Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок может быть предоставлен путем проведения аукциона. Общество ссылается на то, что заключенный с городской администрацией договор об инвестиционной деятельности может быть квалифицирован как договор о развитии застроенной территории, в связи с чем участок может быть арендован без проведения торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Винея" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.11.2014 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (судьи Тарасова О.А., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-6086/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Винея", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Симеоновская ул., д. 74, оф. 29, ОГРН 1026900533351, ИНН 6904027670 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), об отказе в заключении договора аренды с правом выкупа 80/100 долей земельного участка общей площадью 724,7 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0094, 50/100 долей земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200021:0097, земельного участка общей площадью 773,6 в. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0096; обязании Министерства заключить с заявителем договоры аренды названных земельных участков в редакции Министерства сроком на семь месяцев с правом последующего выкупа в сроки, установленные законодательством.
После неоднократного уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество просило признать незаконным отказ Министерства от 16.04.2014 N 6864-09 предоставить в аренду земельный участок общей площадью 773,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0096, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 33, под строительство третьей очереди многоэтажного жилого дома; обязать Министерство принять решение о предоставлении Обществу вне конкурса в аренду названного земельного участка и направить в адрес заявителя проект договора аренды указанного земельного участка; заявило отказ от заявленных требований в остальной части.
Решением от 17.11.2014 в удовлетворении уточненных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200021:0096 отказано; в части требований в отношении двух других земельных участков производство по делу прекращено в связи с отказом Общества от требований в данной части.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение и нарушение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обязанность государства предоставить застройщику в порядке, установленном действовавшим в 1999 - 2001 годы законодательством, земельные участки под строительство многоквартирного дома возникла из договора от 17.09.2001 N 120 об инвестиционной деятельности, заключенного с администрацией города Твери (далее - Администрация), а вступившие в силу позднее Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации на правоотношения сторон, возникшие из данного договора, не распространяются; на основании нормативных правовых актов Тверской области полномочия по распоряжению спорным земельным участком перешли к Министерству, которое обязано выполнить обязательства по договору об инвестиционной деятельности; Общество выполнило свои обязательства по названному договору, строительство третьей очереди многоквартирного дома осуществлялось с ведома и под надзором государственных органов власти и в настоящее время полностью завершено, однако ввиду отказа в предоставлении земельного участка Общество не имеет возможности зарегистрировать права на законченный строительством объект.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 16.12.98 N 2774 Обществу согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 12 000 кв. м под проектирование девятиэтажного 270-квартирного жилого дома по ул. 15 лет Октября в Московском районе г. Твери, в кадастровом квартале 69:40:02:00:021 сроком до 11.11.99; на Общество возложена обязанность до предоставления земельного участка под строительство заключить договоры на отселение жителей ветхих индивидуальных жилых домов, находящихся в пределах предполагаемой площади застройки, и до начала строительства произвести их отселение.
Между Администрацией и Обществом заключен договор от 17.09.2001 N 120 об инвестиционной деятельности, согласно которому Администрация обязуется предоставлять застройщику поэтапно земельные участки в квартале, ограниченном ул. 15 лет Октября, Гвардейской ул., ул. Резинстроя и Озерной ул., в кадастровом квартале 69:40:02:00:021 на условиях аренды под проектирование и строительство девятиэтажного 260-квартирного жилого дома и объектов инфраструктуры, а Общество - за счет собственных или привлеченных средств выполнить проектные и другие работы, связанные со строительством жилых домов, произвести отселение жильцов из домов, попадающих в зону застройки, получить у землепользователей, не являющихся собственниками земельных участков, письменный отказ от участков, заключить договоры аренды земли на каждом этапе строительства.
По договорам от 10.11.99 и 30.08.2002 Обществу предоставлены в аренду земельные участки площадью 4572,2 кв. м и 3626,3 кв. м под строительство первой и второй очередей девятиэтажного жилого дома соответственно. Во исполнение инвестиционного договора Общество расселило жильцов из жилых домов, находящихся в границах застройки; построило и сдало в эксплуатацию 1-ю и 2-ю очереди строительства; приобрело у граждан, проживавших в подлежащих сносу домах, доли в праве собственности на земельные участки в границах застройки третьей очереди строительства; осуществило снос ветхих домов; в судебном порядке разрешило вопросы прекращения права пожизненного наследуемого владения граждан на земельные участки.
Распоряжением Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 18.02.2008 N 960 утвержден проект границ земельных участков в Московском районе, кадастровый квартал 69:40:02:00:021.
В соответствии с Законом Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО, Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Твери переданы Министерству.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 01.04.2014 N 26 о предоставлении в аренду сроком на 7 месяцев с правом последующего выкупа под строительство 3-й очереди жилого дома следующих земельных участков: 80/100 долей земельного участка площадью 688,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0095, земельного участка площадью 773,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0096, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1050,2 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0097.
Письмом от 16.04.2014 N 6864-09 Министерство сообщило Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков, поскольку по правилам статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены для жилищного строительства исключительно на аукционах; возможность предоставления под жилищное строительство долей в праве общей долевой собственности на земельные участки не предусмотрена действующим законодательством.
Общество, считая, что заключенный с Администрацией договор от 17.09.2001 N 120 об инвестиционной деятельности может быть квалифицирован как договор о развитии застроенной территории, в связи с чем испрашиваемый земельный участок на основании пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит предоставлению Обществу в аренду без проведения торгов, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 и пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
При соблюдении общего гражданско-правового принципа, согласно которому собственник по своему усмотрению совершает в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, земельным законодательством установлены порядок предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, физическим и юридическим лицам в собственность или в аренду для строительства либо для целей, не связанных со строительством на участке объектов капитального характера, а также случаи, когда лицо имеет исключительное право на предоставление ему земельного участка в собственность или в аренду. Исключительность права означает, что орган, осуществляющий полномочия публичного собственника в отношении конкретного земельного участка, не вправе отказать такому лицу в предоставлении земельного участка.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков под строительство осуществляется по двум процедурам: без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта. По общему правилу, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах.
В силу статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду по результатам аукционов, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, в том числе пунктом 2.1 статьи 30 Кодекса.
Согласно названному пункту, введенному Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, земельный участок, находящийся в публичной собственности, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Отношения, связанные с развитием застроенной территории, условия и порядок заключения договора о развитии застроенной территории регулируются статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенными Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
Суды, проанализировав обстоятельства спора, правомерно посчитали, что Общество не представило доказательств наличия оснований, предусмотренных земельным и гражданским законодательством, приобретения во временное владение и пользование испрашиваемого земельного участка и соответственно наличия у Министерства обязанности предоставить ему указанный участок по договору аренды без проведения торгов.
Договор от 17.09.2001 N 120 об инвестиционной деятельности, заключенный между Администрацией и Обществом до появления в земельном и градостроительном законодательстве норм о развитии застроенной территории, ни по содержанию, ни по порядку заключения не может быть квалифицирован как договор о развитии застроенной территории, который в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации служит основанием для предоставления земельного участка в границах застроенной территории без проведения торгов лицу, являющемуся стороной по данному договору. Как правильно отметили суды, положения пункта 2.1 статьи 30 названного Кодекса, статей 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации не могут быть применены к отношениям сторон, возникшим из договора от 17.09.2001 N 120 до вступления указанных правовых норм в силу.
Довод подателя жалобы о том, что в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками в г. Твери к Министерству перешла предусмотренная договором об инвестиционной деятельности обязанность Администрации предоставить инвестору земельный участок в аренду под строительство жилого дома, несостоятелен, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательно установленные основания для предоставления Обществу в аренду земельного участка под жилищное строительство без проведения торгов.
Иные доводы подателя жалобы также не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании положений земельного и градостроительного законодательства о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 20.04.2015 N 255.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.11.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А66-6086/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Винея" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Винея", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Симеоновская ул., д. 74, оф. 29, ОГРН 1026900533351, ИНН 6904027670, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.06.2015 N Ф07-3501/2015 ПО ДЕЛУ N А66-6086/2014
Требование: О признании незаконным отказа предоставить в аренду земельный участок под строительство третьей очереди жилого дома.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок может быть предоставлен путем проведения аукциона. Общество ссылается на то, что заключенный с городской администрацией договор об инвестиционной деятельности может быть квалифицирован как договор о развитии застроенной территории, в связи с чем участок может быть арендован без проведения торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. по делу N А66-6086/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Винея" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.11.2014 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (судьи Тарасова О.А., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-6086/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Винея", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Симеоновская ул., д. 74, оф. 29, ОГРН 1026900533351, ИНН 6904027670 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), об отказе в заключении договора аренды с правом выкупа 80/100 долей земельного участка общей площадью 724,7 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0094, 50/100 долей земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200021:0097, земельного участка общей площадью 773,6 в. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0096; обязании Министерства заключить с заявителем договоры аренды названных земельных участков в редакции Министерства сроком на семь месяцев с правом последующего выкупа в сроки, установленные законодательством.
После неоднократного уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество просило признать незаконным отказ Министерства от 16.04.2014 N 6864-09 предоставить в аренду земельный участок общей площадью 773,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0096, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 33, под строительство третьей очереди многоэтажного жилого дома; обязать Министерство принять решение о предоставлении Обществу вне конкурса в аренду названного земельного участка и направить в адрес заявителя проект договора аренды указанного земельного участка; заявило отказ от заявленных требований в остальной части.
Решением от 17.11.2014 в удовлетворении уточненных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200021:0096 отказано; в части требований в отношении двух других земельных участков производство по делу прекращено в связи с отказом Общества от требований в данной части.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение и нарушение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обязанность государства предоставить застройщику в порядке, установленном действовавшим в 1999 - 2001 годы законодательством, земельные участки под строительство многоквартирного дома возникла из договора от 17.09.2001 N 120 об инвестиционной деятельности, заключенного с администрацией города Твери (далее - Администрация), а вступившие в силу позднее Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации на правоотношения сторон, возникшие из данного договора, не распространяются; на основании нормативных правовых актов Тверской области полномочия по распоряжению спорным земельным участком перешли к Министерству, которое обязано выполнить обязательства по договору об инвестиционной деятельности; Общество выполнило свои обязательства по названному договору, строительство третьей очереди многоквартирного дома осуществлялось с ведома и под надзором государственных органов власти и в настоящее время полностью завершено, однако ввиду отказа в предоставлении земельного участка Общество не имеет возможности зарегистрировать права на законченный строительством объект.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 16.12.98 N 2774 Обществу согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 12 000 кв. м под проектирование девятиэтажного 270-квартирного жилого дома по ул. 15 лет Октября в Московском районе г. Твери, в кадастровом квартале 69:40:02:00:021 сроком до 11.11.99; на Общество возложена обязанность до предоставления земельного участка под строительство заключить договоры на отселение жителей ветхих индивидуальных жилых домов, находящихся в пределах предполагаемой площади застройки, и до начала строительства произвести их отселение.
Между Администрацией и Обществом заключен договор от 17.09.2001 N 120 об инвестиционной деятельности, согласно которому Администрация обязуется предоставлять застройщику поэтапно земельные участки в квартале, ограниченном ул. 15 лет Октября, Гвардейской ул., ул. Резинстроя и Озерной ул., в кадастровом квартале 69:40:02:00:021 на условиях аренды под проектирование и строительство девятиэтажного 260-квартирного жилого дома и объектов инфраструктуры, а Общество - за счет собственных или привлеченных средств выполнить проектные и другие работы, связанные со строительством жилых домов, произвести отселение жильцов из домов, попадающих в зону застройки, получить у землепользователей, не являющихся собственниками земельных участков, письменный отказ от участков, заключить договоры аренды земли на каждом этапе строительства.
По договорам от 10.11.99 и 30.08.2002 Обществу предоставлены в аренду земельные участки площадью 4572,2 кв. м и 3626,3 кв. м под строительство первой и второй очередей девятиэтажного жилого дома соответственно. Во исполнение инвестиционного договора Общество расселило жильцов из жилых домов, находящихся в границах застройки; построило и сдало в эксплуатацию 1-ю и 2-ю очереди строительства; приобрело у граждан, проживавших в подлежащих сносу домах, доли в праве собственности на земельные участки в границах застройки третьей очереди строительства; осуществило снос ветхих домов; в судебном порядке разрешило вопросы прекращения права пожизненного наследуемого владения граждан на земельные участки.
Распоряжением Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 18.02.2008 N 960 утвержден проект границ земельных участков в Московском районе, кадастровый квартал 69:40:02:00:021.
В соответствии с Законом Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО, Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Твери переданы Министерству.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 01.04.2014 N 26 о предоставлении в аренду сроком на 7 месяцев с правом последующего выкупа под строительство 3-й очереди жилого дома следующих земельных участков: 80/100 долей земельного участка площадью 688,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0095, земельного участка площадью 773,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0096, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1050,2 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200021:0097.
Письмом от 16.04.2014 N 6864-09 Министерство сообщило Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков, поскольку по правилам статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены для жилищного строительства исключительно на аукционах; возможность предоставления под жилищное строительство долей в праве общей долевой собственности на земельные участки не предусмотрена действующим законодательством.
Общество, считая, что заключенный с Администрацией договор от 17.09.2001 N 120 об инвестиционной деятельности может быть квалифицирован как договор о развитии застроенной территории, в связи с чем испрашиваемый земельный участок на основании пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит предоставлению Обществу в аренду без проведения торгов, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 и пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
При соблюдении общего гражданско-правового принципа, согласно которому собственник по своему усмотрению совершает в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, земельным законодательством установлены порядок предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, физическим и юридическим лицам в собственность или в аренду для строительства либо для целей, не связанных со строительством на участке объектов капитального характера, а также случаи, когда лицо имеет исключительное право на предоставление ему земельного участка в собственность или в аренду. Исключительность права означает, что орган, осуществляющий полномочия публичного собственника в отношении конкретного земельного участка, не вправе отказать такому лицу в предоставлении земельного участка.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков под строительство осуществляется по двум процедурам: без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта. По общему правилу, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах.
В силу статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду по результатам аукционов, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, в том числе пунктом 2.1 статьи 30 Кодекса.
Согласно названному пункту, введенному Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, земельный участок, находящийся в публичной собственности, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Отношения, связанные с развитием застроенной территории, условия и порядок заключения договора о развитии застроенной территории регулируются статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенными Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
Суды, проанализировав обстоятельства спора, правомерно посчитали, что Общество не представило доказательств наличия оснований, предусмотренных земельным и гражданским законодательством, приобретения во временное владение и пользование испрашиваемого земельного участка и соответственно наличия у Министерства обязанности предоставить ему указанный участок по договору аренды без проведения торгов.
Договор от 17.09.2001 N 120 об инвестиционной деятельности, заключенный между Администрацией и Обществом до появления в земельном и градостроительном законодательстве норм о развитии застроенной территории, ни по содержанию, ни по порядку заключения не может быть квалифицирован как договор о развитии застроенной территории, который в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации служит основанием для предоставления земельного участка в границах застроенной территории без проведения торгов лицу, являющемуся стороной по данному договору. Как правильно отметили суды, положения пункта 2.1 статьи 30 названного Кодекса, статей 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации не могут быть применены к отношениям сторон, возникшим из договора от 17.09.2001 N 120 до вступления указанных правовых норм в силу.
Довод подателя жалобы о том, что в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками в г. Твери к Министерству перешла предусмотренная договором об инвестиционной деятельности обязанность Администрации предоставить инвестору земельный участок в аренду под строительство жилого дома, несостоятелен, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательно установленные основания для предоставления Обществу в аренду земельного участка под жилищное строительство без проведения торгов.
Иные доводы подателя жалобы также не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании положений земельного и градостроительного законодательства о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 20.04.2015 N 255.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.11.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А66-6086/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Винея" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Винея", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Симеоновская ул., д. 74, оф. 29, ОГРН 1026900533351, ИНН 6904027670, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)