Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Уполномоченный орган мотивировал свой отказ тем, что федеральными законами предусмотрены ограничения перевода земель из одной категории в другую, а также отсутствием исключительного случая, связанного с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень по муниципальному району.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 03.09.2015
Полный текст постановления изготовлен 09.09.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Гравит" (ОГРН 1104027002782, ИНН 4027100627, ул. Никитина, д. 69, г. Калуга, 248000) - Торгашовой О.А. (директор, протокол от 24.08.2015, личность удостоверена), Устиновой Л.В. (дов. от 13.03.2014 N 9),
от Министерства экономического развития Калужской области (ОГРН1044004404069, ИНН 4027064200, ул. Воскресенская, д. 9, г. Калуга, 248000) - Рогозина Б.В. (дов. от 13.03.2014 N 9),
от Городской Управы города Калуги (ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947, ул. Кутузова, д. 2/1, г. Калуга, 248000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гравит" на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.02.2015 (судья Шатская О.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (судьи Тимашкова Е.Н., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А23-5421/2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гравит" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Министерства экономического развития Калужской области (далее - Министерство) от 10.09.2014 N 1344-п "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории земель в другую" и об обязании устранить допущенные нарушения, издав приказ о переводе земельного участка с кадастровым номером 40:25:000175:27, почтовый адрес ориентира, расположенного в границах участка: Калужская область, ГП "Совхоз им. К.Э.Циолковского" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения производственно-складского комплекса.
Определением суда от 13.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Городская Управа города Калуги.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что обжалуемые судебные акты являются незаконными, необоснованными, приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить решение и постановление суда без изменения, а кассационную жалобу общества без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и Министерства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 40:25:000175:27, площадью 30000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: г. Калуга, ГП "Совхоз им. К.Э.Циолковского" принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации "Калужская область" (свидетельство о государственной регистрации права от 08.10.2008 40 КЯ 299341).
ООО "Гравит" является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.02.2007 N 22/07, соглашения от 28.05.2007 N 20, соглашения от 25.09.2007 N 3, дополнительного соглашения к договору аренды от 24.10.2008, соглашения от 09.12.2008, соглашения от 01.09.2010.
24.12.2013 общество обратилось к Министерству с ходатайством о переводе спорного земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земля для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного спецназначения для размещения производственно-складского комплекса".
В письме от 23.01.2014 N 13498-13-ЮЧ Министерство сообщило ООО "Гравит" о том, что направленное ходатайство не подлежит рассмотрению по основаниям, установленным пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 по делу N А23-1187/2014 решение Министерства, выраженное в письме от 23.01.2014 N 13498-13-ЮЧ, признано незаконным. Суд обязал министерство принять решение по вышеуказанному ходатайству ООО "Гравит" в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации.
10.09.2014 состоялось заседание комиссии по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, на котором было рассмотрено ходатайство общества и принято решение отказать в переводе земельного участка с кадастровым номером 40:25:000175:27 площадью 29 936 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для размещения производственно-складского комплекса в соответствии с подпунктом 1 статьи 4, подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ.
На основании вышеуказанного решения Министерством 10.09.2014 издан приказ N 1344-п "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории земель в другую".
Отказ мотивирован установлением Министерством в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (подпункт 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ), а также отсутствием исключительного случая, связанного с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень по муниципальному району (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ) с учетом рекомендаций вышеназванной комиссии.
Приказ Министерства от 10.09.2014 N 1344-п оспорен ООО "Гравит" в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том что, у Министерства отсутствовали основания для перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения производственно-складского комплекса.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.42 постановления Губернатора Калужской области от 12.04.2004 N 266 "О министерстве экономического развития Калужской области" Министерство в случаях, установленных законодательством, осуществляет перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, в том числе, рассматривает ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, принимает акты о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и акты об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрен состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (п. 4 ст. 3 Закона N 172-ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 данной статьи.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в Министерство с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 40:25:000175:27 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения производственно-складского комплекса, указывая, что планируемое использование земельного участка - производственно-складской комплекс "предприятия 5 класса вредности по классификации СанПин" соответствует документам территориального планирования и документации по планировке МО "Города Калуги"; решением Городской Думы города Калуги от 13.04.2011 N 75 "О внесении изменений в постановление Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 31.01.2007 N 23 "Об утверждении Генерального плана городского округа "Город Калуга" и Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калуга" спорный земельный участок отнесен к производственной зоне "П-5". Необходимость размещения указанного объекта на испрашиваемом участке обоснована ведением основной производственной деятельности общества по добыче и реализации полезных ископаемых (песка строительного) в соответствии с лицензией на пользование недрами КЛЖ 800110 ТЭ сроком до 01.01.2028.
Однако, убедительных доводов и доказательств того, что в данном случае имеет место исключительный случай по переводу земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для размещения производственно-складского комплекса ООО "Гравит" не было приведено, каких-либо доказательств отсутствия иных вариантов размещения промышленных объектов не представлено, о чем верно указала комиссия Министерства по рассмотрению ходатайств.
Доводы общества о необходимости перевода спорного земельного участка из одной категории в другую категорию, по сути, обусловлены экономической целесообразностью использования этого земельного участка, а не исключительностью такого перевода.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие ограничения или запрета перевода спорного земельного участка из одной категории в другую, поскольку он не относится к сельскохозяйственным угодьям, а находится в производственной зоне "П-5", не свидетельствует об однозначной невозможности использования участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Приняв на себя права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.02.2007 N 22/07, общество как арендатор выразило свое согласие на использование спорного земельного участка с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, названных в этой же норме.
Принимая во внимание названные нормы земельного законодательства, следует признать, что в данной ситуации отсутствуют основания для вывода об исключительности случая, при котором допускается перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Иные доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами при рассмотрении дела положений Закона N 172-ФЗ.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.02.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А23-5421/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Гравит" излишне уплаченную по платежному поручению от 23.06.2015 N 400 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
С.И.СМОЛКО
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.09.2015 N Ф10-2783/2015 ПО ДЕЛУ N А23-5421/2014
Требование: О признании незаконным отказа в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Уполномоченный орган мотивировал свой отказ тем, что федеральными законами предусмотрены ограничения перевода земель из одной категории в другую, а также отсутствием исключительного случая, связанного с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень по муниципальному району.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N Ф10-2783/2015
Дело N А23-5421/2014
Резолютивная часть объявлена 03.09.2015
Полный текст постановления изготовлен 09.09.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Гравит" (ОГРН 1104027002782, ИНН 4027100627, ул. Никитина, д. 69, г. Калуга, 248000) - Торгашовой О.А. (директор, протокол от 24.08.2015, личность удостоверена), Устиновой Л.В. (дов. от 13.03.2014 N 9),
от Министерства экономического развития Калужской области (ОГРН1044004404069, ИНН 4027064200, ул. Воскресенская, д. 9, г. Калуга, 248000) - Рогозина Б.В. (дов. от 13.03.2014 N 9),
от Городской Управы города Калуги (ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947, ул. Кутузова, д. 2/1, г. Калуга, 248000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гравит" на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.02.2015 (судья Шатская О.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (судьи Тимашкова Е.Н., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А23-5421/2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гравит" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Министерства экономического развития Калужской области (далее - Министерство) от 10.09.2014 N 1344-п "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории земель в другую" и об обязании устранить допущенные нарушения, издав приказ о переводе земельного участка с кадастровым номером 40:25:000175:27, почтовый адрес ориентира, расположенного в границах участка: Калужская область, ГП "Совхоз им. К.Э.Циолковского" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения производственно-складского комплекса.
Определением суда от 13.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Городская Управа города Калуги.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что обжалуемые судебные акты являются незаконными, необоснованными, приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить решение и постановление суда без изменения, а кассационную жалобу общества без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и Министерства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 40:25:000175:27, площадью 30000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: г. Калуга, ГП "Совхоз им. К.Э.Циолковского" принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации "Калужская область" (свидетельство о государственной регистрации права от 08.10.2008 40 КЯ 299341).
ООО "Гравит" является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.02.2007 N 22/07, соглашения от 28.05.2007 N 20, соглашения от 25.09.2007 N 3, дополнительного соглашения к договору аренды от 24.10.2008, соглашения от 09.12.2008, соглашения от 01.09.2010.
24.12.2013 общество обратилось к Министерству с ходатайством о переводе спорного земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земля для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного спецназначения для размещения производственно-складского комплекса".
В письме от 23.01.2014 N 13498-13-ЮЧ Министерство сообщило ООО "Гравит" о том, что направленное ходатайство не подлежит рассмотрению по основаниям, установленным пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2014 по делу N А23-1187/2014 решение Министерства, выраженное в письме от 23.01.2014 N 13498-13-ЮЧ, признано незаконным. Суд обязал министерство принять решение по вышеуказанному ходатайству ООО "Гравит" в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации.
10.09.2014 состоялось заседание комиссии по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, на котором было рассмотрено ходатайство общества и принято решение отказать в переводе земельного участка с кадастровым номером 40:25:000175:27 площадью 29 936 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для размещения производственно-складского комплекса в соответствии с подпунктом 1 статьи 4, подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ.
На основании вышеуказанного решения Министерством 10.09.2014 издан приказ N 1344-п "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории земель в другую".
Отказ мотивирован установлением Министерством в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (подпункт 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ), а также отсутствием исключительного случая, связанного с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень по муниципальному району (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ) с учетом рекомендаций вышеназванной комиссии.
Приказ Министерства от 10.09.2014 N 1344-п оспорен ООО "Гравит" в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том что, у Министерства отсутствовали основания для перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения производственно-складского комплекса.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.42 постановления Губернатора Калужской области от 12.04.2004 N 266 "О министерстве экономического развития Калужской области" Министерство в случаях, установленных законодательством, осуществляет перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, в том числе, рассматривает ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, принимает акты о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и акты об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрен состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (п. 4 ст. 3 Закона N 172-ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 данной статьи.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в Министерство с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 40:25:000175:27 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения производственно-складского комплекса, указывая, что планируемое использование земельного участка - производственно-складской комплекс "предприятия 5 класса вредности по классификации СанПин" соответствует документам территориального планирования и документации по планировке МО "Города Калуги"; решением Городской Думы города Калуги от 13.04.2011 N 75 "О внесении изменений в постановление Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 31.01.2007 N 23 "Об утверждении Генерального плана городского округа "Город Калуга" и Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калуга" спорный земельный участок отнесен к производственной зоне "П-5". Необходимость размещения указанного объекта на испрашиваемом участке обоснована ведением основной производственной деятельности общества по добыче и реализации полезных ископаемых (песка строительного) в соответствии с лицензией на пользование недрами КЛЖ 800110 ТЭ сроком до 01.01.2028.
Однако, убедительных доводов и доказательств того, что в данном случае имеет место исключительный случай по переводу земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для размещения производственно-складского комплекса ООО "Гравит" не было приведено, каких-либо доказательств отсутствия иных вариантов размещения промышленных объектов не представлено, о чем верно указала комиссия Министерства по рассмотрению ходатайств.
Доводы общества о необходимости перевода спорного земельного участка из одной категории в другую категорию, по сути, обусловлены экономической целесообразностью использования этого земельного участка, а не исключительностью такого перевода.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие ограничения или запрета перевода спорного земельного участка из одной категории в другую, поскольку он не относится к сельскохозяйственным угодьям, а находится в производственной зоне "П-5", не свидетельствует об однозначной невозможности использования участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Приняв на себя права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.02.2007 N 22/07, общество как арендатор выразило свое согласие на использование спорного земельного участка с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, названных в этой же норме.
Принимая во внимание названные нормы земельного законодательства, следует признать, что в данной ситуации отсутствуют основания для вывода об исключительности случая, при котором допускается перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Иные доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами при рассмотрении дела положений Закона N 172-ФЗ.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.02.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А23-5421/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Гравит" излишне уплаченную по платежному поручению от 23.06.2015 N 400 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
С.И.СМОЛКО
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)