Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2015 N 17АП-2000/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А60-40361/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. N 17АП-2000/2015-ГК

Дело N А60-40361/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный аграрный университет": не явились,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 декабря 2014 года
по делу N А60-40361/2014,
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный аграрный университет" (ОГРН 1036603485005, ИНН 6660008631)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
о признании недействительным бездействия, выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка,

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный аграрный университет" (университет) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (территориальное управление, заинтересованное лицо), выразившееся в непринятии решения о разделе земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:0000000:373 и 66:06:0000000:375, о возложении на территориальное управление обязанности принять решение в порядке п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации об образовании следующих земельных участков: 1) из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:373 следующие земельные участки: 66:06:1001001:396 площадью 6506 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:1001002:565 площадью 146686 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 2) из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:375 следующих земельных участков: 66:06:4501069:1 110 площадью 69300 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:4501069:1111 площадью 30139 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:4501069:1112 площадью 12609 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов.
Решением от 29.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать, указывает на то, что территориальное управление не обладает полномочиями по принятию решения о разделе земельных участков, площадь которых превышает 10 га, территориальный орган не наделен правом самостоятельно принимать решения о разделе земельного участка, площадь которого превышает 10 га, полагает, что не принятие уполномоченным органом решения об образовании земельных участков не влияет на объем прав по пользованию и владению земельными участками, "если, по мнению органа государственной власти, управлять земельным участком более эффективно, не производя его раздел, то он вправе отказать в разделе земельного участка".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции признается соответствующим фактическим обстоятельствам, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки, расположенные в Белоярском городском округе, с кадастровыми номерами 66:06:0000000:373 и 66:06:0000000:375, категория земель: сельскохозяйственное назначение, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; земельные участки являются многоконтурными. В их составе имеются участки, используемые университетом в качестве учебных полигонов, автодромов и трактородромов.
В ходе лицензирования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки потребованы документы, свидетельствующие о том, что учебные полигоны, автодромы и трактородромы являются отдельными земельными участками, учтенными в государственном кадастре недвижимости и имеющими правоустанавливающие документы.
20.03.2014 университет обратился в территориальное управление с заявлением об образовании путем раздела (деления): 1) многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:373 следующих земельных участков: 66:06:1001001:396 площадью 6506 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:1001002:565 площадью 146686 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 2) многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:375 следующих земельных участков: 66:06:4501069:1110 площадью 69300 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:4501069:1111 площадью 30139 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:4501069:1112 площадью 12609 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов.
В письме от 05.05.2014 N АР-6159/07 территориальное управление сообщило университету о том, что в соответствии с Положением о территориальном управлении, утвержденным Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, решения по вопросу образования земельных участков путем раздела принимаются территориальным управлением по поручению Росимущества, в связи с чем пакет документов направлен на рассмотрение Росимущества.
Письмом от 03.07.2014 N ПП-10/28691 Росимущество возвратило документы территориальному управлению на доработку по причине невозможности установить фактическое местоположение объектов недвижимости на земельных участках и отсутствия обоснования целесообразности раздела земельных участков.
Территориальное управление направило в адрес университета письмо от 08.07.2014 N АР-9460/07, в котором сообщило о необходимости обоснования целесообразности раздела земельного участка и представления расчетов площадей, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости.
Считая бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о разделе земельных участков, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя (землепользователя), последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков (п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса, за исключением указанных в данном пункте случаев.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков осуществляется на основании решений уполномоченных органов, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пп. 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, органом, уполномоченным на принятие решения о разделе земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:0000000:373 и 66:06:0000000:375, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Довод апелляционной жалобы территориального управления об отсутствии у него полномочий на принятие такого решения признается арбитражным судом апелляционной инстанции необоснованным, противоречащим вышеприведенным правовым нормам.
Судом первой инстанции признано значимым то, что образуемые земельные участки прошли государственный кадастровый учет с присвоением соответствующих кадастровых номеров и отвечают требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, заявителем в территориальное управление представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 2.1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из представленных доказательств, того, что предусмотренного п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решение об образовании земельных участков, либо об отказе в образовании земельных участков Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области принято не было, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что территориальным управлением допущено незаконное бездействие, противоречащее требованиям ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и охраняемые законом интересы заявителя.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установленные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2014 по делу N А60-40361/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
В.Ю.ДЮКИН

Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Т.В.МАКАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)