Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Рэпит" - Усов А.А. представитель по доверенности от 22.09.2015; Ракецкая И.В. представитель по доверенности от 22.09.2015,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Начкебия А.О. представитель по доверенности от 10.03.2015 года,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэпит" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.08.2015 по делу N А41-34742/15, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рэпит" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными группы видов разрешенного использования земельных участков; об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, третье лицо - Министерство экологии и природопользования Московской области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рэпит" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать недействительными группы видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0070501:79, 50:05:0070501:104, 50:05:0070501:108, 50:05:0070501:109, расположенных по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Фабричная, д. 4а;
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.08.2015 в удовлетворении заявления ООО "Рэпит" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Рэпит" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель управления возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Рэпит" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:79, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания охраны, площадью 4975 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:50:05:0070501:104, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мастерских "Терминал", площадью 4997 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:108, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мехмойки автотранспортного предприятия ООО "Рэпит", площадью 4209 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:109, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мехмойки автотранспортного предприятия ООО "Рэпит", площадью 718 кв. м.
Как указывает общество, вышеуказанные земельные участки находятся на территории крупного Автотранспортного предприятия, основной вид экономической деятельности которого "Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта".
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 08.02.2013 N 34-РМ в 2013 году на территории Московской области проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Министерством экологии и природопользования заказаны работы ООО "Центр оценки "Аверс" по определению кадастровой стоимости.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 г. N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области".
ООО "Рэпит" были получены справки о кадастровой стоимости земельных участков общества. По мнению заявителя в полученных выписках из государственного кадастра недвижимости содержатся противоречивые сведения по определенным значениям удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
Не согласившись с завышением кадастровой стоимостью земельных участков над их стоимостью соответствующей группе вида разрешенного использования, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (ранее порядок проведения государственной оценки земель устанавливался Правительством РФ).
Статьей 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 135-ФЗ).
Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суд или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона 135-ФЗ государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона 135-ФЗ).
В силу статьи 24.15 Федерального закона 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного Федерального закона, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, ООО "Рэпит" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:79, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания охраны, площадью 4975 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50: 50:05:0070501:104, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мастерских "Терминал", площадью 4997 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:108, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мехмойки автотранспортного предприятия ООО "Рэпит", площадью 4209 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:109, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мехмойки автотранспортного предприятия ООО "Рэпит", площадью 718 кв. м.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности.
В соответствии с выписками из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070501:79 составляет 15 265 339,75 рублей, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070501:104 составляет 15 929 786,39 рублей, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070501:108 составляет 13 302 797,04 рублей, 50:05:0070501:109 составляет 2 266 517,78 рублей.
Как указывает заявитель, некоторые земельные участки имеют идентичные дополнительные и уникальные характеристики: одна категория земель, один вид разрешенного использования, имеют одинаковую площадь, один адресный ориентир и функционально используются для обслуживания одного и того же автотранспортного предприятия, а стоимость их существенно отличается друг от друга. При проведении кадастровой оценки, был неверно определен вид разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
На основании пункта 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 13.26.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, утверждение и опубликование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области, осуществляется Министерством имущественных отношений Московской области.
Письмом от 22.07.2015 N 12исх-14495 Министерство имущественных отношений Московской области сообщило обществу, что в результате проверки порядка определения кадастровой стоимости земельных участков выявлена кадастровая ошибка и в целях устранения допущенной ошибки на основании обращения заявителя в настоящее время кадастровым оценщиком проводится перерасчет кадастровой стоимости земельных участков и готовится дополнение к отчету "Об определении кадастровой стоимости земель населенных участков".
Таким образом, при определении стоимости спорных земельных участков была допущена ошибка.
Министерство имущественных отношений Московской области Распоряжением от 04.09.2015 N 13ВР-1439 "О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 09.12.2014 N 12ВР-1489" внесены изменения в электронные таблицы разделов, в том числе и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0070501:79, 50:05:0070501:104, 50:05:0070501:108, 50:05:0070501:109, результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-рм "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" признанны недействительными".
Согласно подпункту 1 к вышеуказанного Распоряжения от 04.09.2015 N 13ВР-1439 в электронные таблицы раздела 41 "Сергиево - Посадский муниципальный район" - внесены изменения, которые надлежит читать согласно приложению N 1.
Из приложения N 1 "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, Сергиево - Посадский муниципальный район, видно, что в отношении спорных земельных участков заявителя указаны верные наименования вида разрешенного использования и в соответствии с ними правильно рассчитана кадастровая стоимость.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
В рамках настоящего дела заявителем были заявлены требования к кадастровой палате и Управлению Росреестра о признании недействительными групп видов разрешенного использования земельных участков и обязании кадастровую палату внести изменения в ГКН относительно правильного указания групп видов разрешенного использования земельных участков.
При этом действия либо бездействия органа кадастрового учета либо Управления Росреестра не обжалуются, требований об устранении кадастровой ошибки, содержащейся в ГНК, не заявлено.
Кроме того, доказательств наличия такой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости относительно рассматриваемых земельных участков заявителя, суду не представлено.
Доказательств относительно того, где конкретно допущена ошибка: в отчете оценщика, который применил неверные группы видов разрешенного использования земельных участков, либо в данных ГКН, суду не представлено.
Принимая во внимание, что требования заявителя предъявлены в органу кадастрового учета и Росреестру, тогда как доказательств наличия в ГКН неверных сведений относительно групп видов разрешенного использования земельных участков не имеется, учитывая сведения Минимущества Московской области о выявлении ошибки в порядке определения кадастровой стоимости и принятия министерством постановления об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земельных участков, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции.
Вместе с тем, отказ в удовлетворении требований, не лишает общество возможности обратиться в суд с требованиями о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, устранении кадастровой ошибки при ее наличии в сведениях ГКН либо установлении рыночной стоимости земельного участка в порядке искового производства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.08.2015 по делу N А41-34742/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2015 N 10АП-10841/2015 ПО ДЕЛУ N А41-34742/15
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. по делу N А41-34742/15
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Рэпит" - Усов А.А. представитель по доверенности от 22.09.2015; Ракецкая И.В. представитель по доверенности от 22.09.2015,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Начкебия А.О. представитель по доверенности от 10.03.2015 года,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэпит" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.08.2015 по делу N А41-34742/15, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рэпит" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными группы видов разрешенного использования земельных участков; об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, третье лицо - Министерство экологии и природопользования Московской области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рэпит" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать недействительными группы видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0070501:79, 50:05:0070501:104, 50:05:0070501:108, 50:05:0070501:109, расположенных по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Фабричная, д. 4а;
-
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.08.2015 в удовлетворении заявления ООО "Рэпит" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Рэпит" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель управления возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Рэпит" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:79, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания охраны, площадью 4975 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:50:05:0070501:104, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мастерских "Терминал", площадью 4997 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:108, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мехмойки автотранспортного предприятия ООО "Рэпит", площадью 4209 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:109, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мехмойки автотранспортного предприятия ООО "Рэпит", площадью 718 кв. м.
Как указывает общество, вышеуказанные земельные участки находятся на территории крупного Автотранспортного предприятия, основной вид экономической деятельности которого "Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта".
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 08.02.2013 N 34-РМ в 2013 году на территории Московской области проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Министерством экологии и природопользования заказаны работы ООО "Центр оценки "Аверс" по определению кадастровой стоимости.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 г. N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области".
ООО "Рэпит" были получены справки о кадастровой стоимости земельных участков общества. По мнению заявителя в полученных выписках из государственного кадастра недвижимости содержатся противоречивые сведения по определенным значениям удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
Не согласившись с завышением кадастровой стоимостью земельных участков над их стоимостью соответствующей группе вида разрешенного использования, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (ранее порядок проведения государственной оценки земель устанавливался Правительством РФ).
Статьей 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 135-ФЗ).
Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суд или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона 135-ФЗ государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона 135-ФЗ).
В силу статьи 24.15 Федерального закона 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного Федерального закона, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, ООО "Рэпит" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:79, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания охраны, площадью 4975 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50: 50:05:0070501:104, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мастерских "Терминал", площадью 4997 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:108, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мехмойки автотранспортного предприятия ООО "Рэпит", площадью 4209 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070501:109, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения здания мехмойки автотранспортного предприятия ООО "Рэпит", площадью 718 кв. м.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности.
В соответствии с выписками из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070501:79 составляет 15 265 339,75 рублей, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070501:104 составляет 15 929 786,39 рублей, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070501:108 составляет 13 302 797,04 рублей, 50:05:0070501:109 составляет 2 266 517,78 рублей.
Как указывает заявитель, некоторые земельные участки имеют идентичные дополнительные и уникальные характеристики: одна категория земель, один вид разрешенного использования, имеют одинаковую площадь, один адресный ориентир и функционально используются для обслуживания одного и того же автотранспортного предприятия, а стоимость их существенно отличается друг от друга. При проведении кадастровой оценки, был неверно определен вид разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
На основании пункта 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 13.26.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, утверждение и опубликование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области, осуществляется Министерством имущественных отношений Московской области.
Письмом от 22.07.2015 N 12исх-14495 Министерство имущественных отношений Московской области сообщило обществу, что в результате проверки порядка определения кадастровой стоимости земельных участков выявлена кадастровая ошибка и в целях устранения допущенной ошибки на основании обращения заявителя в настоящее время кадастровым оценщиком проводится перерасчет кадастровой стоимости земельных участков и готовится дополнение к отчету "Об определении кадастровой стоимости земель населенных участков".
Таким образом, при определении стоимости спорных земельных участков была допущена ошибка.
Министерство имущественных отношений Московской области Распоряжением от 04.09.2015 N 13ВР-1439 "О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 09.12.2014 N 12ВР-1489" внесены изменения в электронные таблицы разделов, в том числе и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0070501:79, 50:05:0070501:104, 50:05:0070501:108, 50:05:0070501:109, результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-рм "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" признанны недействительными".
Согласно подпункту 1 к вышеуказанного Распоряжения от 04.09.2015 N 13ВР-1439 в электронные таблицы раздела 41 "Сергиево - Посадский муниципальный район" - внесены изменения, которые надлежит читать согласно приложению N 1.
Из приложения N 1 "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, Сергиево - Посадский муниципальный район, видно, что в отношении спорных земельных участков заявителя указаны верные наименования вида разрешенного использования и в соответствии с ними правильно рассчитана кадастровая стоимость.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
В рамках настоящего дела заявителем были заявлены требования к кадастровой палате и Управлению Росреестра о признании недействительными групп видов разрешенного использования земельных участков и обязании кадастровую палату внести изменения в ГКН относительно правильного указания групп видов разрешенного использования земельных участков.
При этом действия либо бездействия органа кадастрового учета либо Управления Росреестра не обжалуются, требований об устранении кадастровой ошибки, содержащейся в ГНК, не заявлено.
Кроме того, доказательств наличия такой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости относительно рассматриваемых земельных участков заявителя, суду не представлено.
Доказательств относительно того, где конкретно допущена ошибка: в отчете оценщика, который применил неверные группы видов разрешенного использования земельных участков, либо в данных ГКН, суду не представлено.
Принимая во внимание, что требования заявителя предъявлены в органу кадастрового учета и Росреестру, тогда как доказательств наличия в ГКН неверных сведений относительно групп видов разрешенного использования земельных участков не имеется, учитывая сведения Минимущества Московской области о выявлении ошибки в порядке определения кадастровой стоимости и принятия министерством постановления об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земельных участков, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции.
Вместе с тем, отказ в удовлетворении требований, не лишает общество возможности обратиться в суд с требованиями о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, устранении кадастровой ошибки при ее наличии в сведениях ГКН либо установлении рыночной стоимости земельного участка в порядке искового производства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.08.2015 по делу N А41-34742/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)