Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-1724/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. по делу N А55-1724/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" - Воеводин В.П. на основании паспорта, Петров А.В., ордер от 13 августа 2014 года N 398, доверенность от 06 октября 2011 года,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от третьего лица - Петров А.В ордер от 13 августа 2014 года N 397, доверенность от 21 марта 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2014 года по делу N А55-1724/2014, судья Щетинина М.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс", (ОГРН 1026303061036), Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица:
Воеводиной Валентины Николаевны, Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны,
о признании незаконными действий и обязании совершить действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" (далее -заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменений требований, принятых арбитражным судом Самарской области в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области и ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области по внесению в государственный кадастр недвижимости с момента внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:0084, общей площадью 19123.9 кв. м, в размере 32 549 833 руб. 99 коп., расположенного по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны, ул. Кооперативная, д. 2 "Г"-2.
Об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрация, кадастра и картографии" по Самарской области с момента включения, исключить из ГКН кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:0084, общей площадью 19123.9 кв. м, в размере 32 549 833 руб. 99 коп., расположенного по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны, ул. Кооперативная, д. 2 "Г"-2 и включить в ГКН кадастровую стоимость земельного участка в размере 5 378 023 руб. 16 коп. в срок до 01.01.2014 года.
Решением суда первой инстанции от 26 мая 2014 года в удовлетворении требований отказано (том 2 л.д. 50-54).
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ООО "Шигоныагротранс", ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель третьего лица апелляционную жалобу поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 08.08.2014 г.).
Ответчики отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя и третьего лица, оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции заявителю на основании Договора купли-продажи от 28 июля 2004 года принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны, ул. Кооперативная, д. 2 "Г"-2, площадью 19123 кв. м, с кадастровым номером 63:37:1603031:0084, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности серии 63-АБ номер 244676 от 14.09.2004 г. (том 1 л.д. 6).
На дату постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, размер его кадастровой стоимости был произведен в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области N 254 от 03.07.2003 г. "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
Расчет удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений, утвержденных данным постановлением, производился в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, согласно которой кадастровая стоимость земельных участков определялась в разрезе 14 видов разрешенного использования.
Актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10.12,2008 г., проводилась в период 2007-2008 г.г. по состоянию на 01.01.2007 г. Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" в рамках Государственного контракта N 4/о от 26 июня 2007 г. в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Министерством экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методические указания N 39), и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152 (в настоящее время утратили силу).
Пунктом 2.7.1 Методических указаний N 39 установлен; порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, согласно которому расчет кадастровой стоимости осуществляется для каждого из видов разрешенного использования, а по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее.
В рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, результаты которых утверждены указанным постановлением, земельный участок с кадастровым номером 63:37:1603031:0084 был отнесен к 7-ому и 9-ому видам разрешенного использования.
7-й вид разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры искусства, религии".
9-й вид разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений.
Таким образом, расчет кадастровой стоимости указанного земельного участка был произведен исходя из 7 вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", так как для него значение расчета кадастровой стоимости является наибольшим.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 г. в размере 32 549 833 руб. 99 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1702 руб. 05 коп. за 1 кв. м.
Посчитав, что кадастровая стоимость определена исходя из удельного показателя от 7 вида разрешенного использования, вместо 9 вида, заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением (том 1 л.д. 2-5).
Заявленные требования мотивированы тем, что спорный земельный участок находится в производственной зоне с. Шигоны, его целевое назначение и фактическое использование - территория, занимаемая производственной базой промышленного предприятия. С момента приобретения его в собственность в 2004 году он использовался предприятием под производственной базой. Видами деятельности общества являлось - грузовые автоперевозки и выращивание зерновых культур.
На основании договора купли-продажи от 26 мая 2011 год, спорный земельный участок был отчужден Воеводиной В.Н. для производственных целей.
При этом заявитель арендует у Воеводиной В.Н. земельный участок площадью 9123 кв. м, который не поставлен на кадастровый учет и расчет арендных платежей зависит от размера налога на землю (кадастровой стоимости).
Заявитель полагает, что при расчете кадастровой стоимости незаконно был применен 7-й вид разрешенного использования, что привело к завышенной кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году и соответственно завышенному размеру земельного налога. С 01.01.2009 г. по 31.12.2012 г. нарушены права заявителя, как налогоплательщика, поскольку он вынужден платить незаконно установленный земельный налог.
В суд первой инстанции заявитель представил отчет от 17.08.2012 года N 135-08/12 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка на дату оценки 01.01.2009 г.
26 мая 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Судом установлено, что в настоящее время, заявитель не является собственником земельного участка с 01.06.2011 года, поскольку земельный участок принадлежит Воеводиной В.Н. по договору купли- продажи (том 1 л.д. 19).
Как следует из материалов дела по заявлению Воеводиной В.Н. от 13.11.2012 г. N 63-0-1-40/3001/2012-1671 в сведения ГКН были внесены изменения в части указания разрешенного использования- "под производственной базой промышленного предприятия", а так же произведен перерасчет его кадастровой стоимости, исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале 63:37:1603031 9-го вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (том 1 л.д. 60-61).
Между тем, заявитель в требованиях просит о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в прошедшем периоде.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на отчет N 135-08/12 от 17.08.2012 г. в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 г. составила 2 754 000 руб. (том 1 л.д. 115-157).
С учетом изложенного, заявитель просит действия Управления Росреестра по Самарской области с момента внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 32 549 833 руб. 99 коп. признать незаконными и обязать орган кадастрового учета внести в ГКН за предыдущие период до 01.01.2013 года сведения о кадастровой стоимости в размере 5 378 023 руб. 16 коп.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Самарской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области с 15.09.2010 г.
В соответствии с Приказом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" N 128 от 25 октября 2011 г. "Об утверждении Положений о филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъектам Российской Федерации утверждено Положение о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области (приложение N 64).
Согласно пункту 2.1 Положения о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области Филиал осуществляет на территории Самарской области полномочия Учреждения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, обеспечению ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
На сегодняшний момент кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Таким образом, требования заявителя касаются кадастровой стоимости земельного участка, утратившей свое значение, в связи с чем, заявленные требования противоречат нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" не принимаются апелляционной инстанцией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2014 года по делу N А55-1724/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)