Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2015 N 05АП-454/2015 ПО ДЕЛУ N А51-28146/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. N 05АП-454/2015

Дело N А51-28146/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 10 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСПАРК",
апелляционное производство N 05АП-454/2015
на решение от 09.12.2014
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-28146/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСПАРК" (ИНН 2536164886, ОГРН 1062536000064, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.01.2006)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2009)
о признании незаконным отказа,
при участии:
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Комарова Е.А. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4917, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 2680.
- от ООО "ТРАНСПАРК", от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТРАНСПАРК" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ТРАНСПАРК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА администрации г. Владивостока, орган местного самоуправления, Управление) от 12.09.2014 N 18319/20у, а также об обязании УГА администрации г. Владивостока утвердить и выдать ООО "ТРАНСПАРК" схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или карте соответствующей территории площадью 1179 кв. м, и 1108 кв. м, по адресу: г. Владивосток в районе ул. 5-я Проходная,10, для целей, не связанных со строительством, для размещения стоянки автотранспортных средств, в десятидневный срок с момента вынесения решения суда.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - Департамент, третье лицо).
Решением арбитражного суда Приморского края от 09.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "ТРАНСПАРК" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ссылается на то, что при указании в оспариваемом отказе на то, что спорные земельные участки находятся в границах зоны катастрофического затопления, УГА администрации г. Владивостока не представило сведения о наличии либо отсутствии сооружений инженерной защиты в радиусе нахождения спорных земельных участков, а также сведения о глубине затопления испрашиваемых земельных участках.
Кроме того, отмечает, что утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том или ином праве и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления земельного участка. По мнению общества, в рамках данного этапа проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ООО "ТРАНСПАРК", третье лицо явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ в отсутствие общества, третьего лица по имеющимся в материалах дела документам.
УГА администрации г. Владивостока по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
14.09.2011 в адрес администрации города Владивостока поступило обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о рассмотрении возможности утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 5-я Проходная, 10.
Письмом от 03.11.2011 администрация города Владивостока отказала в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "ТРАНСПАРК" оспорило его в арбитражном суде.
Решением от 17.02.2012 по делу N А51-19401/2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.08.2012 по настоящему делу, арбитражный суд признал незаконным указанное решение и обязал УГА администрации г. Владивостока в месячный срок со дня обращения ООО "ТРАНСПАРК", повторно рассмотреть заявление общества.
12.03.2014 в адрес УГА администрации г. Владивостока поступило заявление общества об утверждении схем расположения земельных участков, площадью 1.108 кв. м, и 1.179 кв. м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 5-я Проходная, 10.
К заявлению были приложены графические документы в виде схем расположения земельных участков, решение Арбитражного суда Приморского края от 17.02.2012 по делу N А51-19401/2011, исполнительный лист.
Письмом от 27.03.2014 N 5353/20у УГА администрации г. Владивостока вернуло представленный пакет документов со ссылкой на то, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа. Однако, постановление о возбуждении исполнительного производства на предмет исполнения: обязать УГА администрации г. Владивостока утвердить и выдать схемы расположения земельных участков примерной площадью 1.179 кв. м и 1.108 кв. м, от судебного пристава-исполнителя в адрес УГА администрации г. Владивостока не поступало.
04.04.2014 ООО "ТРАНСПАРК" вновь обратилось в Управление с заявлением об утверждении двух схем расположения земельных участков, площадью 1.108 кв. м и 1.179 кв. м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 5-я Проходная, 10, с приложением документов.
05.05.2014 в адрес УГА администрации г. Владивостока поступило постановление о возбуждении исполнительного производства от 25.04.2014.
Рассмотрев поступившее обращение заявителя с пакетом документов, а также с учетом постановления о возбуждении исполнительного производства, письмом от 15.05.2014 N 7593/20у Управление отказало в утверждении представленных схем расположения испрашиваемых земельных участков.
29.08.2014 общество вновь обратилось в УГА администрации г. Владивостока с заявлением о предоставлении и утверждении схем расположения двух земельных участков, площадью 1.108 кв. м, и 1.179 кв. м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 5-я Проходная, 10, для размещения стоянки автотранспортных средств с приложением документов.
Письмом от 12.09.2014 N 18319/20у Управление вернуло пакет документов, как несоответствующий требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), в части органа, осуществляющего распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Также в указанном отказе УГА администрации г. Владивостока сообщило заявителю о том, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы зоны катастрофического затопления.
Не согласившись с решением УГА администрации г. Владивостока от 12.09.2014 N 18319/20у об отказе в утверждении схем расположения испрашиваемых земельных участков, посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает права ООО "ТРАНСПАРК" и его законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным и не нарушает прав заявителя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя УГА администрации г. Владивостока, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату спорных отношений) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована статьей 34 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6 статьи 34 ЗК РФ).
Кроме того, статья 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения ЗК РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Так, согласно пунктам 3 - 4 названной статьи, если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела усматривается, что 29.08.2014 общество обратилось в УГА администрации г. Владивостока с заявлением о предоставлении и утверждении схем расположения двух земельных участков площадью 1.179 кв. м и 1.108 кв. м, расположенных в районе ул. 5-я Проходная, 10, в г. Владивостоке, для размещения стоянки автотранспортных средств.
УГА администрации г. Владивостока вернуло пакет документов, как несоответствующий требованиям статьи 34 ЗК РФ, в части органа, осуществляющего распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Также Управление, сообщило заявителю о том, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы зоны катастрофического затопления.
Кроме того, в оспариваемом отказе УГА администрации г. Владивостока, повторно указало на то, что решение Арбитражного суда Приморского края от 17.02.2012 по делу N А51-19401/2011, исполнено, о чем сообщено ООО "ТРАНСПАРК" письмом от 15.05.2014 N 7593/20У. Данный факт заявителем не оспаривается.
Законом Приморского каря от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па, а также пунктами 1.1, 2.1.1 Положения о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, предусмотрено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, правопреемником которого в настоящее время является Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
В соответствии с пунктом 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением Думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259, утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора отнесено к компетенции УГА администрации г. Владивостока.
С учетом изложенного, исходя из буквального толкования приведенных нормативных положений, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, в городе Владивостоке порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, который в свою очередь, направляет его в орган местного самоуправления для рассмотрения по правилам части 4 статьи 34 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у УГА администрации г. Владивостока законных оснований для рассмотрения документов ООО "ТРАНСПАРК" об утверждении схем расположения земельных участков не имелось, поскольку заявителем нарушен порядок подачи заявления о предоставлении земельных участков. Самостоятельное обращение общества в орган местного самоуправления минуя исполнительный орган государственной власти является ненадлежащим порядком подачи заявления о предоставлении земельных участков.
Кроме того судом первой инстанции обоснованно принято во внимание обстоятельство того, что испрашиваемые земельные участки вошли в границы зоны катастрофического затопления.
Данное обстоятельство подтверждается письмом УГА администрации г. Владивостока от 12.09.2014 N 18319/20у (т. 1, л.д. 16-18), фрагментом карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (т. 1, л.д. 98), и обществом по существу не опровергнуто.
В свою очередь пунктом 9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утверждены постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78) предусмотрено, что не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин и дамб.
Аналогичные требования содержатся в пункте 4.4 постановления администрации г. Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа", согласно которому размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается в зонах возможного катастрофического затопления, которой является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 метра и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий.
Учитывая, что действующим законодательством установлен особый правовой режим земельных участков, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления, вывод суда первой инстанции о невозможности формирования земельных участков для размещения стоянки автотранспортных средств в зоне возможного катастрофического затопления является правильным.
Довод подателя жалобы о том, что УГА администрации г. Владивостока не представило сведения о наличии либо отсутствии сооружений инженерной защиты в радиусе нахождения спорных земельных участков, а также сведения о глубине затопления испрашиваемых земельных участках, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку факт нахождения испрашиваемых земельных участков в зоне катастрофического затопления материалами дела подтвержден, в связи с чем формирование и последующее предоставление спорных земельных участков в рассматриваемом случае может создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Довод общества о том, что утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том или ином праве и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления земельного участка, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку основан на неверном толковании положений статьи 34 ЗК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое УГА администрации г. Владивостока решение не противоречит закону и в целом не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
При этом обществом не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку оно не утратило право на приобретение земельного участка для вышеуказанной цели в этом же или другом месте с соблюдением действующих норм и в установленном порядке.
Поскольку в удовлетворении требования общества отказано, то у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали основания восстановления прав последнего путем понуждения УГА администрации г. Владивостока утвердить и выдать ООО "ТРАНСПАРК" схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или карте соответствующей территории площадью 1179 кв. м, и 1108 кв. м, по адресу: г. Владивосток в районе ул. 5-я Проходная,10, для целей, не связанных со строительством, для размещения стоянки автотранспортных средств.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.12.2014 по делу N А51-28146/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)