Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вараково"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.08.2014 по делу N А82-13912/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.
по иску Прокуратуры Ярославской области
(ИНН: 7604008189, ОГРН: 1027600688917) в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства
к Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области
(ИНН: 7623000516, ОГРН: 1027601459600),
обществу с ограниченной ответственностью "Вараково"
о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
третьи лица: Департамент лесного хозяйства Ярославской области,
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области,
установил:
Прокуратура Ярославской области в интересах Российской Федерации (далее - Прокуратура) в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к администрации Первомайского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Вараково" (далее - Общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 05.04.2013 N 36 и применении последствий ничтожной сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент), Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Агентство по управлению государственным имуществом), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление государственной регистрации, кадастра и картографии).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.08.2014 исковые требования удовлетворены частично: договор аренды земельного участка от 05.04.2013 N 36, заключенный между Администрацией и Обществом, признан недействительным. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Общество считает, что судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок принадлежит к категории земель сельскохозяйственного назначения, указывает, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, до заключения договора аренды от 05.04.2013 находился во владении Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования с категорией земель сельскохозяйственного назначения. Перевод спорного земельного участка в категорию земель лесного фонда в установленном порядке не производился, правоустанавливающие акты не признаны недействительными. Следовательно, вывод суда о том, что спорный земельный участок является в силу закона земельным участком лесного фонда, что оспариваемая сделка заключена неуполномоченным лицом, основан на неверном толковании закона и ошибочном определении обстоятельств. Судом не опровергнуто, что спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования - Первомайского муниципального района Ярославской области. В обоснование своих доводов Общество также ссылается на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2012 N А82-5592/2012, решение Ярославского областного суда от 19.07.2012 N 3-30/2012, а также на иные судебные акты.
Прокуратура, Администрация в отзывах на апелляционную жалобу с доводами Кооператива не согласились.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Общество, Администрация представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частично удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 7, пунктами 5, 6 статьи 27, статьями 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 56, 94 Земельного кодекса РСФСР, статьями 8, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Основ лесного законодательства от 06.03.1993 N 4613-1, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области", Положением о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденным Постановлением администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, и исходил из того, что спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации; правом распоряжения спорным земельным участком органы местного самоуправления не наделены.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В то же время Кодекс не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Кодекса закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 статьи 8 Кодекса данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
В силу статьи 77 Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 101 Кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (пункты 1 и 3 статьи 6, статьи 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено в том числе на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX, установлено, что единый государственный лесной фонд состоит из: лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства (статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, действовавших до 29.01.1997).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 25.09.1995 N 205 у подсобного хозяйства "Вараково" имеется в бессрочном пользовании 6 665 га земель для сельскохозяйственного использования (из них пашни-1 30 га, сенокосов-221 га, пастбищ-272 га) и 5 042 га прочих угодий (лист дела 25 том 1).
01.09.1998 между Обществом (лесопользователь) и Пречистенским лесхозом заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда в границах землепользования, ранее находившимися во владении Общества общей площадью 4 806 га и представленные лесопользователю для заготовки древесины (1-33 кварталы) (листы дела 119-123 том 1).
Из материалов лесоустройства, проведенного Западным государственным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" Федеральной службы лесного хозяйства в 1999 году (таксационное описание, План лесонасаждений), видно, что общая площадь лесов по данным земельного баланса на 01.01.2000 составляет 4 806 га, в том числе лесопокрытая 4 672,9 га и включает леса 2 группы эксплуатируемые леса (листы дела 109-118 том 1).
Постановлением Главы Первомайского муниципального района от 14.06.2006 N 260 произведено перераспределение земель, в результате которого у Общества числится в пользовании всего 6 663 га общей площади, из них 1 30 пашни, 221 га сенокосов, 278 га пастбищ, 4 794 га леса, 118 га кустарников, 122 га прочие земли (лист дела 34 том 1).
24.06.2005 земельный участок площадью 4 794 га поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 76:10:000000:64 (лист дела 23 том 1).
На основании договора аренды лесного участка, находившегося в государственной собственности, от 31.12.2008 N 252, заключенного между Департаментом и Обществом, последнему предоставлен во временное пользование земельный участок площадью 4 684 га, расположенный по адресу: Ярославская область, Первомайский район ГУ ЯО "Пречистенское лесничество", Первомайское участковое лесничество, кварталы N 101-129, 131-133, ранее находившийся у арендатора по договору от 01.09.1998 (листы дела 126-138 том 1). Соглашением сторон от 04.05.2012 указанный договор расторгнут, по акту от 10.05.2012 земельный участок возвращен Департаменту.
Приказом Департамента лесного хозяйства от 24.12.2009 N 633 утвержден проект освоения лесов к договору аренды от 31.12.2008 N 252 лесного участка, переданного Обществу для заготовки древесины (лист дела 139 том 1).
В соответствии с постановлениями Администрации от 27.02.2012 N 95, от 20.03.2013 N 172 земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:64 площадью 47 940 000 кв. м предназначен для сельскохозяйственного производства (размещение лесной растительности) в связи с тем, что на нем располагаются сельские леса (листы дела 35, 37 том 1).
Постановлением администрации Кукобойского сельского поселения от 27.02.2013 N 6 земельному участку с кадастровым номером 76:10:000000:64 площадью 47 940 000 кв. м, для сельскохозяйственного производства присвоен адрес: Ярославская область, Первомайский район, Сельхоз земля Вараково тер. (лист дела 36 том 1).
Постановлением Администрации от 05.04.2013 N 215 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:64 площадью 47 940 000 кв. м (лист дела 38 том 1).
На основании договора аренды земельного участка от 05.04.2013 N 36 и акта приема-передачи от 05.04.2013 Администрация (арендодатель) предоставила Обществу (арендатору) указанный земельный участок в аренду для использования его в соответствии с видом функционального использования (для сельскохозяйственного производства (размещение лесной растительности)) (листы дела 17-22 том 1).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, и с начала его использования фактически по своему целевому назначению относится к землям лесного фонда. Отнесение данного земельного участка к лесному фонду подтверждается всеми документами по его предоставлению в пользование, материалами лесоустройства.
Документов и иных доказательств, являющихся основанием для отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, понятие которым дано в статье 77 Кодекса, не имеется.
Ссылка Общества на сведения Государственного кадастра недвижимости подлежит отклонению, поскольку указанные сведения не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории.
Довод Общества о том, что решением Ярославского областного суда от 19.07.2012 N по делу N 3-30/2012 перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда был признан незаконным, правильно не приняты судом первой инстанции (листы дела 111-114 том 2). В рамках названного дела Ярославский областной суд оценивал процедуру перевода земельных участков из одной категории в другую, не рассматривая вопрос об определении категории земельного участка; правомерность отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения не исследовалась и не устанавливалась. При этом указание судом в решении на категорию спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, об обратном не свидетельствует.
Доводы Общества о том, что суд применил нормы права, которые в настоящее время утратили силу, подлежат отклонению. В рассматриваемой ситуации данные положения нормативно-правовых актов свидетельствуют о целевом назначении спорного земельного участка до начала спорных арендных отношений, что в свою очередь в совокупности с другими представленными в материалы дела документами подтверждает фактическое использование спорного земельного участка в рассматриваемый период.
Ссылки Общества на постановления органов местного самоуправления, по которым спорный земельный участок был предоставлен Обществу для сельскохозяйственного использования, отклоняются, поскольку этого из постановлений однозначно не следует, в них указано на расположение на земельном участке лесов. Кроме того, данные постановления не являются достаточными доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения и фактическое использование спорного земельного участка в указанных целях.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, не соответствует действительности, оспариваемый судебный акт таких выводов не содержит.
Доводы Общества о том, что перевод спорного земельного участка в категорию земель лесного фонда в установленном порядке не производился, подлежат отклонению, поскольку не опровергают установленных по делу фактических обстоятельств, и не подтверждают правомерность позиции Общества.
Ссылка Общества на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку названные Обществом судебные акты приняты судами с учетом конкретных обстоятельств дела, которые не являются схожими с рассматриваемыми в настоящем деле.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании пункта 1 статьи 82, пункта 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно статьям 3 и 4.5 Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, основными задачами Департамента является, в том числе, осуществление прав владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Ярославской области; Департамент имеет право в установленном порядке и в пределах своей компетенции заключать договоры на право пользования лесными ресурсами, договоры пользования лесными участками на территории Ярославской области.
Администрация полномочиями по передаче в аренду спорного земельного участка не обладает.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что договор аренды земельного участка от 05.04.2013 N 36 противоречит закону, и правомерно признал его недействительным (ничтожным).
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.08.2014 по делу N А82-13912/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вараково" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N А82-13912/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N А82-13912/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вараково"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.08.2014 по делу N А82-13912/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.
по иску Прокуратуры Ярославской области
(ИНН: 7604008189, ОГРН: 1027600688917) в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства
к Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области
(ИНН: 7623000516, ОГРН: 1027601459600),
обществу с ограниченной ответственностью "Вараково"
о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
третьи лица: Департамент лесного хозяйства Ярославской области,
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области,
установил:
Прокуратура Ярославской области в интересах Российской Федерации (далее - Прокуратура) в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к администрации Первомайского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Вараково" (далее - Общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 05.04.2013 N 36 и применении последствий ничтожной сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент), Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Агентство по управлению государственным имуществом), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление государственной регистрации, кадастра и картографии).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.08.2014 исковые требования удовлетворены частично: договор аренды земельного участка от 05.04.2013 N 36, заключенный между Администрацией и Обществом, признан недействительным. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Общество считает, что судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок принадлежит к категории земель сельскохозяйственного назначения, указывает, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, до заключения договора аренды от 05.04.2013 находился во владении Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования с категорией земель сельскохозяйственного назначения. Перевод спорного земельного участка в категорию земель лесного фонда в установленном порядке не производился, правоустанавливающие акты не признаны недействительными. Следовательно, вывод суда о том, что спорный земельный участок является в силу закона земельным участком лесного фонда, что оспариваемая сделка заключена неуполномоченным лицом, основан на неверном толковании закона и ошибочном определении обстоятельств. Судом не опровергнуто, что спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования - Первомайского муниципального района Ярославской области. В обоснование своих доводов Общество также ссылается на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2012 N А82-5592/2012, решение Ярославского областного суда от 19.07.2012 N 3-30/2012, а также на иные судебные акты.
Прокуратура, Администрация в отзывах на апелляционную жалобу с доводами Кооператива не согласились.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Общество, Администрация представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частично удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 7, пунктами 5, 6 статьи 27, статьями 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 56, 94 Земельного кодекса РСФСР, статьями 8, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Основ лесного законодательства от 06.03.1993 N 4613-1, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области", Положением о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденным Постановлением администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, и исходил из того, что спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации; правом распоряжения спорным земельным участком органы местного самоуправления не наделены.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В то же время Кодекс не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Кодекса закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 статьи 8 Кодекса данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
В силу статьи 77 Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 101 Кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (пункты 1 и 3 статьи 6, статьи 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено в том числе на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX, установлено, что единый государственный лесной фонд состоит из: лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства (статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, действовавших до 29.01.1997).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 25.09.1995 N 205 у подсобного хозяйства "Вараково" имеется в бессрочном пользовании 6 665 га земель для сельскохозяйственного использования (из них пашни-1 30 га, сенокосов-221 га, пастбищ-272 га) и 5 042 га прочих угодий (лист дела 25 том 1).
01.09.1998 между Обществом (лесопользователь) и Пречистенским лесхозом заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда в границах землепользования, ранее находившимися во владении Общества общей площадью 4 806 га и представленные лесопользователю для заготовки древесины (1-33 кварталы) (листы дела 119-123 том 1).
Из материалов лесоустройства, проведенного Западным государственным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" Федеральной службы лесного хозяйства в 1999 году (таксационное описание, План лесонасаждений), видно, что общая площадь лесов по данным земельного баланса на 01.01.2000 составляет 4 806 га, в том числе лесопокрытая 4 672,9 га и включает леса 2 группы эксплуатируемые леса (листы дела 109-118 том 1).
Постановлением Главы Первомайского муниципального района от 14.06.2006 N 260 произведено перераспределение земель, в результате которого у Общества числится в пользовании всего 6 663 га общей площади, из них 1 30 пашни, 221 га сенокосов, 278 га пастбищ, 4 794 га леса, 118 га кустарников, 122 га прочие земли (лист дела 34 том 1).
24.06.2005 земельный участок площадью 4 794 га поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 76:10:000000:64 (лист дела 23 том 1).
На основании договора аренды лесного участка, находившегося в государственной собственности, от 31.12.2008 N 252, заключенного между Департаментом и Обществом, последнему предоставлен во временное пользование земельный участок площадью 4 684 га, расположенный по адресу: Ярославская область, Первомайский район ГУ ЯО "Пречистенское лесничество", Первомайское участковое лесничество, кварталы N 101-129, 131-133, ранее находившийся у арендатора по договору от 01.09.1998 (листы дела 126-138 том 1). Соглашением сторон от 04.05.2012 указанный договор расторгнут, по акту от 10.05.2012 земельный участок возвращен Департаменту.
Приказом Департамента лесного хозяйства от 24.12.2009 N 633 утвержден проект освоения лесов к договору аренды от 31.12.2008 N 252 лесного участка, переданного Обществу для заготовки древесины (лист дела 139 том 1).
В соответствии с постановлениями Администрации от 27.02.2012 N 95, от 20.03.2013 N 172 земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:64 площадью 47 940 000 кв. м предназначен для сельскохозяйственного производства (размещение лесной растительности) в связи с тем, что на нем располагаются сельские леса (листы дела 35, 37 том 1).
Постановлением администрации Кукобойского сельского поселения от 27.02.2013 N 6 земельному участку с кадастровым номером 76:10:000000:64 площадью 47 940 000 кв. м, для сельскохозяйственного производства присвоен адрес: Ярославская область, Первомайский район, Сельхоз земля Вараково тер. (лист дела 36 том 1).
Постановлением Администрации от 05.04.2013 N 215 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:64 площадью 47 940 000 кв. м (лист дела 38 том 1).
На основании договора аренды земельного участка от 05.04.2013 N 36 и акта приема-передачи от 05.04.2013 Администрация (арендодатель) предоставила Обществу (арендатору) указанный земельный участок в аренду для использования его в соответствии с видом функционального использования (для сельскохозяйственного производства (размещение лесной растительности)) (листы дела 17-22 том 1).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, и с начала его использования фактически по своему целевому назначению относится к землям лесного фонда. Отнесение данного земельного участка к лесному фонду подтверждается всеми документами по его предоставлению в пользование, материалами лесоустройства.
Документов и иных доказательств, являющихся основанием для отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, понятие которым дано в статье 77 Кодекса, не имеется.
Ссылка Общества на сведения Государственного кадастра недвижимости подлежит отклонению, поскольку указанные сведения не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории.
Довод Общества о том, что решением Ярославского областного суда от 19.07.2012 N по делу N 3-30/2012 перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда был признан незаконным, правильно не приняты судом первой инстанции (листы дела 111-114 том 2). В рамках названного дела Ярославский областной суд оценивал процедуру перевода земельных участков из одной категории в другую, не рассматривая вопрос об определении категории земельного участка; правомерность отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения не исследовалась и не устанавливалась. При этом указание судом в решении на категорию спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, об обратном не свидетельствует.
Доводы Общества о том, что суд применил нормы права, которые в настоящее время утратили силу, подлежат отклонению. В рассматриваемой ситуации данные положения нормативно-правовых актов свидетельствуют о целевом назначении спорного земельного участка до начала спорных арендных отношений, что в свою очередь в совокупности с другими представленными в материалы дела документами подтверждает фактическое использование спорного земельного участка в рассматриваемый период.
Ссылки Общества на постановления органов местного самоуправления, по которым спорный земельный участок был предоставлен Обществу для сельскохозяйственного использования, отклоняются, поскольку этого из постановлений однозначно не следует, в них указано на расположение на земельном участке лесов. Кроме того, данные постановления не являются достаточными доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения и фактическое использование спорного земельного участка в указанных целях.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, не соответствует действительности, оспариваемый судебный акт таких выводов не содержит.
Доводы Общества о том, что перевод спорного земельного участка в категорию земель лесного фонда в установленном порядке не производился, подлежат отклонению, поскольку не опровергают установленных по делу фактических обстоятельств, и не подтверждают правомерность позиции Общества.
Ссылка Общества на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку названные Обществом судебные акты приняты судами с учетом конкретных обстоятельств дела, которые не являются схожими с рассматриваемыми в настоящем деле.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании пункта 1 статьи 82, пункта 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно статьям 3 и 4.5 Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, основными задачами Департамента является, в том числе, осуществление прав владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Ярославской области; Департамент имеет право в установленном порядке и в пределах своей компетенции заключать договоры на право пользования лесными ресурсами, договоры пользования лесными участками на территории Ярославской области.
Администрация полномочиями по передаче в аренду спорного земельного участка не обладает.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что договор аренды земельного участка от 05.04.2013 N 36 противоречит закону, и правомерно признал его недействительным (ничтожным).
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.08.2014 по делу N А82-13912/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вараково" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)