Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.02.2014 N 11АП-1480/2014 ПО ДЕЛУ N А55-19900/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. по делу N А55-19900/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Чепетова Михаила Степановича - Гришина З.С., доверенность от 20 февраля 2014 г.,
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность N 364 от 26 декабря 2013 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 24 февраля 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2013 года по делу N А55-19900/2013, судья Щетинина М.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Чепетова Михаила Степановича, (ОГРНИП 304631931400193),
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
о признании незаконным отказа и обязании совершить действия,,

установил:

Индивидуальный предприниматель Чепетов Михаил Степанович, г. Самара, обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в отказе от 31.05.2013 г. N 12-1/0339/08 в предоставлении ИП Чепетову М.С. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом N 33 под временным объектом и обязании заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка (л.д. 3-8).
Решением суда первой инстанции от 18 декабря 2013 года действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в отказе от 31.05.2013 г. N 12-1/0339/08 в предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом N 33 признаны незаконными.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения по делу N А55-19900/2013 в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения в десятидневный срок договора аренды в отношении земельного участка площадью 73 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0707002:4509, разрешенное использование: для использования под временный торговый киоск (павильон), расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом N 33 (л.д. 158-160).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований ИП Чепетову М.С. в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно.
Отмечает, что Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 г. N 377 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара (далее - Схема).
Вместе с тем размещение каких-либо торговых объектов, на испрашиваемом земельном участке согласно Схеме не предусмотрено.
Суд первой инстанции неверно сделал вывод о возможности предоставления земельного участка в аренду на основании абзаца 6 пункта 3.1 Порядка (абз. 3 стр. 5), так как в данном абзаце говорится о предоставлении земельных участков занимаемых объектами недвижимости. Если предположить, что суд имел в виду абзац 7 пункта 3.1 Порядка, то и в этом случае суд ошибочно сделал вывод о возможности предоставления земельного участка, так как в вышеназванном абзаце говорится о предоставлении земельного участка в случае наличия акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятого до 01.07.2006 г.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 21.02.2014 г.
Предприниматель указывает, что использует земельный участок с разрешенным видом использования под временный торговый киоск (павильон) на законных основаниях с сентября 2004 г., что подтверждается исследованными судом документами (Распоряжение N 1348 Администрации Промышленного района г. Самары от 09 сентября 2004 г., Договор N 022785з аренды земельного участка от 15.07.2005 г., Акт N 27 приемки временного объекта от 12.09.2006 г.).
При разрешении судом вопроса о праве предпринимателя на приобретение права аренды на земельный участок без проведения торгов суд обоснованно, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации принял во внимание редакцию абзаца 6 пункта 3.1. Порядка предоставления земельных участков в редакции Постановления Правительства Самарской области от 17.02.2007 г. N 15, которая действовала на момент обращения предпринимателя в министерство.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предпринимателем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права считает несостоятельным.
В данном случае оспариваемые действия министерства направлены на реализацию его властно-распорядительных функций и не являются действиями в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела 21 февраля 2008 года заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 73 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом 33 под временный торговый павильон.
19 марта 2012 года Министерство письмом N 12-1/0339/08 отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2012 г. по делу N А55-19713/2012 решение Министерства было признано незаконным, суд обязал Министерство рассмотреть по существу обращение индивидуального предпринимателя о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Министерство только 31 мая 2013 года рассмотрело обращение предпринимателя и вынесло решение, выраженное в письме N 12-1/0339/08 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Основанием для отказа явилось наличие утвержденной Главой городского округа Самара Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, согласно которой размещение объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Заявитель считает, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок (14 рабочих дней), начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Судом установлено, что заявитель обратился в министерство имущественных отношений Самарской области 21.08.2008 года с заявлением (л.д. 69) о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 73 кв. м по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом 33, под временный торговый киоск (павильон).
Испрашиваемый земельный участок предоставлялся предпринимателю ранее в аренду под установку торгового киоска по улице Демократическая, дом 33 в г. Самара на основании Распоряжения N 1348 Администрации Промышленного района г. Самары от 09 сентября 2004 года.
15 июля 2005 года между предпринимателем и комитетом по управлению имуществом города Самары был заключен Договор N 022785з аренды земельного участка. Основанием заключения договора аренды согласно п. 1.1. Договора являлось Распоряжение N 1348 Администрации Промышленного района г. Самары.
Торговый киоск был введен в эксплуатацию актом N 27 приемки временного объекта от 12.09.2006 года (л.д. 76,77).
25 декабря 2007 года Министерство имущественных отношений Самарской области уведомило заявителя о том, что министерство вступило в права арендодателя по Договору N 022785з аренды земельного участка от 15.07.2004 года и арендные платежи с 01.01.2008 года следует перечислять на реквизиты Министерства имущественных отношений Самарской области (Уведомление N 12-15/з -31592 от 25.12.2007 г.). Задолженности по оплате арендных платежей у предпринимателя не имеется.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары от 19.09.2008 года N 1412/02-р был утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом N 33, для использования под временный торговый киоск (павильон).
В 2011 году заявителем были проведены кадастровые работы земельного участка под временным торговым киоском, изготовлен межевой план земельного участка, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 02.03.2011 года, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0707002:616 (л.д. 86-100).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 03.03.2011 года площадь земельного участка 73 кв. м (почтовый адрес ориентира: Самарская область, г, Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом N 33, разрешенное использование: Для использования под временный торговый киоск (павильон).
Таким образом, заявителю Распоряжением от 19.09.2008 года N 1412/02-р (л.д. 101) утвержден был проект границ земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом N 33, для использования под временный торговый киоск (павильон).
Исходя из положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Пунктом 4 статьи 10 указанного закона предусмотрено, что Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Таким образом, отсутствие объекта нестационарной торговли в вышеназванной Схеме не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду.
14 февраля 2013 года Министерством имущественных отношений Самарской области был произведен осмотр земельного участка, на котором расположен временный киоск и утвержден Акт осмотра земельного участка от 14 февраля 2013 года, согласно которому на испрашиваемом земельном участке находится металлический торговый павильон, принадлежащий Чепетову М.С., площадь и размеры соответствуют заявленным.
Судом установлено, что 05 марта 2013 года филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" принято решение о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707002:616, расположенного по адресу; Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом N 33 в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на земельный участок и отсутствовали на него правопритязания.
29 марта 2013 года земельный участок, на котором расположен торговый павильон, был вновь поставлен на кадастровый учет в соответствии с материалами межевания, которое было ранее проведено предпринимателем по его заявке и ему присвоен кадастровый номер N 63:01:0707002:4509.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.03.2013 года площадь земельного участка 73 кв. м, почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, рядом с домом N 33, разрешенное использование: для использования под временный торговый киоск (павильон).
Таким образом, поскольку земельный участок ранее предоставлялся предпринимателю под разрешенный вид использования - временный торговый киоск (павильон), что подтверждено Распоряжением N 1348 Администрации Промышленного района г. Самары от 09 сентября 2004 г., Договором N 022785з аренды земельного участка от 15.07.2005 г., Актом N 27 приемки временного объекта от 12.09.2006 г., Кадастровым паспортом земельного участка, то, в силу абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков предприниматель имеет право на приобретение права аренды на земельный участок без проведения торгов.
На момент обращения с заявлением 21.02.2008 года в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1. Порядка предоставления земельных участков в редакции Постановления Правительства Самарской области от 17.02.2007 г. N 15, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в случае, если на земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее временные объекты), права на установку которых на испрашиваемом земельном участке возникли у заявителя на основании соответствующего разрешения уполномоченного органа местного самоуправления и акта принятия в эксплуатацию временного объекта (при его наличии), выданного в установленном порядке, либо на основании сделок в результате которых к заявителю перешли права на такие объекты.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара утверждена постановлением Администрации городского округа Самара от 19 апреля 2013 года N 377. Нестационарный объект заявителя в указанную Схему включен не был, однако, отсутствие объекта нестационарной торговли в вышеназванной Схеме не является препятствием для предоставления участка.
Суд правомерно пришел к выводу, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьям 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Чепетова Михаила Степановича.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2013 года по делу N А55-19900/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)