Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2014 ПО ДЕЛУ N А56-68891/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу N А56-68891/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Тимухиной И.А., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Косоротова Е.В., доверенность от 06.11.2013,
от заинтересованного лица: Стерина О.О., доверенность от 09.01.2014, Мануйлова О.П., доверенность от 09.01.2014,
от 3-го лица: Мануйлова О.П., доверенность от 27.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11492/2014) Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2014 по делу N А56-68891/2013 (судья Ракчеева М.А.), принятое
по заявлению Общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ-Н"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ-Н" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Подвойского, участок 1 (юго-западнее дома 34 по ул. Подвойского) Обществу для строительства объекта розничной торговли; об обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Подвойского, участок 1 (юго-западнее дома 34 по ул. Подвойского), Обществу для строительства объекта розничной торговли путем издания соответствующего постановления.
Определением от 13.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по строительству.
Решением суда от 19.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный земельный участок не может быть предоставлен по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поскольку земельный участок прошел кадастровый учет. Также податель жалобы указывает, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для целей строительства. Податель жалобы полагает, что указанное обстоятельство влечет неисполнимость решения. Кроме того податель жалобы указывает, что предоставленные заявителем документы не соответствуют требованиям Положения, поскольку площадь земельного участка, указанная в кадастровом паспорте - 635 кв. м, не соответствует площади, указанной в акте выбора земельного участка - 530 кв. м. Кроме того, Правительство считает, что не вправе принимать решение о предоставлении земельного участка без прохождения процедур, установленных Регламентом.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Правительства и третьего лица поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Комитета по строительству от 16.11.2012 N 131 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства по адресу: Невский район, ул. Подвойского, участок 1 (юго-западнее дома N 34, литера А по ул. Подвойского) - общей площадью 635 кв. м.
Согласно акту о выборе лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства объекта розничной торговли, - ООО "Капитал-Н"; выбор участка выполнен на основании комплекта документации, подготовленного в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813.
23.08.2013 Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка, предоставив заключение КЗРиЗ от 11.04.2013 N 63082, заключение КУГИ от 25.04.2013 N 10144-32, заключение КГИОП от 02.04.2013 N 2-2876-1, заключение КЭИО от 18.06.2013, сведения Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 06.06.2013, кадастровый паспорт от 13.03.2013, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 12.08.2013, заключение ГУП ГУИОН.
Поскольку заявление о предоставлении земельного участка Правительством Санкт-Петербурга в установленный срок не рассмотрено, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, указав, что заинтересованным лицом нарушены положения пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных актов, действий (бездействия), если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания бездействия незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: оспариваемое бездействие должно не соответствовать закону или иному правовому акту, а также нарушать права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ предусмотрены два способа предоставления земель для строительства: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Распоряжением Комитета по строительству от 16.11.2012 N 131 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства по адресу: Невский район, ул. Подвойского, участок 1 (юго-западнее дома N 34, литера А по ул. Подвойского) - общей площадью 635 кв. м.
Довод подателя жалобы о том, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для целей строительства, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Как правильно указал суд первой инстанции, надлежащих доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости не представлено. Фотографии объекта таким доказательством не являются. Земельный участок предоставлен Обществу в аренду для размещения временного объекта торговли. Документов, подтверждающих обращение в суд с иском о сносе самовольно построенного объекта, не представлено. Объект торговли принят МВК, что подтверждается актом, утвержденным главой Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 12.10.2006.
Кроме того, согласно пункту 3.6.1 Положения в случае расположения в границах земельного участка полностью либо частично объектов недвижимости (здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено), не находящихся в собственности Санкт-Петербурга, Комитет по строительству принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка для целей строительства. Пунктом 3.8 Положения предусмотрено, что Комитет по строительству в течение трех рабочих дней со дня получения ответа на запрос, указанный в пункте 3.7.2.2 настоящего Положения, обеспечивает подписание проекта акта о выборе земельного участка для строительства уполномоченными представителями КГА, КГИОП, КЗРиЗ. Правовой акт Комитета по строительству, утверждающий акт о выборе земельного участка для строительства, является решением о предварительном согласовании места размещения объекта и подлежит официальному опубликованию.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в отношении потенциального инвестора и действует в течение трех лет (пункт 3.10 Положения).
На момент утверждения акта о выборе земельного участка объект торговли на участке был расположен, однако Комитетом по строительству решение об отказе в предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 3.6.1 Положения, не принималось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поскольку земельный участок прошел кадастровый учет, также являются несостоятельными.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу части 7 статьи Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из представленного кадастрового паспорта следует, что кадастровый учет изменений земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка осуществлен 14.02.2013. То есть спорный земельный участок был сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства после даты утверждения акта о выборе земельного участка для строительства.
Данные действия соответствуют положениям пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ следует за стадией выбора земельного участка.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования (далее - Положение).
Выбор земельного участка, акт выбора которого утвержден распоряжением Комитета по строительству от 16.11.2012 N 131, выполнен на основании указанного Положения.
Пунктом 3.13 Положения предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка.
Доказательства того, что представленные Обществом совместно с заявлением документы, в порядке, установленном пунктом 3.16.1, возвращались для доработки, в материалы дела не представлены. Решение о предоставлении земельного участка или отказе в его предоставлении не принято.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Документы, представленные заявителем, соответствовали требованиям, предусмотренным статьей 3.13 Положения.
Апелляционный суд признает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что предоставленные заявителем документы не соответствуют требованиям Положения, поскольку площадь земельного участка, указанная в кадастровом паспорте - 635 кв. м, не соответствует площади, указанной в акте выбора земельного участка - 530 кв. м. В представленном в материалы дела акте выбора земельного участка указана площадь 635 кв. м.
Доводы подателя жалобы о том, что Правительство не вправе принимать решение о предоставлении земельного участка без прохождения процедур, установленных Регламентом отклоняются апелляционным судом, как несоответствующие принципам судопроизводства.
Поскольку решение о предоставлении земельного участка принимает Правительство Санкт-Петербурга, в установленный в Положении срок такое решение не принято, Комитетом по строительству документы на доработку не возвращены, требование заявителя о признании незаконным бездействия, а также об обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение правомерно удовлетворено судом.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА

Судьи
И.А.ТИМУХИНА
И.А.СЕРИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)