Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Глазова Ю.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 (председательствующий Рогалева Е.М., судья Божан П.В., Кузнецова В.В.)
по делу N А55-1968/2014
по исковому по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара; ФГБУ "ФКП Росреестра"; Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 07.11.2013 N 01/5831/2013-943 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок, с кадастровым номером 63:01:0000000:26967, площадью 1869 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Инкубаторный переулок и обязать Управление Росреестра произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство строительства Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 27.10.2014, заявленные требования удовлетворены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неполным исследованием судами обстоятельств дела. Заявитель жалобы указывает, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок, с кадастровым номером 63:01:0000000:26967, площадью 1869 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Инкубаторный переулок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2012 серии 63-АЖ N 385079.
Под указанным объектом недвижимости сформирован земельный участок площадью 1869 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:26967, с видом разрешенного использования: объект дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 17.09.2013.
Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Сообщением от 07.11.2013 N 01/581/2013-943 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, со ссылкой на то, что Департаментом не представлено на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы муниципального образования, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судебные инстанции, оценив представленные доказательства, с учетом положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), удовлетворили заявленные требования, признав, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства Инкубаторный переулок, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2012.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту, указанный объект дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок, имеет назначение: для автомобильного транспорта, протяженностью 230 м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, Инкубаторный переулок, в границах ул. Металлургическая до ул. Литвинова, год ввода в эксплуатацию - 1941.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства Инкубаторный переулок за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относящимся к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округ Самара.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.
Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства Инкубаторный переулок в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Кроме этого, судами правомерно признан несостоятельным довод Управления Росреестра о не предоставлении документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831 утверждена форма кадастрового паспорта земельного участка. Согласно утвержденной форме, в кадастровом паспорте земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка: объект дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок.
Кроме этого, судами принято во внимание, что нахождение объекта недвижимости на спорном земельном участке подтверждается сравнительным анализом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка. Данный факт также подтверждается ситуационным планом и схематическим планом объекта дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок.
Следует отметить, что на государственную регистрацию права собственности на объект дорожного хозяйства, собственником были представлены технические и кадастровые документы, подтверждающие протяженность и характеристики автомобильной дороги, право собственности на которую было зарегистрировано за муниципальным образованием.
Имеющиеся в деле план земельного участка и ситуационный план объекта недвижимости (автодороги), с учетом координат размещения, позволяют сделать вывод о том, что объект капитального строительства (автодорога) безусловно находится на испрашиваемом земельном участке в связи с чем оснований для отказа в регистрации права на этот объект не имелось.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Установив, что на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона N 122-ФЗ, и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области на то, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества были предметом исследования судами первой и второй инстанций и не нашли подтверждения.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.
Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога введена в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1941 году, указанное сооружение имеет протяженность 230 м.
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию в 1941 году, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 и постановление от 27.10.14 по делу N А55-1968/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ю.В.ГЛАЗОВ
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
С.А.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2015 N Ф06-20669/2013 ПО ДЕЛУ N А55-1968/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N А55-1968/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Глазова Ю.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 (председательствующий Рогалева Е.М., судья Божан П.В., Кузнецова В.В.)
по делу N А55-1968/2014
по исковому по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара; ФГБУ "ФКП Росреестра"; Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 07.11.2013 N 01/5831/2013-943 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок, с кадастровым номером 63:01:0000000:26967, площадью 1869 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Инкубаторный переулок и обязать Управление Росреестра произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство строительства Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 27.10.2014, заявленные требования удовлетворены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неполным исследованием судами обстоятельств дела. Заявитель жалобы указывает, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок, с кадастровым номером 63:01:0000000:26967, площадью 1869 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Инкубаторный переулок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2012 серии 63-АЖ N 385079.
Под указанным объектом недвижимости сформирован земельный участок площадью 1869 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:26967, с видом разрешенного использования: объект дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 17.09.2013.
Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Сообщением от 07.11.2013 N 01/581/2013-943 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, со ссылкой на то, что Департаментом не представлено на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы муниципального образования, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судебные инстанции, оценив представленные доказательства, с учетом положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), удовлетворили заявленные требования, признав, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства Инкубаторный переулок, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2012.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту, указанный объект дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок, имеет назначение: для автомобильного транспорта, протяженностью 230 м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, Инкубаторный переулок, в границах ул. Металлургическая до ул. Литвинова, год ввода в эксплуатацию - 1941.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства Инкубаторный переулок за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относящимся к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округ Самара.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.
Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства Инкубаторный переулок в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Кроме этого, судами правомерно признан несостоятельным довод Управления Росреестра о не предоставлении документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831 утверждена форма кадастрового паспорта земельного участка. Согласно утвержденной форме, в кадастровом паспорте земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка: объект дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок.
Кроме этого, судами принято во внимание, что нахождение объекта недвижимости на спорном земельном участке подтверждается сравнительным анализом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка. Данный факт также подтверждается ситуационным планом и схематическим планом объекта дорожного хозяйства - Инкубаторный переулок.
Следует отметить, что на государственную регистрацию права собственности на объект дорожного хозяйства, собственником были представлены технические и кадастровые документы, подтверждающие протяженность и характеристики автомобильной дороги, право собственности на которую было зарегистрировано за муниципальным образованием.
Имеющиеся в деле план земельного участка и ситуационный план объекта недвижимости (автодороги), с учетом координат размещения, позволяют сделать вывод о том, что объект капитального строительства (автодорога) безусловно находится на испрашиваемом земельном участке в связи с чем оснований для отказа в регистрации права на этот объект не имелось.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Установив, что на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона N 122-ФЗ, и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области на то, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества были предметом исследования судами первой и второй инстанций и не нашли подтверждения.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.
Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога введена в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1941 году, указанное сооружение имеет протяженность 230 м.
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию в 1941 году, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 и постановление от 27.10.14 по делу N А55-1968/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ю.В.ГЛАЗОВ
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
С.А.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)