Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N А27-13678/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N А27-13678/2014


резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гальчук М.М. (до перерыва), секретарем судебного заседания Плешивцевой Ю.В. (после перерыва),
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 октября 2014 года по делу N А27-13678/2014 (судья Гуль Т.И.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Новосибирский Инструмент" (ОГРН 1034205043201, ИНН 4205049533, 650052, г. Кемерово, ул. Металлистов, 22-54)
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478, 650064, г. Кемерово, Советский проспект, 58)
о признании недействительным уведомления от 18.11.2011 N 2 в части расчета арендной платы,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский Инструмент (далее - ООО "Новосибирский Инструмент", Общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным (ничтожным) уведомления Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет) N 2 от 18.11.2011 в части расчета арендной платы; возложении обязанности внести изменение в уведомление N 2 от 18.11.2011, изложив в следующей редакции: абзац, начиная со слов "с 01.01.2012... и заканчивая словами... 1,06 - коэффициент, учитывающий уровень инфляции за 2012 год". "С 01.01.2012 арендная плата устанавливается в размере, определенном по формуле: А = КС х 2% / П, где: А - размер арендной платы в месяц, КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.), П - количество периодов внесения арендной платы в году (12)".
Решением Кемеровской области от 14 октября 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет указывает на неправильное применение судом первой инстанции положений Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582). В связи с тем, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, вопрос об установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена должен решаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просил оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились. На основании статьи 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между Комитетом и обществом заключен договор аренды земельного участка от 15.03.2010 N 17-03-С/10 со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 42:24:0201003:471, адрес: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 44, площадь 575 кв. м, разрешенное использование: для строительства магазина оптово-розничной торговли инструментом.
Земельный участок предоставлен на основании решения Комитета от 10.03.2010 N 10-2/1029 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Новосибирский Инструмент" земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 44, для строительства магазина оптово-розничной торговли инструментом".
Срок действия договора установлен с момента его заключения по 31.12.2011 г. В настоящее время в соответствии с пунктом 7.2 договора срок его действия продлен на неопределенный срок.
Уведомлением от 18.11.2011 N 2 Комитет известил общество об изменении арендной платы, которая в соответствии Порядком определения размера арендной платы, условиями и сроками внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность за которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62 (далее по тексту - Порядок), составила с 01.01.2012-37 013 руб. 09 коп. в квартал, при этом Комитет руководствовался следующей формулой:
- А = (КС х Кв х Ку х Ки х S / П) х Кп, где А - размер арендной платы; КС - кадастровая стоимость земельного участка;
- Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (приложение N 1 к настоящему Порядку);
- Ку - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка;
- Ки - коэффициент, учитывающий уровень инфляции;
- S - площадь земельного участка или площадь доли земельного участка;
- П - количество периодов внесения арендной платы в году;
- Кп - понижающий коэффициент.
Считая указанное уведомление (одностороннюю сделку) не соответствующим требованиям Постановления N 582, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о необходимости определения размера арендной платы с учетом положений Основных принципов и Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 и подлежит применению арбитражными судами с момента опубликования постановления в установленном порядке.
Комитет, ссылаясь в апелляционной жалобе на установление размера арендной платы соглашением сторон, не учитывает, что Основные принципы, изложенные в Постановлении N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом; размер регулируемой арендной платы на земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных Правилами определения размера арендной платы для аналогичных земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Ссылки Комитета на положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) судом апелляционной инстанции отклоняются.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако указанное не означает, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации без учета основных принципов определения арендной платы, в том числе принципа экономической обоснованности, заключающегося в недопустимости установления размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, выше размера арендной платы для аналогичных земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно кадастровому паспорту земельного участка от 03.08.2011 N 4200/001/11-103681 кадастровая стоимость земельного участка составляет 3057424,5 руб., в связи с чем, аренда подлежит оплате в размере 61 148, 49 руб. в год (2% от кадастровой стоимости земельного участка).
При таких обстоятельствах требование общества о признании недействительным (ничтожным) уведомления Комитета N 2 от 18.11.2011 в части расчета арендной платы правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 октября 2014 года по делу N А27-13678/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
В.А.ЖУРАВЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)