Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Золотовой Л.А., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3724/2014) Администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2014 по делу N А46-870/2014 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (ИНН 5509005900, ОГРН 1055515025906) к Территориальному отделению надзорной деятельности Азовского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании недействительным и отмене предписания от 29.10.2013 N 70/1/329-377 в части пунктов с 70/1/329 по 70/1/373,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области - Ларченко Я.Р. (личность установлена на основании паспорта, по доверенности б/н от 21.04.2012 сроком действия три года);
- от Территориального отделения надзорной деятельности Азовского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Компанец И.Г. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 154 от 17.01.2014 сроком действия по 31.12.2014),
установил:
Администрация Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному отделению надзорной деятельности Азовского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 29.10.2013 N 70/1/329-377 в части пунктов с 70/1/329 по 70/1/373.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2014 по делу N А46-870/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, ввиду отсутствия оснований для признания недействительным предписания от 29.10.2013 N 70/1/329-377 в части пунктов с 70/1/329 по 70/1/373, наличие нарушений, установленных административным органом, подтверждается материалами дела.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что в силу статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 4.1 Свода правил (СП 8.13130.2009) "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников, в том числе для населенных пунктов с числом жителей до 5 000 человек. Поскольку на территории проверяемых населенных пунктов имеются искусственные водоисточники (котлованы) и число жителей не достигает 5 000 человек, постольку требования административного органа, изложенные в пунктах 70/1/347-70/1/369 предписания, являются необоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 25.09.2013 N 395/70, вынесенного главным государственным инспектором Омской области по пожарному надзору Смирновым С.В., в период с 17.10.2013 до 25.10.2013 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания N 73/1/47 от 25.10.2012 сроком устранения выявленных нарушений пожарной безопасности до 10.09.2013, в ходе которой на территории населенных пунктов с.Азово, с.Бердянка, с.Пахомовка, с.Привальное, с.Южное, с.Ягодное, в отношении сооружений: водопровод, протяженностью 60518.00 кв. м, инвентарный номер 60000036, расположенный в с. Азово; водопровод, протяженностью 5426.00 кв. м, инвентарный номер 60000029, расположенный в с. Привальное, от ВК-1 до ВК-31; водопровод, протяженностью 1580.00 кв. м, инвентарный номер 60000027, расположенный в с.Ягодное, от водомерной камеры до ВК-5; водопровод, протяженностью 2352.00 кв. м, инвентарный номер 60000031, расположенный с. Бердянка, от ВК1 до телятника; водопровод, протяженностью 2960.00 кв. м, расположенный в с.Пахомовка от ВК1 до ВК10; водопровод, протяженностью 450.00 кв. м, инвентарный номер 60000028, расположенный в д. Южное, от ВК1 до ВКЗ; водопровод, протяженностью 1100м, инвентарный номер 60000059, расположенный в с. Южное, от водонапорной башни до ВК4 - установлены нарушения (невыполнение) обязательных требований пожарной безопасности: п. п. 16, 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390; ч. 3, 4 ст. 4, 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Примечание 1, п. п. 4.1, 8.6 СП 8.13130.2009 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 178.
В ходе проведения проверки должностным лицом административного органа обнаружены нарушения заявителем требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки от 29.10.2013 N 70, заявителю выдано предписание от 29.10.2013 N 70/1/329-377.
Не согласившись с означенным предписанием, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании его недействительным в обжалуемой части.
Решением от 03.03.2014 по делу N А46-870/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
При этом главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Как уже было указано, спорным предписанием на Администрацию установлено, что в населенных пунктах с. Азово, с. Бердянка, с. Пахомовка, с. Привальное, с. Южное, с. Ягодное не имеется требуемого запаса воды для целей пожаротушения объектов жилого назначения, вдоль автомобильных дорог улиц не предусмотрено требуемое количество пожарных гидрантов; часть имеющихся пожарных гидрантов в населенном пункте с. Азово размещена на расстоянии более 2,5 метров от края проезжей части.
Доводы заявителя о том, что Администрация не имеет обязанности по обустройству источников пожарного водоснабжения на территории поселений, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и городского округа являются вопросами местного значения (пункт 9 части 1 статьи 14, пункт 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 3 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти. органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 63 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии со статьей 19 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно статьям 10 и 19 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
С учетом названных норм исполнение первичных мер пожарной безопасности (финансирование этих мероприятий, разработка нормативно-правовых актов по вопросам исполнения первичных мер пожарной безопасности) является обязанностью органов местного самоуправления, в том числе Администрации.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 68 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Вышеприведенные положения статьи 68 Закона N 123-ФЗ согласуются с требованиями пункта 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Из примечаний 1. 2 к названному пункту СНиП 2.04.02-84* следует, что для населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел. допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований подпунктов 9.27 - 9.33, и допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 чел. при застройке зданиями высотой до двух пажей (аналогичные требования изложены в п. 4.1 Свода правил (СП 8.13130.2009) "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности").
Однако, с 15.05.2012 года вступили в силу Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"). Согласно пункту 16 данных правил, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Поскольку административным органом в ходе проверке населенных пунктов с. Азово, с. Бердянка, с. Пахомовка, с. Привальное, с. Южное, с. Ягодное было выявлено отсутствие требуемого запаса воды для целей пожаротушения объектов жилого назначения, вдоль автомобильных дорог улиц не предусмотрено требуемое количество пожарных гидрантов; часть имеющихся пожарных гидрантов в населенном пункте с. Азово размещена на расстоянии более 2,5 метров от края проезжей части, постольку заинтересованное лицо правомерно обязало Администрацию устранить выявленные нарушения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанный вывод согласуется с обстоятельствами, установленными судами различных инстанций по делу N А46-16456/2011, где также исследовались вопросы о наличии у Администрации обязанности по обустройству пожарных водоемов в границах Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, с. Азово, с. Бердянка, с. Пахомовка, с. Привальное, с. Южное, с. Ягодное, в связи с оспариванием законности постановления о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к ответственности по факту отсутствия источников пожаротушения (пожарных водоемов).
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что заявителю оспариваемое предписание от 29.10.2013 N 70/1/329-377 в оспариваемой части было выдано при наличии законных к тому оснований. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным данного предписания в оспариваемой части является правомерным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что Администрацией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) решения суда первой инстанции не установлено.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2014 по делу N А46-870/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2014 N 08АП-3724/2014 ПО ДЕЛУ N А46-870/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. N 08АП-3724/2014
Дело N А46-870/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Золотовой Л.А., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3724/2014) Администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2014 по делу N А46-870/2014 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (ИНН 5509005900, ОГРН 1055515025906) к Территориальному отделению надзорной деятельности Азовского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании недействительным и отмене предписания от 29.10.2013 N 70/1/329-377 в части пунктов с 70/1/329 по 70/1/373,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области - Ларченко Я.Р. (личность установлена на основании паспорта, по доверенности б/н от 21.04.2012 сроком действия три года);
- от Территориального отделения надзорной деятельности Азовского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Компанец И.Г. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 154 от 17.01.2014 сроком действия по 31.12.2014),
установил:
Администрация Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному отделению надзорной деятельности Азовского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 29.10.2013 N 70/1/329-377 в части пунктов с 70/1/329 по 70/1/373.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2014 по делу N А46-870/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, ввиду отсутствия оснований для признания недействительным предписания от 29.10.2013 N 70/1/329-377 в части пунктов с 70/1/329 по 70/1/373, наличие нарушений, установленных административным органом, подтверждается материалами дела.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что в силу статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 4.1 Свода правил (СП 8.13130.2009) "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников, в том числе для населенных пунктов с числом жителей до 5 000 человек. Поскольку на территории проверяемых населенных пунктов имеются искусственные водоисточники (котлованы) и число жителей не достигает 5 000 человек, постольку требования административного органа, изложенные в пунктах 70/1/347-70/1/369 предписания, являются необоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 25.09.2013 N 395/70, вынесенного главным государственным инспектором Омской области по пожарному надзору Смирновым С.В., в период с 17.10.2013 до 25.10.2013 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания N 73/1/47 от 25.10.2012 сроком устранения выявленных нарушений пожарной безопасности до 10.09.2013, в ходе которой на территории населенных пунктов с.Азово, с.Бердянка, с.Пахомовка, с.Привальное, с.Южное, с.Ягодное, в отношении сооружений: водопровод, протяженностью 60518.00 кв. м, инвентарный номер 60000036, расположенный в с. Азово; водопровод, протяженностью 5426.00 кв. м, инвентарный номер 60000029, расположенный в с. Привальное, от ВК-1 до ВК-31; водопровод, протяженностью 1580.00 кв. м, инвентарный номер 60000027, расположенный в с.Ягодное, от водомерной камеры до ВК-5; водопровод, протяженностью 2352.00 кв. м, инвентарный номер 60000031, расположенный с. Бердянка, от ВК1 до телятника; водопровод, протяженностью 2960.00 кв. м, расположенный в с.Пахомовка от ВК1 до ВК10; водопровод, протяженностью 450.00 кв. м, инвентарный номер 60000028, расположенный в д. Южное, от ВК1 до ВКЗ; водопровод, протяженностью 1100м, инвентарный номер 60000059, расположенный в с. Южное, от водонапорной башни до ВК4 - установлены нарушения (невыполнение) обязательных требований пожарной безопасности: п. п. 16, 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390; ч. 3, 4 ст. 4, 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Примечание 1, п. п. 4.1, 8.6 СП 8.13130.2009 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 178.
В ходе проведения проверки должностным лицом административного органа обнаружены нарушения заявителем требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки от 29.10.2013 N 70, заявителю выдано предписание от 29.10.2013 N 70/1/329-377.
Не согласившись с означенным предписанием, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании его недействительным в обжалуемой части.
Решением от 03.03.2014 по делу N А46-870/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
При этом главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Как уже было указано, спорным предписанием на Администрацию установлено, что в населенных пунктах с. Азово, с. Бердянка, с. Пахомовка, с. Привальное, с. Южное, с. Ягодное не имеется требуемого запаса воды для целей пожаротушения объектов жилого назначения, вдоль автомобильных дорог улиц не предусмотрено требуемое количество пожарных гидрантов; часть имеющихся пожарных гидрантов в населенном пункте с. Азово размещена на расстоянии более 2,5 метров от края проезжей части.
Доводы заявителя о том, что Администрация не имеет обязанности по обустройству источников пожарного водоснабжения на территории поселений, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и городского округа являются вопросами местного значения (пункт 9 части 1 статьи 14, пункт 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 3 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти. органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 63 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии со статьей 19 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно статьям 10 и 19 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
С учетом названных норм исполнение первичных мер пожарной безопасности (финансирование этих мероприятий, разработка нормативно-правовых актов по вопросам исполнения первичных мер пожарной безопасности) является обязанностью органов местного самоуправления, в том числе Администрации.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 68 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Вышеприведенные положения статьи 68 Закона N 123-ФЗ согласуются с требованиями пункта 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Из примечаний 1. 2 к названному пункту СНиП 2.04.02-84* следует, что для населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел. допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований подпунктов 9.27 - 9.33, и допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 чел. при застройке зданиями высотой до двух пажей (аналогичные требования изложены в п. 4.1 Свода правил (СП 8.13130.2009) "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности").
Однако, с 15.05.2012 года вступили в силу Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"). Согласно пункту 16 данных правил, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Поскольку административным органом в ходе проверке населенных пунктов с. Азово, с. Бердянка, с. Пахомовка, с. Привальное, с. Южное, с. Ягодное было выявлено отсутствие требуемого запаса воды для целей пожаротушения объектов жилого назначения, вдоль автомобильных дорог улиц не предусмотрено требуемое количество пожарных гидрантов; часть имеющихся пожарных гидрантов в населенном пункте с. Азово размещена на расстоянии более 2,5 метров от края проезжей части, постольку заинтересованное лицо правомерно обязало Администрацию устранить выявленные нарушения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанный вывод согласуется с обстоятельствами, установленными судами различных инстанций по делу N А46-16456/2011, где также исследовались вопросы о наличии у Администрации обязанности по обустройству пожарных водоемов в границах Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, с. Азово, с. Бердянка, с. Пахомовка, с. Привальное, с. Южное, с. Ягодное, в связи с оспариванием законности постановления о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к ответственности по факту отсутствия источников пожаротушения (пожарных водоемов).
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что заявителю оспариваемое предписание от 29.10.2013 N 70/1/329-377 в оспариваемой части было выдано при наличии законных к тому оснований. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным данного предписания в оспариваемой части является правомерным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что Администрацией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) решения суда первой инстанции не установлено.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2014 по делу N А46-870/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)