Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и здания их рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав истца как арендатора земельного участка и владельца здания (плательщика налога).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2015
Полный текст постановления изготовлен 23.09.2015
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Кузнецова В.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АЛЛА ЛТД." - Митин Е.А. дов. от 10.10.2014 г.,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве - не явился (извещен надлежаще),
от Правительства Москвы - не явился (извещен надлежаще),
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился (извещен надлежаще),
от Межрайонной ИФНС N 49 по Москве - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев 17 сентября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 09 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление от 29 июня 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по делу N А40-88922/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЛА ЛТД." (ОГРН 1027700134846)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве
об установлении кадастровой стоимости земельного участка и здания в размере их рыночной стоимости
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; Межрайонная ИФНС N 49 по Москве
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 г., удовлетворены заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Алла ЛТД" (далее - Общество, заявитель) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - административный орган, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002013:1002 площадью 19032 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, вл. 22 в размере его рыночной стоимости - 398 334 498 руб. по состоянию на 01.01.2013 г., с применением ее для целей, предусмотренных действующим законодательством РФ, с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.; об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1496, площадью 18 698,1 кв. м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д. 22 в размере рыночной стоимости - 600 758 996 руб. по состоянию на 01.01.2013 г., с применением ее для целей, предусмотренных действующим законодательством РФ, с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва заявителя, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002013:1002 площадью 19032 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, вл. 22, а также собственником здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1496, площадью 18 698,1 кв. м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д. 22.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 682 851 792 руб. 48 коп. по состоянию на 01.01.2013 г.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости капитального строительства в городе Москве" кадастровая стоимость спорного здания установлена в размере 2 130 965 614 руб. 84 коп. по состоянию на 01.01.2013 г.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и здания их рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав Общества как арендатора земельного участка и владельца здания (плательщика налога), заявитель обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из анализа следующих нормативно-правовых норм и имеющихся в деле доказательств.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, арендатором которого является истец, была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 682 851 792 руб. 48 коп.; кадастровая стоимость здания, собственником которого является истец, была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП в размере 2 130 965 614 руб. 84 коп. по состоянию на 01.01.2013 г.
Между тем, в материалы дела представлено экспертное заключение от 05.12.2014 г. N А40-88922/14, подготовленное на основании определения суда, из содержания которого усматривается, что по состоянию на 01.01.2013 г. рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 398 334 498 руб., рыночная стоимость здания по состоянию на 01.01.2013 г. - 600 758 996 руб.
Указанное заключение эксперта было правомерно принято судами обеих инстанций в качестве допустимого и достоверного доказательства, оснований не доверять заключению эксперта Черных А.Е. предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у судов не имелось.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, заявитель правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что заявитель является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости как земельного участка, так и здания, на нем расположенного.
Судами также отмечено, что Общество, обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент рассмотрения дела судом первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у заявителя материально-правовых требований к ответчикам обоснованно несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у заявителя в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2015 года по делу N А40-88922/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.09.2015 N Ф05-12744/2015 ПО ДЕЛУ N А40-88922/14
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка и здания.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и здания их рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав истца как арендатора земельного участка и владельца здания (плательщика налога).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2015 г. по делу N А40-88922/14
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2015
Полный текст постановления изготовлен 23.09.2015
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Кузнецова В.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АЛЛА ЛТД." - Митин Е.А. дов. от 10.10.2014 г.,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве - не явился (извещен надлежаще),
от Правительства Москвы - не явился (извещен надлежаще),
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился (извещен надлежаще),
от Межрайонной ИФНС N 49 по Москве - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев 17 сентября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 09 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление от 29 июня 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по делу N А40-88922/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЛА ЛТД." (ОГРН 1027700134846)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве
об установлении кадастровой стоимости земельного участка и здания в размере их рыночной стоимости
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; Межрайонная ИФНС N 49 по Москве
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 г., удовлетворены заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Алла ЛТД" (далее - Общество, заявитель) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - административный орган, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002013:1002 площадью 19032 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, вл. 22 в размере его рыночной стоимости - 398 334 498 руб. по состоянию на 01.01.2013 г., с применением ее для целей, предусмотренных действующим законодательством РФ, с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.; об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1496, площадью 18 698,1 кв. м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д. 22 в размере рыночной стоимости - 600 758 996 руб. по состоянию на 01.01.2013 г., с применением ее для целей, предусмотренных действующим законодательством РФ, с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва заявителя, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002013:1002 площадью 19032 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, вл. 22, а также собственником здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1496, площадью 18 698,1 кв. м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д. 22.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 682 851 792 руб. 48 коп. по состоянию на 01.01.2013 г.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости капитального строительства в городе Москве" кадастровая стоимость спорного здания установлена в размере 2 130 965 614 руб. 84 коп. по состоянию на 01.01.2013 г.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и здания их рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав Общества как арендатора земельного участка и владельца здания (плательщика налога), заявитель обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из анализа следующих нормативно-правовых норм и имеющихся в деле доказательств.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, арендатором которого является истец, была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 682 851 792 руб. 48 коп.; кадастровая стоимость здания, собственником которого является истец, была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП в размере 2 130 965 614 руб. 84 коп. по состоянию на 01.01.2013 г.
Между тем, в материалы дела представлено экспертное заключение от 05.12.2014 г. N А40-88922/14, подготовленное на основании определения суда, из содержания которого усматривается, что по состоянию на 01.01.2013 г. рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 398 334 498 руб., рыночная стоимость здания по состоянию на 01.01.2013 г. - 600 758 996 руб.
Указанное заключение эксперта было правомерно принято судами обеих инстанций в качестве допустимого и достоверного доказательства, оснований не доверять заключению эксперта Черных А.Е. предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у судов не имелось.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, заявитель правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что заявитель является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости как земельного участка, так и здания, на нем расположенного.
Судами также отмечено, что Общество, обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент рассмотрения дела судом первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у заявителя материально-правовых требований к ответчикам обоснованно несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у заявителя в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2015 года по делу N А40-88922/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)