Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Дальпромснаб":
- - Банникова Н.А., представитель по доверенности б/н от 23.05.2013;
- от Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска:
- Зыкова А.А., представитель, доверенность от 31.12.2013 N 13249/02-12
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
на решение от 23.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013
по делу N А73-9134/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н. Захаренко, в суде апелляционной инстанции судьи В.Ф. Карасев, В.Г. Дроздова, И.В. Иноземцев
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дальпромснаб"
к Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
Общество с ограниченной ответственностью "Дальпромснаб" (ОГРН 1032700254135; место нахождения (адрес): 680505, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ракитное, ул. Центральная, д. 28; далее - ООО "Дальпромснаб", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587; место нахождения (адрес): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66; далее - Департамент, ДМС) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 27:23:050901:2 с учетом протокола разногласий по льготной цене.
Решением от 23.10.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013, требования общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Департамент приводит доводы о невозможности применения к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку данная норма, по мнению заявителя, распространяется только на те коммерческие организации, которые приобрели объекты недвижимости непосредственно из государственной или муниципальной собственности. Считает, что поскольку истец приобрел объекты недвижимого имущества в результате нескольких сделок последующих приватизации, то выкупная стоимость земельного участка не может быть рассчитана по льготной ставке. Просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Дальпромснаб" приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Дальпромснаб" приобрело у ООО "МИФ-ХАБАРОВСК" открытый склад, общей площадью 2 822, 4 кв. м и проходную, общей площадью 163, 4 кв. м, расположенные по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 12.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается записями в ЕГРП N 27-27-01/049/2005-188 и N 27-27-01/049/2005-189.
Приобретенные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 27:23:050901:2.
В дальнейшем общество обратилось в ДМС с заявлением о приобретении данного земельного участка.
Постановлением администрации города Хабаровска N 864 от 30.03.2011 ООО "Дальпромснаб" предоставлен земельный участок площадью 4 718, 07 кв. м с кадастровым номером 27:23:050901:2 в собственность за плату под существующие объекты недвижимости.
Департаментом подготовлен и направлен обществу проект договора о предоставлении земельного участка в собственность, где цена земельного участка указана в размере 1 242 271 руб. 71 коп. Истец, в свою очередь, направил ответчику протокол разногласий к договору от 02.07.2013, в котором предложил указать стоимость участка в размере 230 053 руб. 10 коп. (2% от кадастровой стоимости).
В письме от 12.07.2013 Департамент указал, что предложенная обществом редакция не может быть принята, поскольку отсутствуют основания для применения льготной цены.
Неурегулирование разногласий в отношении расчета выкупной стоимости земельного участка явилось основанием для обращения ООО "Дальпромснаб" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся, в том числе, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Пунктом 1.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 74-пр определено, что в рассматриваемом случае цена земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края составляет 2,0 процента от их кадастровой стоимости при продаже их малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Суды, установив, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Дальпромснаб" и расположенные на спорном земельном участке, ранее приобретены в процессе приватизации государственного предприятия, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришли к правомерному выводу об отнесении общества к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета два процента от его кадастровой стоимости.
Аналогичная практика применения земельного законодательства относительно распространения на собственника объекта недвижимого имущества льготного порядка определения цены выкупа земельного участка под таким объектом определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
Доводы Департамента о недоказанности факта отчуждения обществом недвижимого имущества в процессе приватизации государственного предприятия подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, являлись предметом рассмотрения судами двух инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в силу положений главы 35 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушения положений действующего процессуального законодательства судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 23.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А73-9134/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ЦИРУЛИК
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Н.НОВИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2014 N Ф03-998/2014 ПО ДЕЛУ N А73-9134/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. N Ф03-998/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Дальпромснаб":
- - Банникова Н.А., представитель по доверенности б/н от 23.05.2013;
- от Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска:
- Зыкова А.А., представитель, доверенность от 31.12.2013 N 13249/02-12
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
на решение от 23.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013
по делу N А73-9134/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н. Захаренко, в суде апелляционной инстанции судьи В.Ф. Карасев, В.Г. Дроздова, И.В. Иноземцев
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дальпромснаб"
к Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
Общество с ограниченной ответственностью "Дальпромснаб" (ОГРН 1032700254135; место нахождения (адрес): 680505, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ракитное, ул. Центральная, д. 28; далее - ООО "Дальпромснаб", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587; место нахождения (адрес): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66; далее - Департамент, ДМС) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 27:23:050901:2 с учетом протокола разногласий по льготной цене.
Решением от 23.10.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013, требования общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Департамент приводит доводы о невозможности применения к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку данная норма, по мнению заявителя, распространяется только на те коммерческие организации, которые приобрели объекты недвижимости непосредственно из государственной или муниципальной собственности. Считает, что поскольку истец приобрел объекты недвижимого имущества в результате нескольких сделок последующих приватизации, то выкупная стоимость земельного участка не может быть рассчитана по льготной ставке. Просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Дальпромснаб" приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Дальпромснаб" приобрело у ООО "МИФ-ХАБАРОВСК" открытый склад, общей площадью 2 822, 4 кв. м и проходную, общей площадью 163, 4 кв. м, расположенные по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 12.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается записями в ЕГРП N 27-27-01/049/2005-188 и N 27-27-01/049/2005-189.
Приобретенные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 27:23:050901:2.
В дальнейшем общество обратилось в ДМС с заявлением о приобретении данного земельного участка.
Постановлением администрации города Хабаровска N 864 от 30.03.2011 ООО "Дальпромснаб" предоставлен земельный участок площадью 4 718, 07 кв. м с кадастровым номером 27:23:050901:2 в собственность за плату под существующие объекты недвижимости.
Департаментом подготовлен и направлен обществу проект договора о предоставлении земельного участка в собственность, где цена земельного участка указана в размере 1 242 271 руб. 71 коп. Истец, в свою очередь, направил ответчику протокол разногласий к договору от 02.07.2013, в котором предложил указать стоимость участка в размере 230 053 руб. 10 коп. (2% от кадастровой стоимости).
В письме от 12.07.2013 Департамент указал, что предложенная обществом редакция не может быть принята, поскольку отсутствуют основания для применения льготной цены.
Неурегулирование разногласий в отношении расчета выкупной стоимости земельного участка явилось основанием для обращения ООО "Дальпромснаб" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся, в том числе, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Пунктом 1.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 74-пр определено, что в рассматриваемом случае цена земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края составляет 2,0 процента от их кадастровой стоимости при продаже их малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Суды, установив, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Дальпромснаб" и расположенные на спорном земельном участке, ранее приобретены в процессе приватизации государственного предприятия, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришли к правомерному выводу об отнесении общества к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета два процента от его кадастровой стоимости.
Аналогичная практика применения земельного законодательства относительно распространения на собственника объекта недвижимого имущества льготного порядка определения цены выкупа земельного участка под таким объектом определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
Доводы Департамента о недоказанности факта отчуждения обществом недвижимого имущества в процессе приватизации государственного предприятия подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, являлись предметом рассмотрения судами двух инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в силу положений главы 35 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушения положений действующего процессуального законодательства судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 23.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А73-9134/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ЦИРУЛИК
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Н.НОВИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)