Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1341/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2014 по делу N А46-13298/2013 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Омский дом печати" (ОГРН 1045507009470, ИНН 5504090891) в лице конкурсного управляющего Постола Максима Владимировича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782 ИНН 5503217827) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче мотивированного заключения по отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, об обязании выдать мотивированное заключение,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Хлынцева Ольга Сергеевна по доверенности N 3-Д от 09.01.2014 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от открытого акционерного общества "Омский дом печати" в лице конкурсного управляющего Постола Максима Владимировича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
открытое акционерное общество "Омский дом печати" (далее - заявитель, ОАО "Омский дом печати", Общество) в лице конкурсного управляющего Постола Максима Владимировича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заинтересованное лицо, уполномоченный орган, ТУ Росимущества в Омской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче мотивированного заключения по Отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, об обязании выдать мотивированное заключение.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.01.2014 по делу N А46-13298/2013 заявленные Обществом требования удовлетворены, признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выразившееся в невыдаче конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" мотивированного заключения по Отчету об оценке N 177/13-Р от 21.06.2013, подготовленному ООО "Капитал и право". Этим же решением на ТУ Росимущества в Омской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем выдачи конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" мотивированного заключения по Отчету об оценке N 177/13-Р от 21.06.2013, подготовленному ООО "Капитал и право".
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТУ Росимущества в Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что частью 3 статьи 130 Федерального закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено право уполномоченного органа, а не обязанность по направлению заключения на отчет об оценке в тридцатидневный срок, следовательно, невыдача заключения по отчету об оценке не является бездействием.
Кроме того, с момента составления отчета и до даты принятия судом первой инстанции решения по данному делу прошло более 6 месяцев, следовательно, информация изложенная в отчете, не является актуальной, в связи с чем возложение судом первой инстанции на заинтересованное лицо обязанности подготовить заключение на отчет, является неправомерным.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Омской области поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
ОАО "Омский дом печати", надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.04.2012 по делу N А46-19131/2009 ОАО "Омский дом печати" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим назначен Постол Максим Владимирович.
Определением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2013 конкурсное производство в отношении должника продлено до 24.01.2014.
По результатам инвентаризации имущества должника, проведенной в порядке пункта 2 статьи 129, пункта 1 статьи 130 Закона о банкротстве в конкурсную массу были включены, в том числе, следующие объекты недвижимости, принадлежащие должнику на праве собственности:
1. Земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для производственных целей под здание, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического производственного снабжения, сбыта и заготовок. Площадь 11161 кв. м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, пр-т Карла Маркса, д. 39. Кадастровый номер: 55:36:090202:2083.
2. Нежилые помещения 11 П, назначение: нежилое. Площадь: общая 6605,7 кв. м, номера на поэтажном плане: 1 этаж: 1-23, 40,41, 56; между 1 и 2 этажом: 1, 2; 2 этаж:: 1-40; между 2 и 3 этажом: 1,2; 3 этаж: 1-28; антресольный этаж: 1, 2; между 3 и 4 этажом - 1, 2; 4 этаж: 1-49. Литер: А, А1, А2, адрес: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-55-01/024/2005-532.
3. Нежилое строение - Газетный цех корпус "Б": трехэтажное кирпичное здание, общей площадью 2532,5 кв. м, литера Б, расположенное по адресу: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-00-110578.
4. Нежилое строение - Корпус "Г" склад красок: одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 94,7 кв. м, литера Е, расположенное по адресу: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-00-110574.
5. Нежилые помещения N 1П, назначение: нежилое. Площадь общая 2 420,2 кв. м на поэтажном плане: 1-25, 35-37 (подвал), 16,18-46,59-68 (1 этаж), 20-48, 67, 68 (2 этаж); 13-48; 1а, 2а, 1б, 2б (3 этаж); 14, 15 (4 этаж), 1, 2 (технологический этаж). Этаж: подвал, 1, 2, 3, 4, технический. Литер: В, В1, В2, адрес: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-00-110577.
6. Земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для производственных целей под здание, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического производственного снабжения, сбыта и заготовок. Площадь 2550 кв. м, адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, пр-т Карла Маркса, д. 39. На земельном участке расположено нежилое строение -Корпус "В" (литера Д), кадастровый номер: 55:36:090202:2082.
7. Нежилое строение - Корпус "В" склад материалов: двухэтажное кирпичное здание, общей площадью 1180,6 кв. м, литера Д, расположенное по адресу: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-00-110586.
8. Земельный участок площадью 6785,00 кв. м с кадастровым номером 55:36:120102:2001, предоставлен для общественно-деловых целей, расположен на землях поселений относительно нежилого строения склада бумаги, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, 209.
9. Нежилое строение - склад бумаги: одноэтажное кирпичное здание с одноэтажной пристройкой, общей площадью 1802,4 кв. м, литера Б,Б1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 209. Условный номер: 55-00-110571.
10. Нежилое строение - склад кислот: одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 190,1 кв. м, литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 209. Условный номер: 55-00-110581.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090202:2083 (под N 11 площадью 11161 кв. м по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 39, расположены вышеуказанные объекты недвижимости под NN 21, 31, 41, 51.
Для проведения оценки данных объектов конкурсным управляющим был привлечен независимый оценщик - ООО "Капитал и право", с которым 28.05.2012 был заключен договор N 001/12-ИК на проведение оценки рыночной стоимости имущества должника.
Согласно Отчету N 001/12-ИК от 27.07.2012 рыночная стоимость имущества ОАО "Омский дом печати", в том числе вышеуказанных объектов под NN 1), 2), 3), 4), 5), составила 382 110 315,00 руб., в том числе НДС.
08.08.2012 указанный Отчет был направлен конкурсным управляющим в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) для получения мотивированного заключения. Росимущество своим письмом от 07.09.2012 за N ТУ-04/9739 представило отрицательное заключение уполномоченного органа на Отчет N 001/12-ИК от 27.07.2012. После переработки ООО "Капитал и право" Отчета с учетом представленных замечаний он был направлен для получения экспертного заключения в Российское общество оценщиков. В соответствии с переработанным Отчетом N 001/12-ИК от 09.10.2012 рыночная стоимость имущества ОАО "Омский дом печати" составила 402 116 401,00 руб., в том числе НДС.
В соответствии с Экспертным заключением за N 1013/2012 от 08.11.2012 Отчет N 001/12-ИК от 09.10.2012 об оценке рыночной стоимости имущества ОАО "Омский дом печати", в том числе вышеуказанных объектов под NN 11, 21, 31, 41, 51, признан соответствующим требованиям законодательства РФ.
В соответствии со статьей 130 Закона о банкротстве конкурсный управляющий направил указанное экспертное заключение и переработанный Отчет об оценке в Росимущество (сопроводительное письмо от 26.11.2012).
Конкурсным управляющим в соответствии с требованиями Закона о банкротстве было разработано положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "Омский дом печати", согласно которому все недвижимое имущество должника (10 объектов), в том числе объекты, расположенные по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 39, были включены в один лот. Указанное положение о продаже имущества должника было представлено конкурсным управляющим к собранию кредиторов ОАО "Омский дом печати", назначенном на 04.12.2012.
Большинство конкурсных кредиторов ОАО "Омский дом печати", в том числе налоговый орган, высказали мнение о нецелесообразности продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:090202:2083 и находящихся на нем зданий одним лотом в связи с тем, что объединение данного имущества в один лот резко снижает потенциальный спрос на него, данные объекты быстрее и за большую цену, возможно будет реализовать отдельными лотами (замечания налогового органа от 04.12.2012 за N 17-10/21647).
В связи с чем, конкурсному управляющему было высказано пожелание сформировать новые земельные участки под каждым строением, находящимся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090202:2083, с целью продажи данного имущества отдельными лотами (земельный участок + строение на нем).
С целью подготовки к продаже объектов недвижимости ОАО "Омский дом печати" отдельными лотам (строение и земельный участок под ним) были проведены работы по межеванию земельного участка общей площадью 11 161 кв. м, кадастровый номер 55:36:090202:2083, принадлежащего должнику, расположенного по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 39.
В результате межевания из указанного земельного участка были сформированы следующие земельные участки:
1. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4666 общей площадью 232 кв. м сформирован с целью обеспечения проезда к земельному участку площадью 2550 кв. м с кадастровым номером 55:36:090202:2082, на котором расположено здание склада материалов - корпус "В" (литера Д), условный номер 55-00-110586.
2. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4667 общей площадью 3161 кв. м сформирован под зданием главного корпуса (нежилые помещения 11П общей площадью 6605,7 кв. м, литера A, Al, А2), условный номер 55-55-01/024/2005-532.
3. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4668 общей площадью 4449 кв. м сформирован под зданием газетного цеха (корпус "Б"), условный номер 55-00-110578.
4. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4670 общей площадью 480 кв. м сформирован под зданием склада красок (корпус "Г"), условный номер 55-00-110574.
5. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4671 общей площадью 1669 кв. м сформирован под здание корпуса "Д" (помещения Ш, литеры В,В1,В2), условный номер 55-00-110577.
6. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4669 общей площадью 1165 кв. м под частью здания корпуса "Д".
24.05.2013 г. в Управлении Росреестра по Омской области получены соответствующие свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "Омский дом печати" на указанные земельные участки.
Для проведения оценки вновь сформированных земельных участок конкурсным управляющим был привлечен независимый оценщик - ООО "Капитал и право", с которым 05.06.2013 был заключен договор N 177/13-Н на проведение оценки рыночной стоимости имущества должника.
Согласно Отчету N 177/13-Н от 21.06.2013, подготовленному ООО "Капитал и право", общая рыночная стоимость указанных земельных участков ОАО "Омский дом печати" составила 39 097 369,00 руб. (без НДС).
Вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4669 общей площадью 1165 кв. м, в Отчет N 177/13-Н от 21.06.2013 не вошел, поскольку в отношении данного земельного участка необходимо провести разграничение долевой собственности на него с Министерством имущественных отношений Омской области, являющимся собственником части нежилых помещений в корпусе "Д".
Таким образом. Отчетом об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013 была определена рыночная стоимость пяти земельных участков, принадлежащих ОАО "Омский дом печати", расположенных по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 39, при этом ранее, Отчетом об оценке N 001/12-ИК от 27.07.2012., была определена рыночная стоимость строений, расположенных на указанных земельных участках.
28.06.2013 Отчет N 177/13-Н от 21.06.2013 был направлен конкурсным управляющим в ТУ Росимущества в Омской области для получения мотивированного заключения (получен адресатом 01.07.2013).
Письмом от 17.07.2013 за N ТУ-04/7230 ТУ Росимущества в Омской области возвратило представленные конкурсным управляющим документы без рассмотрения в связи с не предоставлением полного пакета документов.
22.07.2013 конкурсный управляющий повторно направил Отчет N 177/13-Н от 21.06.2013 в ТУ Росимущества в Омской области с сопроводительным письмом от 22.07.2013 и необходимыми документами и пояснениями (получено адресатом 20.08.2013).
ТУ Росимущества в Омской области своим письмом от 17.09.2013 за N ТУ-04/9093 возвратило конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" Отчет об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013 без рассмотрения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче мотивированного заключения по отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, об обязании выдать мотивированное заключение.
15.01.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым действием (бездействием), а орган, совершивший это действие (допустившее бездействие), должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для совершения таких действий (бездействия).
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан, в том числе принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов (пункт 1 статьи 130 Закона о банкротстве).
В силу пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее - отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее - орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков).
В пункте 3 статьи 130 Закона о банкротстве установлено, что в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету.
Порядок подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находятся в государственной или муниципальной собственности, определен в Положении, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.05.2010 N 166 (далее - Положение N 166).
В соответствии с пунктом 5 Положения 166 по результатам рассмотрения комплекта документов, представленного в уполномоченный орган, уполномоченный орган готовит заключение по отчету об оценке, содержащее мотивированное мнение о соответствии информации, приведенной в отчете об оценке, информации, содержащейся в комплекте документов, а также о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности и несостоятельности (банкротства) (далее - заключение уполномоченного органа).
При составлении заключения уполномоченным органом производятся следующие действия: проверка соответствия информации, приведенной в представленном отчете об оценке предприятия должника или имущества должника, информации, содержащейся в комплекте документов; рассмотрение представленного отчета об оценке предприятия - должника или имущества должника на предмет наличия в нем нарушений требований законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности, в том числе проверка его соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности (пункт 16 Положения N 166).
Согласно пункту 23 Положения в случае непредставления заявителем комплекта документов и/или несоответствия отчета об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки или иных нормативных правовых актов в области оценочной деятельности уполномоченный орган направляет заявителю отрицательное заключение уполномоченного органа.
Отрицательное заключение уполномоченного органа должно содержать четкое указание на основание его подготовки, а замечания к отчету об оценке должны отражать значимость выявленных нарушений и указываться по мере существенности влияния на итоговый результат от большего к меньшему, а также по хронологии отчета об оценке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 Закона о банкротстве отрицательное заключение органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке (далее - несоответствие отчета об оценке требованиям к данному отчету), направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, составивший данный отчет, с приложением копии представленного в орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, отчета об оценке.
В течение четырнадцати дней с даты получения такого отрицательного заключения указанная саморегулируемая организация оценщиков обязана представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия или несоответствия требованиям к данному отчету.
В случае, если указанная саморегулируемая организация оценщиков представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника.
В случае, если указанная саморегулируемая организация оценщиков представила экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету или отчет об оценке был переработан оценщиком с учетом полученного экспертного заключения, арбитражный управляющий направляет указанное экспертное заключение по отчету об оценке и (или) переработанный отчет об оценке в уполномоченный орган и собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия должника, иного имущества должника на основании рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
В рассматриваемом случае ТУ Росимущества в Омской области в отношении Отчета об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013 какого-либо заключения не давало, а возвратило его конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" без рассмотрения с указанием причин, что подтверждается письмом от 17.09.2013 за N ТУ-04/9093.
Суд первой инстанции, оценивая бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выразившееся в невыдаче мотивированного заключения по отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, как незаконное, пришел к выводу о том, что законодательством не предусмотрена возможность возвращения отчета об оценке без рассмотрения. Кроме того, суд первой инстанции сослался на то, что оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы ОАО "Омский дом печати", так как такое бездействие затягивает процедуру конкурсного производства, увеличивает расходы, связанные с ведением процедуры банкротства.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, учитывая предмет и основания заявленных требований, пришел к выводу о необоснованности выводов суда первой инстанции, положенных в основу обжалуемого судебного акта, а также недоказанности ОАО "Омский дом печати" нарушения его прав и законных интересов невыдачей ТУ Росимущества в Омской области заключения по Отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, исходя из следующего.
В пункте 3 статьи 130 Закона о банкротстве предусмотрено право органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, в течение 30 дней со дня получения отчета об оценке направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету.
На случай получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения указанной нормой также предусмотрено, что собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
Аналогичное право органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, предусмотрено в пункте 24 главы VI Положения N 166, в соответствии с которым уполномоченный орган вправе направить заявителю заключение уполномоченного органа в течение 30 календарных дней с даты поступления соответствующего комплекта документов в уполномоченный орган.
Таким образом, законодательно установлен предельный срок на исполнение установленной процедуры, связанной с направлением заявителю (конкурсному управляющему) заключения по отчету оценщика - 30 календарных дней с даты поступления соответствующего комплекта документов в уполномоченный орган. При этом направление данного заключения является правом, а не обязанностью уполномоченного органа, следовательно, невыдача заключения по отчету оценщика не может расцениваться как противоправное бездействие.
Как следует из пункта 3 статьи 130 Закона о банкротстве, отсутствие заключения по отчетам оценщиков, является основанием для принятия решения собранием кредиторов или комитетом кредиторов о начальной цене продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
Таким образом, в рассматриваемом случае невыдача ТУ Росимущества в Омской области заключения по Отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013 не препятствует дальнейшему проведению конкурсного производства в отношении ОАО "Омский дом печати". Доказательств того, что оспариваемое бездействие может затянуть процедуру конкурсного производства и увеличивает расходы, связанные с ведением процедуры банкротства, ОАО "Омский дом печати" в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
Более того, на основании пункта 26 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, итоговая величина стоимости объекта оценки признается рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки прошло не более шести месяцев.
Между тем, Отчет об оценке N 177/13-Н составлен 21.06.2013, тогда как решение суда первой инстанции по данному делу об обязании ТУ Росимущества в Омской области выдать конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" заключение по Отчету об оценке N 177/13-Н было принято 15.01.2014, т.е. по истечении шести месяцев после даты составления отчета об оценке.
Учитывая что, определенная оценщиком стоимость имущества ОАО "Омский дом печати", указанная в Отчете об оценке N 177/13-Н, утратила актуальность, возложение судом первой инстанции на ТУ Росимущества в Омской области обязанности выдать конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" заключение по Отчету об оценке N 177/13-Н, в отсутствие проверки соответствия указанного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, не может быть признано обоснованным.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Омской области подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2014 по делу N А46-13298/2013 отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе заинтересованного лица не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2014 по делу N А46-13298/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных открытом акционерным обществом "Омский дом печати" (ОГРН 1045507009470, ИНН 5504090891) в лице конкурсного управляющего Постола Максима Владимировича, отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2014 N 08АП-1341/2014 ПО ДЕЛУ N А46-13298/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. N 08АП-1341/2014
Дело N А46-13298/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1341/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2014 по делу N А46-13298/2013 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Омский дом печати" (ОГРН 1045507009470, ИНН 5504090891) в лице конкурсного управляющего Постола Максима Владимировича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782 ИНН 5503217827) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче мотивированного заключения по отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, об обязании выдать мотивированное заключение,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Хлынцева Ольга Сергеевна по доверенности N 3-Д от 09.01.2014 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от открытого акционерного общества "Омский дом печати" в лице конкурсного управляющего Постола Максима Владимировича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
открытое акционерное общество "Омский дом печати" (далее - заявитель, ОАО "Омский дом печати", Общество) в лице конкурсного управляющего Постола Максима Владимировича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заинтересованное лицо, уполномоченный орган, ТУ Росимущества в Омской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче мотивированного заключения по Отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, об обязании выдать мотивированное заключение.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.01.2014 по делу N А46-13298/2013 заявленные Обществом требования удовлетворены, признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выразившееся в невыдаче конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" мотивированного заключения по Отчету об оценке N 177/13-Р от 21.06.2013, подготовленному ООО "Капитал и право". Этим же решением на ТУ Росимущества в Омской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем выдачи конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" мотивированного заключения по Отчету об оценке N 177/13-Р от 21.06.2013, подготовленному ООО "Капитал и право".
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТУ Росимущества в Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что частью 3 статьи 130 Федерального закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено право уполномоченного органа, а не обязанность по направлению заключения на отчет об оценке в тридцатидневный срок, следовательно, невыдача заключения по отчету об оценке не является бездействием.
Кроме того, с момента составления отчета и до даты принятия судом первой инстанции решения по данному делу прошло более 6 месяцев, следовательно, информация изложенная в отчете, не является актуальной, в связи с чем возложение судом первой инстанции на заинтересованное лицо обязанности подготовить заключение на отчет, является неправомерным.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Омской области поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
ОАО "Омский дом печати", надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.04.2012 по делу N А46-19131/2009 ОАО "Омский дом печати" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим назначен Постол Максим Владимирович.
Определением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2013 конкурсное производство в отношении должника продлено до 24.01.2014.
По результатам инвентаризации имущества должника, проведенной в порядке пункта 2 статьи 129, пункта 1 статьи 130 Закона о банкротстве в конкурсную массу были включены, в том числе, следующие объекты недвижимости, принадлежащие должнику на праве собственности:
1. Земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для производственных целей под здание, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического производственного снабжения, сбыта и заготовок. Площадь 11161 кв. м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, пр-т Карла Маркса, д. 39. Кадастровый номер: 55:36:090202:2083.
2. Нежилые помещения 11 П, назначение: нежилое. Площадь: общая 6605,7 кв. м, номера на поэтажном плане: 1 этаж: 1-23, 40,41, 56; между 1 и 2 этажом: 1, 2; 2 этаж:: 1-40; между 2 и 3 этажом: 1,2; 3 этаж: 1-28; антресольный этаж: 1, 2; между 3 и 4 этажом - 1, 2; 4 этаж: 1-49. Литер: А, А1, А2, адрес: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-55-01/024/2005-532.
3. Нежилое строение - Газетный цех корпус "Б": трехэтажное кирпичное здание, общей площадью 2532,5 кв. м, литера Б, расположенное по адресу: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-00-110578.
4. Нежилое строение - Корпус "Г" склад красок: одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 94,7 кв. м, литера Е, расположенное по адресу: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-00-110574.
5. Нежилые помещения N 1П, назначение: нежилое. Площадь общая 2 420,2 кв. м на поэтажном плане: 1-25, 35-37 (подвал), 16,18-46,59-68 (1 этаж), 20-48, 67, 68 (2 этаж); 13-48; 1а, 2а, 1б, 2б (3 этаж); 14, 15 (4 этаж), 1, 2 (технологический этаж). Этаж: подвал, 1, 2, 3, 4, технический. Литер: В, В1, В2, адрес: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-00-110577.
6. Земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для производственных целей под здание, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического производственного снабжения, сбыта и заготовок. Площадь 2550 кв. м, адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, пр-т Карла Маркса, д. 39. На земельном участке расположено нежилое строение -Корпус "В" (литера Д), кадастровый номер: 55:36:090202:2082.
7. Нежилое строение - Корпус "В" склад материалов: двухэтажное кирпичное здание, общей площадью 1180,6 кв. м, литера Д, расположенное по адресу: г. Омск, проспект Маркса, д. 39. Условный номер: 55-00-110586.
8. Земельный участок площадью 6785,00 кв. м с кадастровым номером 55:36:120102:2001, предоставлен для общественно-деловых целей, расположен на землях поселений относительно нежилого строения склада бумаги, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, 209.
9. Нежилое строение - склад бумаги: одноэтажное кирпичное здание с одноэтажной пристройкой, общей площадью 1802,4 кв. м, литера Б,Б1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 209. Условный номер: 55-00-110571.
10. Нежилое строение - склад кислот: одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 190,1 кв. м, литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 209. Условный номер: 55-00-110581.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090202:2083 (под N 11 площадью 11161 кв. м по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 39, расположены вышеуказанные объекты недвижимости под NN 21, 31, 41, 51.
Для проведения оценки данных объектов конкурсным управляющим был привлечен независимый оценщик - ООО "Капитал и право", с которым 28.05.2012 был заключен договор N 001/12-ИК на проведение оценки рыночной стоимости имущества должника.
Согласно Отчету N 001/12-ИК от 27.07.2012 рыночная стоимость имущества ОАО "Омский дом печати", в том числе вышеуказанных объектов под NN 1), 2), 3), 4), 5), составила 382 110 315,00 руб., в том числе НДС.
08.08.2012 указанный Отчет был направлен конкурсным управляющим в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) для получения мотивированного заключения. Росимущество своим письмом от 07.09.2012 за N ТУ-04/9739 представило отрицательное заключение уполномоченного органа на Отчет N 001/12-ИК от 27.07.2012. После переработки ООО "Капитал и право" Отчета с учетом представленных замечаний он был направлен для получения экспертного заключения в Российское общество оценщиков. В соответствии с переработанным Отчетом N 001/12-ИК от 09.10.2012 рыночная стоимость имущества ОАО "Омский дом печати" составила 402 116 401,00 руб., в том числе НДС.
В соответствии с Экспертным заключением за N 1013/2012 от 08.11.2012 Отчет N 001/12-ИК от 09.10.2012 об оценке рыночной стоимости имущества ОАО "Омский дом печати", в том числе вышеуказанных объектов под NN 11, 21, 31, 41, 51, признан соответствующим требованиям законодательства РФ.
В соответствии со статьей 130 Закона о банкротстве конкурсный управляющий направил указанное экспертное заключение и переработанный Отчет об оценке в Росимущество (сопроводительное письмо от 26.11.2012).
Конкурсным управляющим в соответствии с требованиями Закона о банкротстве было разработано положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "Омский дом печати", согласно которому все недвижимое имущество должника (10 объектов), в том числе объекты, расположенные по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 39, были включены в один лот. Указанное положение о продаже имущества должника было представлено конкурсным управляющим к собранию кредиторов ОАО "Омский дом печати", назначенном на 04.12.2012.
Большинство конкурсных кредиторов ОАО "Омский дом печати", в том числе налоговый орган, высказали мнение о нецелесообразности продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:090202:2083 и находящихся на нем зданий одним лотом в связи с тем, что объединение данного имущества в один лот резко снижает потенциальный спрос на него, данные объекты быстрее и за большую цену, возможно будет реализовать отдельными лотами (замечания налогового органа от 04.12.2012 за N 17-10/21647).
В связи с чем, конкурсному управляющему было высказано пожелание сформировать новые земельные участки под каждым строением, находящимся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090202:2083, с целью продажи данного имущества отдельными лотами (земельный участок + строение на нем).
С целью подготовки к продаже объектов недвижимости ОАО "Омский дом печати" отдельными лотам (строение и земельный участок под ним) были проведены работы по межеванию земельного участка общей площадью 11 161 кв. м, кадастровый номер 55:36:090202:2083, принадлежащего должнику, расположенного по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 39.
В результате межевания из указанного земельного участка были сформированы следующие земельные участки:
1. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4666 общей площадью 232 кв. м сформирован с целью обеспечения проезда к земельному участку площадью 2550 кв. м с кадастровым номером 55:36:090202:2082, на котором расположено здание склада материалов - корпус "В" (литера Д), условный номер 55-00-110586.
2. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4667 общей площадью 3161 кв. м сформирован под зданием главного корпуса (нежилые помещения 11П общей площадью 6605,7 кв. м, литера A, Al, А2), условный номер 55-55-01/024/2005-532.
3. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4668 общей площадью 4449 кв. м сформирован под зданием газетного цеха (корпус "Б"), условный номер 55-00-110578.
4. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4670 общей площадью 480 кв. м сформирован под зданием склада красок (корпус "Г"), условный номер 55-00-110574.
5. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4671 общей площадью 1669 кв. м сформирован под здание корпуса "Д" (помещения Ш, литеры В,В1,В2), условный номер 55-00-110577.
6. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4669 общей площадью 1165 кв. м под частью здания корпуса "Д".
24.05.2013 г. в Управлении Росреестра по Омской области получены соответствующие свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "Омский дом печати" на указанные земельные участки.
Для проведения оценки вновь сформированных земельных участок конкурсным управляющим был привлечен независимый оценщик - ООО "Капитал и право", с которым 05.06.2013 был заключен договор N 177/13-Н на проведение оценки рыночной стоимости имущества должника.
Согласно Отчету N 177/13-Н от 21.06.2013, подготовленному ООО "Капитал и право", общая рыночная стоимость указанных земельных участков ОАО "Омский дом печати" составила 39 097 369,00 руб. (без НДС).
Вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером 55:36:090202:4669 общей площадью 1165 кв. м, в Отчет N 177/13-Н от 21.06.2013 не вошел, поскольку в отношении данного земельного участка необходимо провести разграничение долевой собственности на него с Министерством имущественных отношений Омской области, являющимся собственником части нежилых помещений в корпусе "Д".
Таким образом. Отчетом об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013 была определена рыночная стоимость пяти земельных участков, принадлежащих ОАО "Омский дом печати", расположенных по адресу: г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 39, при этом ранее, Отчетом об оценке N 001/12-ИК от 27.07.2012., была определена рыночная стоимость строений, расположенных на указанных земельных участках.
28.06.2013 Отчет N 177/13-Н от 21.06.2013 был направлен конкурсным управляющим в ТУ Росимущества в Омской области для получения мотивированного заключения (получен адресатом 01.07.2013).
Письмом от 17.07.2013 за N ТУ-04/7230 ТУ Росимущества в Омской области возвратило представленные конкурсным управляющим документы без рассмотрения в связи с не предоставлением полного пакета документов.
22.07.2013 конкурсный управляющий повторно направил Отчет N 177/13-Н от 21.06.2013 в ТУ Росимущества в Омской области с сопроводительным письмом от 22.07.2013 и необходимыми документами и пояснениями (получено адресатом 20.08.2013).
ТУ Росимущества в Омской области своим письмом от 17.09.2013 за N ТУ-04/9093 возвратило конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" Отчет об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013 без рассмотрения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче мотивированного заключения по отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, об обязании выдать мотивированное заключение.
15.01.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым действием (бездействием), а орган, совершивший это действие (допустившее бездействие), должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для совершения таких действий (бездействия).
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан, в том числе принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов (пункт 1 статьи 130 Закона о банкротстве).
В силу пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее - отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее - орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков).
В пункте 3 статьи 130 Закона о банкротстве установлено, что в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету.
Порядок подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находятся в государственной или муниципальной собственности, определен в Положении, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.05.2010 N 166 (далее - Положение N 166).
В соответствии с пунктом 5 Положения 166 по результатам рассмотрения комплекта документов, представленного в уполномоченный орган, уполномоченный орган готовит заключение по отчету об оценке, содержащее мотивированное мнение о соответствии информации, приведенной в отчете об оценке, информации, содержащейся в комплекте документов, а также о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности и несостоятельности (банкротства) (далее - заключение уполномоченного органа).
При составлении заключения уполномоченным органом производятся следующие действия: проверка соответствия информации, приведенной в представленном отчете об оценке предприятия должника или имущества должника, информации, содержащейся в комплекте документов; рассмотрение представленного отчета об оценке предприятия - должника или имущества должника на предмет наличия в нем нарушений требований законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности, в том числе проверка его соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности (пункт 16 Положения N 166).
Согласно пункту 23 Положения в случае непредставления заявителем комплекта документов и/или несоответствия отчета об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки или иных нормативных правовых актов в области оценочной деятельности уполномоченный орган направляет заявителю отрицательное заключение уполномоченного органа.
Отрицательное заключение уполномоченного органа должно содержать четкое указание на основание его подготовки, а замечания к отчету об оценке должны отражать значимость выявленных нарушений и указываться по мере существенности влияния на итоговый результат от большего к меньшему, а также по хронологии отчета об оценке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 Закона о банкротстве отрицательное заключение органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке (далее - несоответствие отчета об оценке требованиям к данному отчету), направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, составивший данный отчет, с приложением копии представленного в орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, отчета об оценке.
В течение четырнадцати дней с даты получения такого отрицательного заключения указанная саморегулируемая организация оценщиков обязана представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия или несоответствия требованиям к данному отчету.
В случае, если указанная саморегулируемая организация оценщиков представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника.
В случае, если указанная саморегулируемая организация оценщиков представила экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету или отчет об оценке был переработан оценщиком с учетом полученного экспертного заключения, арбитражный управляющий направляет указанное экспертное заключение по отчету об оценке и (или) переработанный отчет об оценке в уполномоченный орган и собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия должника, иного имущества должника на основании рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
В рассматриваемом случае ТУ Росимущества в Омской области в отношении Отчета об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013 какого-либо заключения не давало, а возвратило его конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" без рассмотрения с указанием причин, что подтверждается письмом от 17.09.2013 за N ТУ-04/9093.
Суд первой инстанции, оценивая бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выразившееся в невыдаче мотивированного заключения по отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, как незаконное, пришел к выводу о том, что законодательством не предусмотрена возможность возвращения отчета об оценке без рассмотрения. Кроме того, суд первой инстанции сослался на то, что оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы ОАО "Омский дом печати", так как такое бездействие затягивает процедуру конкурсного производства, увеличивает расходы, связанные с ведением процедуры банкротства.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, учитывая предмет и основания заявленных требований, пришел к выводу о необоснованности выводов суда первой инстанции, положенных в основу обжалуемого судебного акта, а также недоказанности ОАО "Омский дом печати" нарушения его прав и законных интересов невыдачей ТУ Росимущества в Омской области заключения по Отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013, исходя из следующего.
В пункте 3 статьи 130 Закона о банкротстве предусмотрено право органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, в течение 30 дней со дня получения отчета об оценке направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету.
На случай получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения указанной нормой также предусмотрено, что собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
Аналогичное право органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, предусмотрено в пункте 24 главы VI Положения N 166, в соответствии с которым уполномоченный орган вправе направить заявителю заключение уполномоченного органа в течение 30 календарных дней с даты поступления соответствующего комплекта документов в уполномоченный орган.
Таким образом, законодательно установлен предельный срок на исполнение установленной процедуры, связанной с направлением заявителю (конкурсному управляющему) заключения по отчету оценщика - 30 календарных дней с даты поступления соответствующего комплекта документов в уполномоченный орган. При этом направление данного заключения является правом, а не обязанностью уполномоченного органа, следовательно, невыдача заключения по отчету оценщика не может расцениваться как противоправное бездействие.
Как следует из пункта 3 статьи 130 Закона о банкротстве, отсутствие заключения по отчетам оценщиков, является основанием для принятия решения собранием кредиторов или комитетом кредиторов о начальной цене продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
Таким образом, в рассматриваемом случае невыдача ТУ Росимущества в Омской области заключения по Отчету об оценке N 177/13-Н от 21.06.2013 не препятствует дальнейшему проведению конкурсного производства в отношении ОАО "Омский дом печати". Доказательств того, что оспариваемое бездействие может затянуть процедуру конкурсного производства и увеличивает расходы, связанные с ведением процедуры банкротства, ОАО "Омский дом печати" в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
Более того, на основании пункта 26 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, итоговая величина стоимости объекта оценки признается рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки прошло не более шести месяцев.
Между тем, Отчет об оценке N 177/13-Н составлен 21.06.2013, тогда как решение суда первой инстанции по данному делу об обязании ТУ Росимущества в Омской области выдать конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" заключение по Отчету об оценке N 177/13-Н было принято 15.01.2014, т.е. по истечении шести месяцев после даты составления отчета об оценке.
Учитывая что, определенная оценщиком стоимость имущества ОАО "Омский дом печати", указанная в Отчете об оценке N 177/13-Н, утратила актуальность, возложение судом первой инстанции на ТУ Росимущества в Омской области обязанности выдать конкурсному управляющему ОАО "Омский дом печати" заключение по Отчету об оценке N 177/13-Н, в отсутствие проверки соответствия указанного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, не может быть признано обоснованным.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Омской области подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2014 по делу N А46-13298/2013 отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе заинтересованного лица не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2014 по делу N А46-13298/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных открытом акционерным обществом "Омский дом печати" (ОГРН 1045507009470, ИНН 5504090891) в лице конкурсного управляющего Постола Максима Владимировича, отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)