Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1132/2015ГОДА

Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что семьей поданы документы на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, однако уполномоченным органом было отказано в связи с неподтверждением семьей факта проживания в сельской местности более трех лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. по делу N 33-1132/2015года


Судья Мернов Н.В.

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.,
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 30 января 2015 года по заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах М.И.Ш. о признании действий администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не реализации права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно незаконным, обязании устранить нарушение,

установила:

Прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд в интересах М.И.Ш. о признании действий администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не реализации права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно незаконным, обязании устранить нарушение. В обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка по обращению М.И.Ш. по вопросу не предоставления земельного участка. По результатам проверки установлено, что 23 сентября 2014 года семьей М-вых поданы документы на представление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. 23 октября 2014 года администрацией МО "Приволжский район" Астраханской области в адрес семьи М-вых направлен ответ, в соответствии с которым, в связи с не подтверждением семьей факта проживания в сельской местности более трех лет оснований для представления земельного участка не имеется. Поскольку имеется документальное подтверждение проживания семьи М-вых в сельской местности, начиная с 1999 года, ответ органа местного самоуправления незаконным.
Прокурор просит признать действия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не реализации права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно незаконным, обязать реализовать право семьи М-вых на получение земельного участка.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации МО "Приволжский район" К.Р. в судебном заседании просила заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 30 января 2015 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия администрации МО "Приволжский район" Астраханской области, выразившиеся в отказе предоставить семье М-вых бесплатно земельный участок, обязав устранить допущенное нарушение.
В апелляционной жалобе администрацией МО "Приволжский район" Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что отказ не препятствовал повторному обращению с указанным заявлением с приложением недостающих документов. Заявителями льгота не была подтверждена, в связи с чем нарушений со стороны администрации допущено.
М.И.Ш., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, на заседание не явился. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя администрации МО "Приволжский район" Астраханской области К.Р., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Дюйсембееву Э.М., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Судом первой инстанции установлено, что 23 сентября 2014 года семьей М-вых в Автономное учреждение Астраханской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Приволжского района Астраханской области поданы документы на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Администрация муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в письме N 1663 от 23 октября 2014 года сообщила, что в связи с не подтверждением семьей проживания в сельской местности более трех лет оснований для представления земельного участка не имеется.
Из представленных письменных доказательств следует, что М.И.Ш., М.Н., несовершеннолетний ребенок М.И.И. проживают в сельской местности более трех лет, имеют регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> с 27 октября 1999 года, а ребенок с момента рождения.
Согласно паспорту М.Т. с 27 октября 1999 года по 25 марта 2014 года состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, с 27 марта 2014 года по 20 августа 2014 года состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес> и с 20 августа 2014 года по настоящее время вновь зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что семья М-вых в полной мере соответствует требованиям Закона Астраханской области от 4 марта 2008 г. N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", поскольку все ее члены проживают в сельской местности не менее трех лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом обстоятельствах и подтверждаются материалами дела по следующим основаниям.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действующего до 1 марта 2015 года) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 г. N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" правовое регулирование земельных отношений на территории Астраханской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Астраханской области и местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 3 указанного Закона Астраханской области предусмотрены категории граждан, в собственность которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона Астраханской области земельные участки представляются бесплатно семьям, проживающим в сельской местности не менее трех лет, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о необходимости обязать администрацию МО "Приволжский район" Астраханской области устранить допущенное нарушение, реализовать право семьи М.И.Ш. на получение земельного участка.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что льгота не была подтверждена заявителями, поскольку факт проживания семьи М-вых подтвержден копиями паспортов, которые были представлены в администрацию МО "Приволжский район" Астраханской области при подаче заявления.
Доводы представителя администрации МО "Приволжский район" об отсутствии у них полномочий по предоставлению земельного участка судебная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ органы муниципального образования наделены правом пользования, распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района.
Учитывая то, что на момент обращения М.И.Ш. обязанность рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков возложена на органы местного самоуправления в соответствии действующей на период рассматриваемых правоотношений статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.07.2012 г.), и ему было отказано в предоставлении земельного участка администрацией МО "Приволжский район" Астраханской области, требования заявлены прокурором к надлежащему ответчику.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приволжского районного суда Астраханской области от 30 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)