Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника К. - Понамаревой Е.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель N 46/23-13 от 01 октября 2013 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 17 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении К.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель N 46/23-13 от 01 октября 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года и решением судьи Челябинского областного суда от 17 декабря 2013 года, К. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе защитника К. - Понамаревой Е.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене принятых по делу постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 18 сентября 2013 года на основании распоряжения главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель от 22 августа 2013 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, *** в. м, используемого К.
В ходе проведения проверки установлено: земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, *** о всему периметру не огорожен, со всех сторон граничит с землями общего пользования. На участке капитальные строения не расположены.
Право собственности на указанный земельный участок, площадью 639833 кв. м принадлежит К., о чем в ЕГРП 27 декабря 2010 года сделана запись регистрации N 74-74-38/103/2010-290 и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок 74 АГ 104900, земельный участок предоставлен - для сельскохозяйственного производства. Сведения о границах земельного участка внесены в ГКН под кадастровым номером ***.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории проверяемого земельного участка (полосой, вдоль западной границы земельного участка - шириной в 10 м на протяжении 300 метров) присутствует несанкционированная свалка бытовых отходов.
В связи с выявленным нарушением в отношении К. уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Факт совершения К. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 19 сентября 2013 года (л.д. 8); распоряжением о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства от 22 августа 2013 года N 203 (л.д. 4); актом проверки соблюдения земельного законодательства от 18 сентября 2013 года (л.д. 5); фототаблицей (л.д. 6); предписанием об устранении нарушения земельного законодательства N 46/23-13 от 19 сентября 2013 года (л.д. 9); актом осмотра от 18 сентября 2013 года (л.д. 10); свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок 74 АГ 104900 (л.д. 34); схематическим чертежом земельного участка (л.д. 43) и другими материалами дела.
Представленным в материалы дела доказательствам судьями при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в действиях К. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку факт принадлежности бытовых отходов и мусора К. не подтвержден, проверялись судьями, отвергнуты с приведением в судебных постановлениях надлежащих мотивов принятого решения.
Согласно п. 1 ст. 6 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из положений ст. ст. 77 и 78 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В ходе проверки было установлено, что на рассматриваемом земельном участке присутствует свалка бытовых отходов (расположены груды мусора, строительный материал, старая мебель, бытовые и строительные отходы), что свидетельствует об использовании земельного участка не в соответствии с целевым назначением.
Установленный большой объем мусора и площадь его размещения на проверяемом земельном участке, свидетельствует о том, что свалка образовалась не стихийно, а в результате длительного промежутка времени.
Учитывая длительный промежуток времени образования свалки на земельном участке, не представляется возможным говорить о том, что заявитель проявлял заботливость и осмотрительность для соблюдения требований земельного законодательства.
В свою очередь, если бы заявитель использовал земельный участок для сельскохозяйственного производства, он бы не мог не знать о складировании мусора на своем земельном участке и имел бы возможность предпринять меры, направленные на предотвращение образования свалки.
Образование свалки явилось результатом ненадлежащего контроля со стороны заявителя за своим имуществом.
Обращения К. за защитой своих прав в правоохранительные органы, в суд с исковым заявлением об оспаривании предписания заместителя главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель, возложении на администрацию Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района обязанности произвести ликвидацию свалки, имели место уже после возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, действия К. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы надзорной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судебными инстанциями обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой не имеется. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи областного суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении судьи областного суда.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Постановление о назначении К. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений требований ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену постановления и судебных решений, допущено не было.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель N 46/23-13 от 01 октября 2013 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 17 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении К. оставить без изменения, жалобу защитника К. - Понамаревой Е.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N 4А14-84
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N 4а14-84
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника К. - Понамаревой Е.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель N 46/23-13 от 01 октября 2013 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 17 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении К.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель N 46/23-13 от 01 октября 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года и решением судьи Челябинского областного суда от 17 декабря 2013 года, К. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе защитника К. - Понамаревой Е.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене принятых по делу постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 18 сентября 2013 года на основании распоряжения главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель от 22 августа 2013 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, *** в. м, используемого К.
В ходе проведения проверки установлено: земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, *** о всему периметру не огорожен, со всех сторон граничит с землями общего пользования. На участке капитальные строения не расположены.
Право собственности на указанный земельный участок, площадью 639833 кв. м принадлежит К., о чем в ЕГРП 27 декабря 2010 года сделана запись регистрации N 74-74-38/103/2010-290 и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок 74 АГ 104900, земельный участок предоставлен - для сельскохозяйственного производства. Сведения о границах земельного участка внесены в ГКН под кадастровым номером ***.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории проверяемого земельного участка (полосой, вдоль западной границы земельного участка - шириной в 10 м на протяжении 300 метров) присутствует несанкционированная свалка бытовых отходов.
В связи с выявленным нарушением в отношении К. уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Факт совершения К. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 19 сентября 2013 года (л.д. 8); распоряжением о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства от 22 августа 2013 года N 203 (л.д. 4); актом проверки соблюдения земельного законодательства от 18 сентября 2013 года (л.д. 5); фототаблицей (л.д. 6); предписанием об устранении нарушения земельного законодательства N 46/23-13 от 19 сентября 2013 года (л.д. 9); актом осмотра от 18 сентября 2013 года (л.д. 10); свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок 74 АГ 104900 (л.д. 34); схематическим чертежом земельного участка (л.д. 43) и другими материалами дела.
Представленным в материалы дела доказательствам судьями при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в действиях К. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку факт принадлежности бытовых отходов и мусора К. не подтвержден, проверялись судьями, отвергнуты с приведением в судебных постановлениях надлежащих мотивов принятого решения.
Согласно п. 1 ст. 6 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из положений ст. ст. 77 и 78 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В ходе проверки было установлено, что на рассматриваемом земельном участке присутствует свалка бытовых отходов (расположены груды мусора, строительный материал, старая мебель, бытовые и строительные отходы), что свидетельствует об использовании земельного участка не в соответствии с целевым назначением.
Установленный большой объем мусора и площадь его размещения на проверяемом земельном участке, свидетельствует о том, что свалка образовалась не стихийно, а в результате длительного промежутка времени.
Учитывая длительный промежуток времени образования свалки на земельном участке, не представляется возможным говорить о том, что заявитель проявлял заботливость и осмотрительность для соблюдения требований земельного законодательства.
В свою очередь, если бы заявитель использовал земельный участок для сельскохозяйственного производства, он бы не мог не знать о складировании мусора на своем земельном участке и имел бы возможность предпринять меры, направленные на предотвращение образования свалки.
Образование свалки явилось результатом ненадлежащего контроля со стороны заявителя за своим имуществом.
Обращения К. за защитой своих прав в правоохранительные органы, в суд с исковым заявлением об оспаривании предписания заместителя главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель, возложении на администрацию Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района обязанности произвести ликвидацию свалки, имели место уже после возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, действия К. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы надзорной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судебными инстанциями обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой не имеется. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи областного суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении судьи областного суда.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Постановление о назначении К. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений требований ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену постановления и судебных решений, допущено не было.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района по использованию и охране земель N 46/23-13 от 01 октября 2013 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 17 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении К. оставить без изменения, жалобу защитника К. - Понамаревой Е.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)