Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2014 N 09АП-47468/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-130704/13

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2014 г. N 09АП-47468/2013-АК

Дело N А40-130704/13

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей:
Яковлевой Л.Г., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Егуновым О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.11.2013 по делу N А40-130704/2013, судьи Быковой Ю.Л. (119-1224)
по заявлению ФГУ ВПО Академия ФСБ России (119602, г. Москва, Мичуринский проспект, д. 70)
к Департаменту городского имущества города Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третьи лица: 1) ООО "МонАрх Центр", 2) Правительство Москвы
о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в г. Москва по адресу: Москва, внутригородское муниципальное образование Раменки, ул. Мосфильмовская, участок 2 и постановке земельного участка на кадастровый учет, обязании выдать распоряжение, признании незаконным бездействие, выразившееся в не заключении Дополнительного соглашения к Договору безвозмездного срочного пользования земельным участком N М-07-605570 с использованием земельного участка под жилищное строительство, обязании заключить Дополнительное соглашение к указанному Договору
при участии:
от заявителя:
- Исакова Н.М., Быкова С.Н. по доверенности от 06.09.2013;
- от ответчика:
Зебелян С.А. по доверенности N 33-955/13 от 27.12.2013
от третьих лиц:
1) Власова Е.А. по доверенности N б/н от 22.10.2013;
2) Зебелян С.А. по доверенности N 4-47-1322/3 от 27.12.2013;

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.11.2013, принятым по данному делу, удовлетворены требования ФГУ ВПО "Академия ФСБ России" (далее - заявитель, Академия ФСБ) о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы (далее - Департамент), выразившегося в невыдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Раменки, Мосфильмовская улица, участок 2, и не постановке данного земельного участка на кадастровый учет, обязании Департамента городского имущества города Москвы выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Раменки, Мосфильмовская улица, участок 2 в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда; признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, выразившегося в невыдаче распоряжения об оформлении Дополнительного соглашения к Договору безвозмездного срочного пользования земельным участком N М-07-605570 с использованием земельного участка (ул. Мосфильмовская, участок 2 под жилищное строительство, обязании Департамент городского имущества города Москвы в течение 30 дней после постановки земельного участка на кадастровый учет выдать распоряжение об оформлении с Академией ФСБ России Дополнительного соглашения к Договору безвозмездного срочного пользования земельным участком N М-07-605570 с использованием земельного участка (ул. Мосфильмовская, участок 2) под жилищное строительство.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы- отказать, изложил свои доводы.
В судебном заседании представитель ответчика и Правительства Москвы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы- отказать, изложил свои доводы.
Представитель ООО "МонАрх Центр" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы- отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя, ответчика, третьих лиц, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно Распоряжения Правительства Москвы "О комплексной застройке жилыми домами территории района Ново-Переделкино и строительстве комплекса учебных зданий Академии ФСБ" N 2009/РП от 23 декабря 2002 (в редакции распоряжения Правительства Москвы N 124-РП от 15.02.2011 г.) на Академию ФСБ возложена функция инвестора по строительству жилых домов в Ново-Переделкино и самой Академии (ее корпусов).
В соответствии с п. 5.1. и п. 16 вышеуказанного Распоряжения Академии ФСБ предложено в месячный срок представить в ДЗР города Москвы государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком от 05.05.98 N М-07-011373 для внесения необходимых изменений в установленном порядке на основании разработанной исходно-разрешительной документации на период проектирования и строительства, а Департамент земельных ресурсов города Москвы оформляет право пользования земельным участком на период проектирования и строительства объектов на основании исходно-разрешительной документации и обеспечивает формирование земельных участков и их постановку на кадастровый учет.
Для финансирования строительства комплекса учебных зданий Академии ФСБ России по адресу: г. Москва. Мичуринский проспект, д. 70, Академии ФСБ России был предоставлен земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, участок 2.

28 февраля 2011 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации" заключен Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком N М-07-605570 (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 Договора земельный участок, площадью 130 545 кв. м из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:07:0013003:1010, имеющий адресный ориентир: город Москва, ул. Мосфильмовская, участок 2, предоставлен Заявителю в безвозмездное срочное пользование для целей проектно-изыскательских работ.
По состоянию на 01 ноября 2012 проектно-изыскательские работы проведены в полном объеме, а также заявителем получены:
1) Градостроительный план земельного участка N RU77-183000-003706, зарегистрированный 12.08.2011 года за номером 45325000-08-88934 (далее - ГПЗУ), в котором, в качестве основного вида разрешенного использования земельным участком указано участки размещения многоквартирных домов (2002) и участки размещения учебно-воспитательных объектов (2003). ГПЗУ утвержден приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 11.08.2011 г. N 905.
2) Разрешение на строительство N ГШ77183000-007256 от 13 сентября 2012 года, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
09 ноября 2012 года в Департамент земельных ресурсов г. Москвы поступило обращение Начальника Академии ФСБ России В. Остроухова от 01 ноября 2011 года N 15 (входящий номер 33-1-28806/12) на заключение Дополнительного соглашения к Договору безвозмездного срочного пользования земельным участком N М-07-605570 об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ул. Мосфильмовская, участок 2).
В ответ на данное обращение в адрес Академии ФСБ России поступило письмо от 10 декабря 2012 года N 33-1-28806/12-(0)-1 о необходимости постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет для последующего оформления земельно-правовых отношений.
18 декабря 2012 года Академия ФСБ России обратилась в Департамент земельных ресурсов города Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Раменки, Мосфильмовская улица, участок 2, и постановке данного земельного участка на кадастровый учет.
17 января 2013 года из Департамента земельных ресурсов г. Москвы получен ответ (исходящий номер 33-1-32834/12-(0)-1) о том, что в целях формирования границ испрашиваемого земельного участка в рамках межведомственного взаимодействия Департаментом запрошены документы, касающиеся правовой принадлежности объектов недвижимости, расположенных на данном участке. По получению указанных документов Департаментом будет подготовлен соответствующий распорядительный документ, который так и не был подготовлен.
28 мая 2013 года письмом N 33-1-32834/13-(0)-2 Департамент городского имущества г. Москвы сообщил следующее: земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013003:1010 поставлен на государственный кадастровый учет 15.12.2010, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" данному земельному участку присвоен статус - "аннулированный", в связи с чем, рассмотрение вопроса формирования границ земельного участка возможно после принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о реализации инвестиционного проекта строительства жилых домов на указанном земельном участке.
Заседание Градостроительно-земельной комиссии города Москвы по вопросу оформления градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 77:07:0013003:1010 состоялось 28 июля 2011 года, что подтверждается Протоколом заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы N 32 от 28.07.2011.
На основании решения, принятого Градостроительно-земельной комиссией г. Москвы, получены указанные ГПЗУ и Разрешение на строительство N RU77183000-007256 от 13 сентября 2012.
02 июля 2013 года в адрес Департамента городского имущества города Москвы направлено письмо с просьбой устранить нарушения прав и законных интересов Академии ФСБ России, так как Академией ФСБ России представлен полный пакет документов, необходимых для принятия решения.
06 августа 2013 года Департамент сообщил, что ведется дополнительная проработка данного вопроса.
Посчитав, что данные действия Департамента, свидетельствуют о длительном невыполнении возложенных на него обязанностей, Академия ФСБ обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ, основываясь на следующем.
Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ определены полномочия органов местного самоуправления в случаях, когда не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или когда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке.
В силу абз. 1 п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно п. 2.2.27 и п. 2.2.28 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, с учетом соглашения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Правительства Москвы от 09.11.2004 N С-01/1/77-145 Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по ведению государственного земельного кадастра и государственного кадастра недвижимости, в том числе по вопросам подготовки и представление документов в установленном порядке для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
В настоящее время данные функции переданы Департаменту городского имущества города Москвы в соответствии с п. 3, п. 6.19, п. 6.19.6 Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
В силу п. 5.5 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП, в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Соответственно, уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, как верно установлено судом первой инстанции, является Департамент городского имущества г. Москвы.
Департаментом в установленные сроки распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка издано не было, утвержденная схема Академии ФСБ России не выдана, что свидетельствует о допущенном ответчиком бездействии в исполнении возложенных на него обязанностей.
Ссылки ответчика о невозможности предоставления спорного земельного участка, поскольку Правительством Москвы не принималось решения о предварительном согласовании мест размещения объектов до 01.10.2005 обоснованно отклонена судом первой инстанции на основании ч. 2, 10 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Закона г. Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", согласно которым Правительство Москвы правомочно решать вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.
Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании мест размещения объектов строительства отнесены к исключительной компетенции органов исполнительной власти города Москвы.
Абзац 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В рассматриваемом случае решение о предоставлении земельного участка оформлено распоряжением Правительства Москвы N 2009/РП от 23 декабря 2002.
Данный проект неоднократно редактировался до его утверждения распоряжением Правительства Москвы N 124-РП от 15.02.2011. Инвестиционный контракт заключен 17.03.2003, (до 01.10.2005), что по сути является процедурой выбора земельных участков и согласования предварительных мест размещения объектов, предусмотренной статьями 30, 31 ЗК РФ, поскольку определен вариант размещения объектов заявителя и проведены согласования с соответствующими государственными органами.
Департамент полагает, что 10.12.2012 совершено действие, свидетельствующее об отказе в оформлении дополнительного соглашения к договору безвозмездного срочного пользования об изменении цели предоставления земельного участка.
Коллегия полагает данный довод подлежащим отклонению, поскольку не совершение предусмотренным законом действия и образует в данном случае незаконное бездействие. Анализируя письмо Департамента от 10.12.2012 N 33-1-28806/12-(0)-1 (л.д. 49, т. 1) в котором предлагается обратиться в службу "одного окна" Департамента, коллегия отмечает, что его содержание не позволяет расценить его как отказ в удовлетворении заявления Академии ФСБ по вопросу изменения цели предоставления земельного участка.
Отклоняется и довод Департамента о затрагивании обжалуемым судебным актом прав лица, не привлеченного к участию в деле - ООО "Доходный дом "Базис и компания".

ООО "Доходный дом "Базис и компания" (Соинвестор-1) осуществляет реализацию инвестиционного проекта по проектированию и строительству Объекта-1 (комплекс жилых домов с нежилыми помещениями в районе Ново-Переделкино на земельном участке, расположенном между Лукинской улицей и рекой Алешинкой). Право на земельный участок в Объекте-1 Соинвестором-1 оформлено, а также денежные средства, необходимые для строительства Академии ФСБ России, вложены.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что осуществленная ответчиком процедура по своей сути является процедурой выбора земельных участков и согласования предварительных мест размещения объектов, предусмотренной статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ, поскольку определен вариант размещения объектов заявителя и проведены согласования с соответствующими государственными органами.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Нормы материального права вопреки доводам подателя жалобы применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.11.2013 по делу N А40-130704/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Ж.В.ПОТАШОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Л.Г.ЯКОВЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)