Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей Е.Е. Борисовой, Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление Правительства Новосибирской области от 12.04.2014 о пересмотре в порядке надзора постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2014 по делу Арбитражного суда Новосибирской области N А45-4069/2013, принятых по заявлению Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - территориальное управление) о признании недействительным распоряжения Правительства Новосибирской области (далее - правительство) от 21.05.2012 N 124-рп о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 54:20:030601:366, 54:20:030601:367, 54:20:030601:368 в Ордынском районе Новосибирской области из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Другие лица, участвующие в деле: третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное казенное предприятие "Новосибирский опытный завод измерительных приборов", Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, закрытое акционерное общество племзавод "Ирмень", администрация Ордынского района Новосибирской области (далее - администрация), Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области".
Суд
установил:
решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 решение от 08.07.2013 отменено. Заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2014 постановление от 30.09.2013 оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора правительство указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
Судом установлено, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 54:00:000000:1, площадью 174 370 590 кв. м, категория земель - "земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, для эксплуатации объектов обороны и безопасности", расположенный по адресу: Новосибирская обл., р-н Коченевский, р-н Ордынский, юго-западнее р.п. Чик. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 26.05.2008.
Данный земельный участок состоит из частей земельного участка с кадастровыми номерами 54:20:030601:9, 54:11:038203:169, 54:11:038203:170, 54:11:038203:171, 54:11:038203:172.
Постановлением администрации от 01.07.2011 N 513 на основании материалов межевания утверждена схема расположения на кадастровом плане территории многоконтурных земельных участков с условными номерами 54:20:030601:9:ЗУ1 (54:20:000000:1:ЗУ1), 54:20:030601:9:ЗУ2 (54:20:000000:1:ЗУ2), 54:20:030601:9:ЗУ3 (54:20:000000:1:ЗУ3), отнесенных к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", для сельскохозяйственного производства.
На основании заявления администрации о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, а также межевого плана от 21.07.2011 кадастровой палатой осуществлены действия по постановке на учет указанных земельных участков с присвоением определенных кадастровых номеров (N 54:20:030601:366 площадью 5600000 кв. м, N 54:20:030601:367 площадью 5612762 кв. м, N 54:20:030601:368 площадью 5600000 кв. м).
На указанных участках отсутствуют здания, строения, сооружения.
Администрация 20.02.2011 обратилась в департамент с ходатайством о переводе спорных земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Оспариваемым распоряжением правительства участки переведены из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно подпунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации; в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" без согласия правообладателей земельных участков исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе ходатайствовать о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что территориальное управление не обращалось по вопросу изменения вида разрешенного использования и не согласовывало такое изменение в порядке, установленном законом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правительство, владея информацией о собственнике (правообладателе) земельного участка (участков), самостоятельно, в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего вопросы перевода земельных участков из одной категории в другую, незаконно приняло оспариваемое распоряжение, фактически распорядившись имуществом Российской Федерации, которое ему не принадлежит, и, нарушив тем самым права заявителя. При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 статьи 209, пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные им в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, в том числе о пропуске срока обжалования, наличии спора о праве, являлись предметом исследования судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку и были отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А45-4069/2013 Арбитражного суда Новосибирской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2014 отказать.
Председательствующий судья
Г.Г.ПОПОВА
Судья
Е.Е.БОРИСОВА
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 09.06.2014 N ВАС-6306/14 ПО ДЕЛУ N А45-4069/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. N ВАС-6306/14
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей Е.Е. Борисовой, Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление Правительства Новосибирской области от 12.04.2014 о пересмотре в порядке надзора постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2014 по делу Арбитражного суда Новосибирской области N А45-4069/2013, принятых по заявлению Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - территориальное управление) о признании недействительным распоряжения Правительства Новосибирской области (далее - правительство) от 21.05.2012 N 124-рп о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 54:20:030601:366, 54:20:030601:367, 54:20:030601:368 в Ордынском районе Новосибирской области из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Другие лица, участвующие в деле: третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное казенное предприятие "Новосибирский опытный завод измерительных приборов", Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, закрытое акционерное общество племзавод "Ирмень", администрация Ордынского района Новосибирской области (далее - администрация), Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области".
Суд
установил:
решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 решение от 08.07.2013 отменено. Заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2014 постановление от 30.09.2013 оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора правительство указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
Судом установлено, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 54:00:000000:1, площадью 174 370 590 кв. м, категория земель - "земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, для эксплуатации объектов обороны и безопасности", расположенный по адресу: Новосибирская обл., р-н Коченевский, р-н Ордынский, юго-западнее р.п. Чик. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 26.05.2008.
Данный земельный участок состоит из частей земельного участка с кадастровыми номерами 54:20:030601:9, 54:11:038203:169, 54:11:038203:170, 54:11:038203:171, 54:11:038203:172.
Постановлением администрации от 01.07.2011 N 513 на основании материалов межевания утверждена схема расположения на кадастровом плане территории многоконтурных земельных участков с условными номерами 54:20:030601:9:ЗУ1 (54:20:000000:1:ЗУ1), 54:20:030601:9:ЗУ2 (54:20:000000:1:ЗУ2), 54:20:030601:9:ЗУ3 (54:20:000000:1:ЗУ3), отнесенных к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", для сельскохозяйственного производства.
На основании заявления администрации о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, а также межевого плана от 21.07.2011 кадастровой палатой осуществлены действия по постановке на учет указанных земельных участков с присвоением определенных кадастровых номеров (N 54:20:030601:366 площадью 5600000 кв. м, N 54:20:030601:367 площадью 5612762 кв. м, N 54:20:030601:368 площадью 5600000 кв. м).
На указанных участках отсутствуют здания, строения, сооружения.
Администрация 20.02.2011 обратилась в департамент с ходатайством о переводе спорных земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Оспариваемым распоряжением правительства участки переведены из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно подпунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации; в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" без согласия правообладателей земельных участков исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе ходатайствовать о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что территориальное управление не обращалось по вопросу изменения вида разрешенного использования и не согласовывало такое изменение в порядке, установленном законом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правительство, владея информацией о собственнике (правообладателе) земельного участка (участков), самостоятельно, в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего вопросы перевода земельных участков из одной категории в другую, незаконно приняло оспариваемое распоряжение, фактически распорядившись имуществом Российской Федерации, которое ему не принадлежит, и, нарушив тем самым права заявителя. При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 статьи 209, пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные им в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, в том числе о пропуске срока обжалования, наличии спора о праве, являлись предметом исследования судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку и были отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А45-4069/2013 Арбитражного суда Новосибирской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2014 отказать.
Председательствующий судья
Г.Г.ПОПОВА
Судья
Е.Е.БОРИСОВА
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)