Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2014 N 17АП-15478/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-13019/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2014 г. N 17АП-15478/2013-ГК

Дело N А50-13019/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Наговицына Павла Геннадьевича - Карпов К.В. (доверенность от 20.01.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Наговицына Павла Геннадьевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 октября 2013 года
по делу N А50-13019/2013,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.
по заявлению индивидуального предпринимателя Наговицына Павла Геннадьевича (ОГРНИП 308590431100012, ИНН 590421498505)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
заинтересованное лицо: Павлов Андрей Леонидович
о признании незаконным решения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Наговицын Павел Геннадьевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, заинтересованное лицо) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 250 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Яблочкова, 48, для размещения автостоянки, оформленного письмом от 09.04.2013 N И-21-01-09-6109, обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о предоставлении земельного участка.
Определением суда от 20.09.2013 в порядке статей 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Павлов А.Л.
Решением суда от 28.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением не согласен, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования заявителя удовлетворить. В обоснование указывает на согласование 28.01.2013 схемы испрашиваемого заявителем земельного участка, постановке 27.02.2013 спорного земельного участка на кадастровый учет. По мнению заявителя, утверждение 28.01.2013 Департаментом представленной 29.12.2012 схемы земельного участка является доказательством наличия у предпринимателя права на заключение договора аренды, изложенного в письме от 12.11.2010 N И-21-01-09-21354. Полагает, что уведомление Департаментом 22.03.2013 предпринимателя о подготовке проекта распоряжения о представлении предпринимателю земельного участка, является самостоятельным фактом, подтверждающим право заявителя на получение испрашиваемого участка в аренду.
Департамент направил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы заявителя.
Павлов А.Л. также направил отзыв на апелляционную жалобу заявителя. В отзыве согласился со сделанными судом в решении выводами.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.09.2010 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 250 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Яблочкова, 48, под автостоянку.
Письмом от 12.11.2010 департамент известил предпринимателя о принятом решении о возможности предоставить предпринимателю испрашиваемый участок в аренду. Заявителю указано на необходимость представления в департамент схемы расположения земельного участка, для ее дальнейшего утверждения и проведения кадастровых работ в отношении испрашиваемого участка. Заявителю указано, что после предоставления кадастрового паспорта департаментом принимается решение о предоставлении участка (л.д. 16, 17).
Разработанная предпринимателем схема утверждена 18.01.2013.
Предприниматель 07.03.2013 вновь подал в Департамент заявление о предоставлении в аренду земельного участка по ул. Яблочкова, 48 (л.д. 49).
Письмом от 09.04.2013 N И-21-01-09-6109 Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что в отношении испрашиваемого участка принято решение о возможности его предоставления по обращению от 14.02.2013 Павлова А.Л. Кроме того, Департамент указал на непредставление заявителем проекта размещения автостоянки, заключения департамента градостроительства и архитектуры о возможности размещения автостоянки, предусмотренного Правилами организации стоянок открытого типа на территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 25.12.2007 N 319.
Полагая отказ незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Исследовав, представленные в материалы дела документы в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 названного Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса.
В силу п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 названной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержден решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.6. Порядка (в редакции от 25.10.2011 N 10, действовавшей на момент обращения предпринимателя с заявлением 16.09.2010) в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка уполномоченный орган направляет в адрес заявителя соответствующее извещение. Срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год и исчисляется с момента получения извещения о возможности предоставления земельного участка.
Департамент в письме от 12.11.2010 N И-21-01-09-21354 о рассмотрении обращения сообщил предпринимателю о принятом решении о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду на указанный в заявлении от 16.09.2010 срок. В решении также заявителю указано на необходимость предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории для продолжения работы по обращению заявителя, соблюдении требований пунктов 2.10 Порядка.
Согласно п. 2.10. Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель, в свою очередь, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Указанное выше письмо предприниматель получил 22.03.2011, что подтверждено отметкой в книге учета выдачи корреспонденции Департамента (л.д. 61) и заявителем не оспаривается (ст. 65 АПК РФ).
Следовательно, заявитель должен был совершить действия, сопутствующие принятию Департаментом решения (издания распоряжения) о предоставлении испрашиваемого земельного участка в срок до 22.03.2012.
Из материалов дела видно, что акт согласования схемы расположения земельного участка предпринимателем был подписан 27.06.2012, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная в Департамент 29.12.2012, утверждена им 28.01.2013.
07.03.2013 предприниматель обратился с заявлением исх. N 21-01-06-4116 о предоставлении в аренду земельного участка по ул. Яблочкова, 48, под автостоянку.
Департамент в письме от 08.04.2013 исх. N И-21-01-09-6034 о рассмотрении обращения сообщил предпринимателю о невозможности издания распоряжения о предоставлении земельного участка, о подготовке проекта которого он был извещен письмом от 22.03.2013 исх. N И-21-01-09-50280, ввиду окончания срока действия принятого Департаментом решения от 12.11.2010 N И-21-01-09-21354.
В названном письме Департамент также указал, что заявление от 07.03.2013 будет рассмотрено в соответствии с Порядком как вновь поступившее, что по обращению заявителя направлены запросы в функциональные и территориальные органы для подготовки заключений о возможности (невозможности) предоставления испрашиваемого земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя от 07.03.2013 Департаментом было принято решение от 09.04.2013 N И-21-01-09-6109 о невозможности предоставления земельного участка. Решение заинтересованным лицом мотивировано отрицательными заключениями функциональных и территориальных органов администрации города со ссылкой на п. 1.6.11 Порядка.
Таким образом, поскольку процедура предоставления земельного участка в аренду по заявлению предпринимателя от 16.09.2010 завершена истечением годичного срока, в течение которого предприниматель должен был поставить участок на кадастровый учет и после представления кадастрового паспорта уполномоченный орган должен был издать акт о предоставлении участка, указание предпринимателя на то, что у него имеется право на получение участка в аренду, основанное на письме департамента от 12.11.2010, является неверным.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что значимым для рассмотрения спора предприниматель считает факт утверждения 28.01.2013 Департаментом схемы расположения земельного участка, с которым заявитель также связывает подтверждение своего права на получение его в аренду. Полученное от заинтересованного лица уведомление от 22.03.2013 о подготовке проекта распоряжения о представлении предпринимателю земельного участка, заявитель жалобы считает еще одним, самостоятельным фактом, подтверждающим право заявителя на получение испрашиваемого участка в аренду.
Между тем, приведенные заявителем в обоснование апелляционной жалобы доводы не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, при этом арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о пропуске заявителем годичного срока, в течение которого он должен был совершить действия, сопутствующие принятию Департаментом решения (издания распоряжения) о предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании принятого заинтересованным лицом решения от 12.11.2010 по результатам рассмотрения обращения предпринимателя от 16.09.2010.
Причины невозможности исполнения ранее принятого Департаментом решения, о котором заявитель был извещен письмом от 22.03.2013, заявителю апелляционной жалобы были разъяснены Департаментом в письме от 08.04.2013 исх. N И-21-01-09-6034.
Уведомление от 22.03.2013 о подготовке проекта распоряжения о представлении предпринимателю земельного участка, не является самостоятельным фактом, подтверждающим право заявителя на получение испрашиваемого участка в аренду в силу вышеизложенного.

Поскольку из материалов дела усматривается, что в отношении иного лица, обратившегося ранее предпринимателя, принято решение о возможности предоставления участка, в том числе частично в границах испрашиваемых предпринимателем, отказ Департамента, изложенный в письме от 09.04.2013, является законным и обоснованным (п. 1.62 Порядка).
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции с учетом характера требований заявителя верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ч. 2 ст. 65 АПК РФ) и надлежаще оценил их (ст. 71 АПК РФ).
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда от 28.10.2013 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 28.10.2013 по делу N А50-13019/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА

Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Г.Л.ПАНЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)