Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2015 N 15АП-9476/2015 ПО ДЕЛУ N А32-32274/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. N 15АП-9476/2015

Дело N А32-32274/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Рассвет"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2015
по делу N А32-32274/2014, принятое судьей Назыковым А.Л.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Рассвет"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Рассвет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 07.08.2014 N 52-11586/14-32.20 в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 484999 кв. м с кадастровым номером 23:18:1202006:1, о признании незаконными действия, выразившегося в отказе от 07.08.2014 N 52-11586/14-32.20 предоставить ООО "Агрофирма "Рассвет" в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:18:1202006:1 площадью 484999 кв. м, обязать департамент устранить допущенные нарушения, принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 484999 кв. м с кадастровым номером 23:18:1202006:1 и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявленные требования мотивированы тем, что, по мнению заявителя, при передаче ему прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 01.10.2012 первоначальный договор действие не прекратил, общий срок действия договора исчисляется с 2007 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что на момент обращения в департамент общество владело спорным земельным участком на праве аренды менее установленного законом трехлетнего срока.
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Рассвет" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2015 отменить. В апелляционной жалобе общество приводит доводы о том, что начало течения срока пользования арендованным земельным участком связано с моментом заключения договора аренды, а пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не содержит императивного указания, что арендатор, претендующий на выкуп арендованного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, должен непрерывно владеть таким участком на протяжении трех лет.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок N 222 площадью 484999 кв. м с кадастровым номером 23:18:12 02 006:0001, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "им. Суворова, был предоставлен в аренду Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "имени Суворова" по договору аренды от 26.12.2007.
Право аренды на спорный земельный участок перешло к ООО "Агрофирма "Рассвет" на основании договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 01.10.2012 N 11, заключенному ООО "Агрофирма "им. Суворова" и ООО "Агрофирма "Рассвет", зарегистрированному 25.10.2012.
01.08.2014 ООО "Агрофирма "Рассвет", являясь арендатором земельного участка площадью 4844999 кв. м с кадастровым номером 23:18:1202006:1, обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по выкупу земельного участка в порядке части 4 статьи 10 Закона об обороте земель.
07.08.2014 письмом N 52-11586/2014-32.20 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Как следует из части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения; часть 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Согласно положениям статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
Как следует из пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Так, по смыслу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В статье 21 указанного Закона N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из системного анализа названных норм вытекает, что заявитель как арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" основу охраны земель сельскохозяйственного назначения составляет система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, недопущение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту земель от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, установленной высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Частью 4 статьи 21 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" земельные участки в случае, указанном в абзаце пятом части второй названной статьи, приобретаются в собственность по кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 6 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 9 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 12 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 15 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемом случае прежний арендатор земельного участка - Агрофирма "имени Суворова", использовавший спорный земельный участок с 26.12.2007 по 25.10.2012 (то есть более трех лет), не реализовал свое право на выкуп (приватизацию), закрепленное в пункте 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, осуществив передачу прав арендатора заявителю.
По смыслу норм главы 24 Земельного кодекса Российской Федерации прежние арендаторы не могли передать обществу (заявителю) предусмотренное пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ право на приватизацию арендуемого земельного участка.
Данное право арендатора следует из закона, оно является исключительным и не охватывается договорным (арендным) обязательством (не относится к закрепленным в главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации правам арендатора как стороны договора).
Законодатель в данном случае определяет порядок выкупа земельного участка гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования. Личность арендатора по смыслу закона имеет значение для определения его права на выкуп земельного участка по льготной цене, а не сам факт наличия арендных отношений по поводу земельного участка. Иными словами, по льготной цене продаются не участки, находившиеся в аренде более трех лет, а льготу по цене имеют арендаторы, продолжительный период использовавшие надлежащим образом земельный участок.
Таким образом, поскольку ООО "Агрофирма "Рассвет" приступило к использованию земельного участка только в октябре 2012 года и на момент обращения в департамент общество владело спорным земельным участком на праве аренды менее установленного законом трехлетнего срока, вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя оснований ввиду недостаточности срока пользования участком для приобретения земельного участка в собственность согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, является правомерным.
Заявитель не доказал наличие у него исключительного права на приватизацию вышеуказанного земельного участка, в связи с чем отказ департамента в предоставлении земельного участка площадью 484999 кв. м с кадастровым номером 23:18:1202006:1 является правомерным и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2015 по делу N А32-32274/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)