Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2007 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Апаркина В.Н., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - Нестерова С.В., доверенность N 536 от 10.10.2007 года,
от ответчика - Бертрам Т.А., доверенность N 04-1665 от 29.08.2007 года,
от Главы городского округа Самара - Петрова Е.В., доверенность N 01/04-279 от 29.03.2007 года,
от ЗАО "Печать" - Перова Г.Н., доверенность N 26 от 30.10.2007 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2007 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2007 года по делу N А55-10354/2007 (судья Морозов Г.Н.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Заместителю Главы городского округа - главе администрации Советского района городского округа Самара
3-е лица: Глава городского округа Самара
ЗАО "Печать"
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления
установил:
Министерство имущественных отношений (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Заместителя Главы городского округа Самара - главы администрации Советского района городского округа Самара (далее - ответчик), выразившееся в непредставлении заявителю в установленный действующим законодательством срок мотивированного заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 9 Мая, 10/ переулок Карякина, площадью 10 кв. м, под установку пункта печатной продукции.
Решением суда от 06.09.2007 года в удовлетворении заявления отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик бездействие не допустил, поскольку предоставил Министерству ответ в установленные нормативными актами сроки.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, суд не принял во внимание аналогичные обращения Министерства N 06-28/1-0797 от 09.08.2006 года в адрес Главы городского округа Самара и N 06-28/1-0797 от 26.04.2007 года в адрес главы администрации Советского района городского округа Самара. Полагает, что ответчик допустил бездействие, нарушив установленные законодательством сроки предоставления мотивированного заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика и Главы городского округа Самара в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель ЗАО "Печать" в судебном заседании просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном ст. 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 12.11.2007 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 26.07.2006 года ЗАО "Печать" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 9 Мая, 10/ переулок Карякина под установку пункта распространения печатной продукции (л.д. 19), в связи с чем, заявителем 09.08.2006 года в адрес Главы городского округа Самары направлено обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении N 06-28/1-0797 (л.д. 12-13).
26.04.2007 года заявитель направил обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении N 06-28/1-0797 в адрес главы администрации Советского района городского округа Самара (л.д. 16-18). После повторного обращения N 06-28/1-0909 от 13.06.2007 года (л.д. 14-15), 06.07.2007 года ответчиком дан ответ о нецелесообразности утверждения проекта границ указанного земельного участка (л.д. 41).
Согласно п. п. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. 2.5 Порядка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обязан в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения заявителя подготовить и направить в Министерство, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Согласно п. 2.7. Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании п. п. 1.2 п. 1 указанного Постановления на орган местного самоуправления городского округа Самара - Администрацию городского округа Самара возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м и менее, за исключением случаев размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также случаев, установленных пунктом 1.3 данного постановления.
Распоряжением Главы городского округа Самара от 11.04.2007 года N 144-р, полномочия по утверждению проектов границ земельных участков делегированы заместителям Глав городского округа Самара - главам администраций районов городского округа Самара.
Согласно п. 3.1 и п. 3.3. Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы Городского округа Самара от 31.05.2007 года N 435 (далее Положение), глава администрации района - должностное лицо, возглавляющее администрацию района и осуществляющее непосредственное руководство деятельностью администрации района (территориального органа Администрации городского округа Самара). Глава администрации района является заместителем Главы городского округа. В соответствии с п. 3.10.14 Положения глава администрации района утверждает проекты границ земельных участков площадью до 100 кв. м, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, в силу ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 года N 294, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации района городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации Советского района городского округа Самара не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов по изготовлению и утверждению проектов границ земельных участков.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на распоряжение Главы администрации городского округа Самара от 11.04.2007 года N 144-р является несостоятельной. Уполномоченным органом местного самоуправления по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м и менее, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Администрация городского округа Самара, которая и должна выступать ответчиком по данному делу.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования заявителя предъявлены к ненадлежащему ответчику. Именно по этому мотиву следовало суду первой инстанции отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2007 года по делу N А55-10354/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.Н.АПАРКИН
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2007 ПО ДЕЛУ N А55-10354/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2007 г. по делу N А55-10354/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2007 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Апаркина В.Н., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - Нестерова С.В., доверенность N 536 от 10.10.2007 года,
от ответчика - Бертрам Т.А., доверенность N 04-1665 от 29.08.2007 года,
от Главы городского округа Самара - Петрова Е.В., доверенность N 01/04-279 от 29.03.2007 года,
от ЗАО "Печать" - Перова Г.Н., доверенность N 26 от 30.10.2007 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2007 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2007 года по делу N А55-10354/2007 (судья Морозов Г.Н.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Заместителю Главы городского округа - главе администрации Советского района городского округа Самара
3-е лица: Глава городского округа Самара
ЗАО "Печать"
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления
установил:
Министерство имущественных отношений (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Заместителя Главы городского округа Самара - главы администрации Советского района городского округа Самара (далее - ответчик), выразившееся в непредставлении заявителю в установленный действующим законодательством срок мотивированного заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 9 Мая, 10/ переулок Карякина, площадью 10 кв. м, под установку пункта печатной продукции.
Решением суда от 06.09.2007 года в удовлетворении заявления отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик бездействие не допустил, поскольку предоставил Министерству ответ в установленные нормативными актами сроки.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, суд не принял во внимание аналогичные обращения Министерства N 06-28/1-0797 от 09.08.2006 года в адрес Главы городского округа Самара и N 06-28/1-0797 от 26.04.2007 года в адрес главы администрации Советского района городского округа Самара. Полагает, что ответчик допустил бездействие, нарушив установленные законодательством сроки предоставления мотивированного заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика и Главы городского округа Самара в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель ЗАО "Печать" в судебном заседании просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном ст. 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 12.11.2007 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 26.07.2006 года ЗАО "Печать" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 9 Мая, 10/ переулок Карякина под установку пункта распространения печатной продукции (л.д. 19), в связи с чем, заявителем 09.08.2006 года в адрес Главы городского округа Самары направлено обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении N 06-28/1-0797 (л.д. 12-13).
26.04.2007 года заявитель направил обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении N 06-28/1-0797 в адрес главы администрации Советского района городского округа Самара (л.д. 16-18). После повторного обращения N 06-28/1-0909 от 13.06.2007 года (л.д. 14-15), 06.07.2007 года ответчиком дан ответ о нецелесообразности утверждения проекта границ указанного земельного участка (л.д. 41).
Согласно п. п. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. 2.5 Порядка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обязан в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения заявителя подготовить и направить в Министерство, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Согласно п. 2.7. Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании п. п. 1.2 п. 1 указанного Постановления на орган местного самоуправления городского округа Самара - Администрацию городского округа Самара возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м и менее, за исключением случаев размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также случаев, установленных пунктом 1.3 данного постановления.
Распоряжением Главы городского округа Самара от 11.04.2007 года N 144-р, полномочия по утверждению проектов границ земельных участков делегированы заместителям Глав городского округа Самара - главам администраций районов городского округа Самара.
Согласно п. 3.1 и п. 3.3. Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы Городского округа Самара от 31.05.2007 года N 435 (далее Положение), глава администрации района - должностное лицо, возглавляющее администрацию района и осуществляющее непосредственное руководство деятельностью администрации района (территориального органа Администрации городского округа Самара). Глава администрации района является заместителем Главы городского округа. В соответствии с п. 3.10.14 Положения глава администрации района утверждает проекты границ земельных участков площадью до 100 кв. м, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, в силу ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 года N 294, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации района городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации Советского района городского округа Самара не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов по изготовлению и утверждению проектов границ земельных участков.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на распоряжение Главы администрации городского округа Самара от 11.04.2007 года N 144-р является несостоятельной. Уполномоченным органом местного самоуправления по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м и менее, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Администрация городского округа Самара, которая и должна выступать ответчиком по данному делу.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования заявителя предъявлены к ненадлежащему ответчику. Именно по этому мотиву следовало суду первой инстанции отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2007 года по делу N А55-10354/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.Н.АПАРКИН
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)