Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2014 ПО ДЕЛУ N А45-20788/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2014 г. по делу N А45-20788/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей: Колупаевой Л.А., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Васильченко И.Е. по доверенности от 18.11.2013 года (сроком на 3 года)
от заинтересованного лица: Вольтер Р.Г. по доверенности от 30.12.2013 года (сроком до 31.12.2014 года)
от третьего лица: Кабанов В.В. по доверенности от 09.01.2014 года (сроком до 31.12.2014 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Производство товаров и инвестиции" (N 07АП-2802/14)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 14 февраля 2014 года по делу N А45-20788/2013 (судья Попова И.В.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Производство товаров и инвестиции" (ИНН 5407213971 ОГРН 1025403201845), г. Новосибирск
к Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
при участии третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью "Сибинком", г. Новосибирск
о признании недействительными постановления N 7480 от 08.08.2013 года в части, постановления N 8613 от 16.09.2013 года,

установил:

Закрытое акционерное общество "Производство товаров и инвестиции" (далее по тексту - ЗАО "Производство товаров и инвестиции", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Мэрии города Новосибирска (далее по тексту - Мэрия, заинтересованное лицо) о признании недействительными постановления N 7480 от 08.08.2013 года в части пунктов 1, 2, 3, постановления N 8613 от 16.09.2013 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Сибинком" (далее по тексту - ООО "Сибинком", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 февраля 2014 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые постановления заинтересованного лица не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на заключение кадастрового инженера от 28.01.2014 года, в соответствии с которым возможности иного проезда к земельному участку заявителя отсутствуют. Кроме того, из представленных в материалы дела мэрией документов следует, что земельный участок заявителя не примыкает к землям общего пользования, в связи с чем вывод суда о возможности организации иного проезда по землям общего пользования является необоснованным. Предоставление спорного земельного участка третьему лицу произведено Мэрией в нарушение действующих градостроительных и пожарных норм, что противоречит положениям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заинтересованное и третье лица в отзывах на жалобу и их представители в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, поскольку арбитражный суд в рассматриваемом случае пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменные отзывы приобщены к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 февраля 2014 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Мэрии города Новосибирска от 26.04.2011 года N 3464 заявителю утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:061490 площадью 18345 кв. м для строительства складов по адресу: Новосибирская область, ул. Большая в Ленинском районе, утвержден акт выбора земельного участка.
Постановлением от 11.04.2013 года N 3572 заявителю предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 16237 кв. м для строительства зданий складов по ул. Большой в Ленинском районе., в результате чего 10.07.2013 года между заявителем и Мэрией заключен договор аренды земельного участка на территории города Новосибирска N 115803р, срок действия которого с 10.07.2013 года по 10.07.2016 года.
Заявитель 08.09.2013 года обратился в Мэрию с просьбой согласовать прохождение дороги, необходимой для сноса муниципального незавершенного строительства по договору от 01.03.2011 года, в ответ на которую Администрация Ленинского района г. Новосибирска письмом от 27.05.2013 года указала, что нормативный срок демонтажа незавершенного строительством здания прирельсового склада по ул. Большой составляет 2, 5 месяца, Администрация Ленинского района считает нецелесообразным строительство временной дороги, так как возможно использовать существующие проезды для вывоза мусора.
Постановлением Мэрии города Новосибирска N 7480 от 08.08.2013 года третьему лицу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:061490 площадью 17014 кв. м для строительства склада, утвержден акт выбора земельного участка, предварительно согласовано место размещения склада по ул. Большой в Ленинском районе в соответствии с приложениями 1, 2.
16.09.2013 года Мэрией вынесено постановление N 8613 об образовании и предоставлении третьему лицу в аренду земельного участка для строительства склада по ул. Большой в Ленинском районе.
Полагая указанные выше постановления заинтересованного лица незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежит на заявителе.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса и включает в себя следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Выбор земельного участка в городе Новосибирске осуществляется Комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска, действующей на основании Положения о комиссии, утвержденного постановлением мэра г. Новосибирска от 04.08.2003 года N 1964.
Согласно постановлению мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 года N 3671 "Об утверждении порядка подготовки правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска" (раздел 4) решение Комиссии о выборе земельного участка является основанием для подготовки постановления мэрии г. Новосибирска о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рамках процедуры выбора земельного участка Комиссией принято решение от 23.05.2013 года о выборе земельного участка для строительства склада по ул. Большой в Ленинском районе ООО "Сибинком".
В дальнейшем, в целях публичного информирования о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка решение Комиссии о выборе земельного участка для строительства склада по ул. Большой в Ленинском районе опубликовано в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов - Бюллетене органов местного самоуправления от 04.06.2013 года N 42, ч. 2.
Поскольку обращений от других лиц о предоставлении спорного земельного участка в мэрию не поступало, то она приняла оспариваемое заявителем постановление N 7480.
С учетом изложенного правомерен вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановления мэрии принято уполномоченным органом в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта.
Указанные выше обстоятельства заявителем апелляционной жалобы по существу не оспариваются.
Как было указано выше, постановлением заинтересованного лица от 16.09.2013 года N 8613 образован земельный участок площадью 17014 кв. м и предоставлен третьему лицу в аренду.
При этом арбитражный суд правомерно не принял во внимание доводы Общества о том, что земельный участок входит в состав земель общего пользования, а согласно положениям пункта 4 статьи 28, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат, в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ границы территорий и объектов общего пользования определяются красными линиями. На основании красных линий осуществляется дальнейшая постановка земельных участков под объектами общего пользования на кадастровый учет и их дальнейшая государственная регистрация.
Как следует из содержания справки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 10.01.2014 года N б/н, выданной Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска в соответствии со ст. 57 ГрК РФ, следует, что на земельном участке, выделенном третьему лицу, отсутствуют красные линии, что свидетельствует об отсутствии объектов общего пользования. Иного апеллянтом не доказано.
Таким образом, Мэрия правомерно предоставила спорный земельный участок третьему лицу в соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, статье 27, 42 Устава города Новосибирска, принятого Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 года N 616, положениями статей 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
При этом, как правомерно отмечено арбитражным судом, фактическое использование заявителем земельного участка с кадастровым номером 54:35:061490:1640 для проезда к своему земельному участку не означает, что данный земельный участок относится к землям общего пользования.
Также являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы заявителя о согласованности проезда к земельному участку по существующей дороге со ссылкой на письмо Администрации Ленинского района от 27.05.2013 года.
Так, суд первой инстанции верно отмечено, что соглашением от 01 марта 2011 года установлено, что заявитель осуществляет демонтаж незавершенного строительством здания прирельсового склада в течение 120 дней.
Вместе с тем, из содержания письма следует, что поскольку срок демонтажа, не завершенного строительством здания, составляет 2,5 месяца, Администрацией предложено использовать существующие проезды для вывоза мусора по соседнему участку, не обремененному договорными обязательствами, то есть, разрешения на организацию дороги по соседнему участку Администрацией Ленинского района не выдавалось.
Кроме того, топографическим планом, письмом от 11.11.2013 года подтверждается, что к земельному участку с кадастровым номером 54:35:061490:417 существуют иные варианты проезда, а именно: вдоль северо-восточной границы земельного участка с кадастровым номером 54:35:061490:298 (сохраняемого в измененных границах); вдоль юго-западной границы земельного участка с кадастровым номером 54:35:061490:1640 со стороны земельного участка с кадастровым номером 54:35:061490:88, принадлежащем ЗАО "ПТИ" на праве собственности; со стороны складской площадки ООО Фирмы "Горняк" по территории общего пользования.
Заинтересованным лицом представлены в материалы дела постановления от 20.01.2014 года N 329 и N 331, которыми утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для организации территорий общего пользования по ул. Большой в Ленинском районе. При этом отсутствие на данной территории красных линий, не свидетельствует о том, что через нее невозможна организация проезда, поскольку красные линии не могут быть нанесены на кадастровом плане территории ранее организации проезда.
Указанные обстоятельства заявителем не оспорены.
При таких обстоятельствах ссылки апеллянта на нарушение Мэрией при вынесении оспариваемых постановлений требований части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, статьи 17 Федерального закона N 384 от 30.12.2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" являются несостоятельными.
В отношении заключение кадастрового инженера от 28.01.2014 года, которым установлено отсутствие иных оборудованных проездов к земельному участку заявителя, апелляционная инстанция отмечает, что Мэрией представлена в материалы дела фото таблица обследуемой территории, с фотографиями со спутника и фотографий организации возможного проезда.
Из представленных в материалы дела экспертного заключения, заключения кадастрового инженера, фото таблицы Мэрии не следует, что отсутствует возможность проведения работ по организации проезда к земельному участку заявителя, в том числе по вариантам, изложенным в письме от 11.11.2013 года.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что в настоящее время третье лицо не чинит заявителю каких-либо препятствий в пользовании существующим и используемым заявителем проездом, договор аренды не заключен, земельный участок не используется.
Учитывая изложенное, проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемых постановлений заинтересованного лица положениям действующего законодательства и отсутствия в материалах дела доказательств нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иные доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда по существу заявленных требований, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на Общество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически по чеку - ордеру от 12.03.2014 года уплачена в сумме 4000 руб., то 3000 руб. является излишне уплаченной государственной пошлиной.
В соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела 1 Временного порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 года N 1, вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета разрешается только при наличии оригинала, подтверждающего ее уплату.
Поскольку факт уплаты государственной пошлины в силу прямого указания Налогового кодекса Российской Федерации должен подтверждаться подлинным платежным документом, а заявитель апелляционной жалобы, несмотря на указание в определении о принятии жалобы к производству, представил в суд апелляционной инстанции чек-ордер в электронном виде, суд считает, что оснований для возврата ответчику государственной пошлины из федерального бюджета не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 февраля 2014 года по делу N А45-20788/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН

Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
О.А.СКАЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)