участок расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации под золоотвал.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, ОАО "Волжская ТГК" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 22.02.2012, сообщением от 20.12.2012 обществу отказано в государственной регистрации. До принятия решения об отказе 27.08.2012 государственная регистрация приостанавливалась. Основанием для отказа в государственной регистрации указано:
- - отсутствие правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду путем переоформления ранее заключенного договора аренды лесного участка, в том числе на новый срок и с изменением целевого использования;
- - отсутствие документов, подтверждающих правопреемство между Тольяттинской ТЭЦ и ОАО "Волжская ТГК";
- - нарушение требований статьи 74 ЛК РФ о предоставлении лесных участков на торгах;
- - отсутствие кадастрового паспорта земельного участка, при наличии поступивших от Федеральной кадастровой палаты сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0308009:5 на землях населенных пунктов;
- - неустранение причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. В соответствии с правовой позицией, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010, договоры аренды лесных участков, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления. Таким образом, заключение договора от 22.02.2012 не является переоформлением договора от 25.06.1996 в части приведения данного договора аренды в соответствие с правилами Лесного кодекса РФ, заключен новый договор аренды земельного участка, и выводы судов первой и апелляционной инстанций о переоформлении ранее действовавшего договора аренды лесного участка путем заключения договора от 22.02.2013 являются ошибочными. Вместе с тем суды правомерно указали, что у ОАО "Волжская ТГК" как собственника объектов недвижимости в силу статьи 36 ЗК РФ имеется исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ) в аренду либо в собственность.
Само нарушение порядка заключения договора аренды (в порядке переоформления ранее заключенного договора или в порядке заключения нового договора по основаниям статьи 36 ЗК РФ) не является основанием для отказа в государственной регистрации сделки, если договор аренды заключен уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству, в том числе с учетом особенностей правового режима лесных участков, установленных лесным законодательством, и при соблюдении порядка государственной регистрации, установленной Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако приобретение соответствующих прав на такой земельный участок после 01.01.2009 производится в порядке статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в 2012 году) путем заключения нового договора аренды, а не путем приведения ранее заключенного договора аренды лесного участка в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. С учетом статей 9 - 11 ЗК РФ такое решение в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Федерации, в муниципальной собственности принимает уполномоченный федеральный орган, уполномоченный орган субъекта Федерации либо муниципального образования. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу статьи 10 Закона о введении в действие Лесного кодекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. При этом распоряжение земельными участками, находящимися на землях лесного фонда, которые в силу пункта 1 статьи 8 ЛК РФ относятся к федеральной собственности, осуществляется уполномоченным органом субъекта Федерации. Распоряжение лесными участками, находящимися на землях иных категорий, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченными муниципальными и государственными органами, указанными в Законе о введении в действие Земельного кодекса РФ (в настоящий момент - статья 3.3 Закона, на момент заключения договора аренды - пункт 10 статьи 3 Закона).
При этом если государственная собственность на земельные участки не разграничена, отсутствие государственной регистрации прав на такие участки не является препятствием для распоряжения ими. Если же государственная собственность на земельные участки разграничена в силу пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2012 году, пункт 1 статьи 3.3 Закона в действующей редакции), распоряжение такими участками осуществляется после государственной регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования на такие земельные участки.
Лесные участки в силу пункта 1 статьи 6 ЛК РФ могут находится на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Для разрешения вопроса об органе, полномочном распоряжаться ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером 63:09:0308009:5, являющимся предметом договора аренды от 22.02.2012, а также для разрешения вопроса о необходимости государственной регистрации права собственности публично-правового образования на данный участок для совершения с ним арендной сделки, необходимо определенно установить, является ли данный земельный участок участком лесного фонда либо относится к иной категории земель.
В данном случае из имеющихся в деле сведений государственного кадастра недвижимости следует, что данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, что и явилось одним из оснований для отказа в совершении регистрационных действий (л.д. 147 - 148 т. 1).
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЛК РФ определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 73 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, такие границы определяются в соответствии со статьей 84 ЗК РФ на основании утвержденного генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Соответственно, для определения земельного участка, как относящегося к категории земель населенного пункта, необходимо установить факт нахождения его в границах населенного пункта, определенных генеральным планом городского округа Тольятти (учитывая при этом, что понятие границ населенного пункта не тождественно понятию границ муниципального образования, так как в состав городского округа могут входить несколько населенных пунктов). Определение границ земель лесного фонда по материалам лесоустройства недопустимо, поскольку лесоустройство в силу пункта 1 статьи 67 ЛК РФ проводится как на землях лесного фонда, так и на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Суд не установил путем определения границы населенного пункта города Тольятти с достаточной степенью определенности факт нахождения земельного участка кадастровым номером 63:09:0308009:5 на землях лесного фонда либо на землях населенного пункта, что, как указано выше необходимо для определения уполномоченного на распоряжение земельным участком органа и необходимости государственной регистрации права собственности публично-правового образования для осуществления сделки с земельным участком, а следовательно - доводы регистратора о нахождении земельного участка в пределах границ города Тольятти не опровергнуты.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Основные сведения:
Р РЋР ТвЂВВВВВелкРцСЃ Р·РµРСВВВВВВлей
- Купля-РїСЂРѕРТвЂВВВВВажа
- Р—РµРСВВВВВВлепользованРСвЂВВВВВР В Р’Вµ (аренРТвЂВВВВВР В Р’В°)
- ДаренРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- НаслеРТвЂВВВВВованРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- Рента
- Р В Р’ВВВВВВпотека
- РџСЂРµРТвЂВВВВВоставленРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- Р В Р’ВВВВВВР·СЉСЏС‚РСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- РџСЂРСвЂВВВВВватРСвЂВВВВВзацРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
- НотарРСвЂВВВВВальное СѓРТвЂВВВВВостоверенРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- ФорРСВВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВрованРСвЂВВВВВР В Р’Вµ, госрегРСвЂВВВВВстрацРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
Р В Р’ВВВВВВРєРѕРЅРѕРСВВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВРєР° РцуправленРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- НалогообложенРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- Плата Р В Р’В·Р В Р’В° Р·РµРСВВВВВВлю
- Оценка
- Охрана
- СтрахованРСвЂВВВВВР В Р’Вµ Р·РµРСВВВВВВР»РСвЂВВВВВ
Р—РµРСВВВВВВельные правоотношенРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
- СоставзеРСВВВВВВель
- Права Р Р…Р В° Р·РµРСВВВВВВлю
- СельхоззеРСВВВВВВР»РСвЂВВВВВ
- Р—РµРСВВВВВВР»РцпоселенРСвЂВВВВВР в„–
- Р—РµРСВВВВВВР»РцРїСЂРѕРСВВВВВВышленностРСвЂВВВВВ
- Р—РµРСВВВВВВР»Рцлесного фонРТвЂВВВВВР В Р’В°, РІРѕРТвЂВВВВВРЅРѕРіРѕ фонРТвЂВВВВВР В Р’В° РцР·РµРСВВВВВВР»Рцзапаса
- Р—РµРСВВВВВВР»РцРѕСЃРѕР±Рѕ охраняеРСВВВВВВых террРСвЂВВВВВторРСвЂВВВВВР в„–
- Р—РµРСВВВВВВР»РцРТвЂВВВВВля РЅРµРТвЂВВВВВропользованРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
- УправленРСвЂВВВВВР В Р’Вµ Рцохрана. Р—РµРСВВВВВВлеустройство
- Ответственность Р В Р’В·Р В Р’В° правонарушенРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
РќРѕРІРѕСЃС‚РСвЂВВВВВ
РћС„РСвЂВВВВВС†РСвЂВВВВВальные Р В Р’В Р СћРІР‚ВВВВВРѕРєСѓРСВВВВВВенты
- Законы РФ
- ПостановленРСвЂВВВВВР РЋР РЏ ПравРСвЂВВВВВтельства Р В Р’В Р В Р’В¤
- РџСЂРСвЂВВВВВказы Р В Р’В Р РЋР’ВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВР Р…Р СвЂВВВВВстерствРцРІРµРТвЂВВВВВРѕРСВВВВВВСЃС‚РРвЂВВВВВ
- Р В Р’В Р РЋРЎСџР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВРЎРѓРЎРЉР СВВВВВВР В Р’В° Р В Р’В Р РЋР’ВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВР Р…Р СвЂВВВВВстерствРцРІРµРТвЂВВВВВРѕРСВВВВВВСЃС‚РРвЂВВВВВ
РџСѓР±Р»РСвЂВВВВВкацРСвЂВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВ
- СтатьРСвЂВВВВВ
- Образцы Р В Р’В Р СћРІР‚ВВВВВРѕРєСѓРСВВВВВВентов, бланкРСвЂВВВВВ
- Вопросы-ответы
- Справочная Р В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВнфорРСВВВВВВацРСвЂВВВВВР РЋР РЏ, станРТвЂВВВВВарты
- ТерРСВВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВРЅС‹
- Р В Р’ВВВВВВнструкцРСвЂВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВ, Р В Р’В Р РЋР’ВВВВВетоРТвЂВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВРєРСвЂВВВВВ
- РЎСѓРТвЂВВВВВебные решенРСвЂВВВВВР РЋР РЏ, арбРСвЂВВВВВтраж