Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2350/2015

Требование: О признании незаконным бездействия по предоставлению муниципальной услуги.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истицы, в установленные сроки ей не был дан ответ на ее обращение о передаче ей в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. по делу N 33-2350/2015


Судья: Ибрагимова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Камаловой Е.Я.,
судей Трифоновой Т.П. и Тютькиной З.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 06 февраля 2015 года с учетом дополнительного решения суда от 23 марта 2015 года, по которому постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска по нерассмотрению заявления Ф. от 02.06.2014 о предоставлении земельного участка.
Возложить на администрации города Ульяновска обязанность рассмотреть по существу заявление Ф. от 02.06.2014 о предоставлении в аренду земельного участка в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Ф. в возмещение расходов по оплате госпошлины *** руб.
Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ф. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Ульяновска по предоставлению муниципальной услуги, возложении обязанности принять постановление. Требования мотивированы тем, что 06.03.2014 она обратилась к Главе муниципального образования "город Ульяновск" с заявлением о передаче ей в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка ориентировочной площадью 1262 кв. м, расположенного по адресу: город Ульяновск, З*** район, с.К***, ул.З***, между домами *** и ***. 29.04.2014 ей был дан ответ, из которого следовало, что на испрашиваемый земельный участок постановлением администрации города Ульяновска утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по обращению другого заявителя в 2009 году, в связи с чем принять решение о его предоставлении либо его формировании на торги не представляется возможным. Она обратилась в отдел по оформлению прав на землю КУГИГ администрации города Ульяновска, где ей сказали, что постановление Главы города Ульяновска от 09.02.2009 N 910 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. З***, *** в с. К*** З*** района г. Ульяновска на кадастровом плане" юридической силы не имеет и пообещали его отменить.
02.06.2014 она повторно обратилась с заявлением о передаче ей в аренду под индивидуальное жилищное строительство указанного земельного участка. 18.07.2014 ей был дан ответ о том, что в настоящее время администрацией города Ульяновска начата процедура оформления земельного участка по ст. 30.1 ЗК РФ. Вместе с тем из ответа невозможно понять, какая именно процедура, предусмотренная ст. 30.1 ЗК РФ, начала проводиться администрацией города Ульяновска.
26.09.2014 в газете "У*** ***" было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. По имеющимся у Ф. сведениям, иных заявлений на испрашиваемый земельный участок, кроме ее заявления, не поступало.
Следующей процедурой после опубликования информационного сообщения является подготовка и согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, затем подготовка и согласование акта выбора земельного участка для строительства. Однако в нарушение установленных Административным регламентом сроков в течение 65 календарных дней с момента подачи ею заявления ответ по существу администрацией города Ульяновска ей не предоставлен. В связи с этим истец с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска по предоставлению муниципальной услуги и обязать администрацию города Ульяновска принять постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, и акт выбора земельного участка, в течение 14 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Ф. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что суд в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принял решение не по заявленным ею требованиям, изменив тем самым предмет иска.
Процедура действий администрации города по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка изложена в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и утверждения акта выбора земельного участка, утвержденном Постановлением Администрации города Ульяновска от 10.10.2010. N 5552. Отказ в предоставлении указанной услуги возможен только при поступлении возражений на опубликованное информационное сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Информационное сообщение о приеме ее заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка было опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 26.09.2014. До настоящего времени отказа в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка не поступило. На других стадиях рассмотрения ее заявления отказ в предоставлении услуги не предусмотрен. В связи с этим в настоящее время администрация должна совершить последующие действия, предусмотренные Административным регламентом, а именно: подготовить и согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, подготовить и согласовать акт выбора земельного участка для строительства, принять распорядительный акт о предварительном согласовании места размещения объекта. Вся эта процедура занимает по Административному регламенту 13 рабочих дней. Вывод суда о том, что требования о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности принять постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, и акт выбора земельного участка, являются преждевременными, поскольку для этого необходимо проведения всех предшествующих процедур в соответствии Административным регламентом, являются несостоятельными. Отказ в предоставлении муниципальной услуги после истечения 30 дней со дня публикации информационного сообщения не предусмотрен Административным регламентом.
Представитель администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, не представил документы, имеющие важное значение для рассмотрения дела. Суд не воспользовался ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, не признал обязательной явку представителя администрации города Ульяновска в судебное заседание.
При вынесении решения суд ссылался на Административный регламент в недействующей редакции от 28.12.2012.
Суд не разрешил вопрос о возмещении ей расходов по госпошлине.
Суд обязал администрацию города Ульяновска рассмотреть ее заявлению от 02.06.2014 по существу в течение 14 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу. Вместе с тем уже имеется ответ администрации от 18.07.2014 на ее обращение от 02.06.2014.
Решение суда, вынесенное не по существу заявленных требований, способствует затягиванию предоставления ей муниципальной услуги.
В связи с этим заявитель просила отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении ее требований в полном размере.
В судебное заседание не явился представитель администрации города Ульяновска. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 06.03.2014 Ф. обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о передаче ей в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка ориентировочной площадью 1262 кв. м, расположенного по адресу: город Ульяновск, З*** район, с.К***, ул.З***, между домами *** и ***.
На данное заявление истице 29.04.2014 был дан ответ о том, что на испрашиваемый земельный участок постановлением администрации города Ульяновска утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по обращению другого заявителя в 2009 году, в связи с чем принять решение о его предоставлении либо его формировании на торги не представляется возможным. Кроме того, в ответе ей разъяснялось, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства регулируется ст. 30.1 ЗК РФ - без предварительного согласования места размещения объекта (то есть на торгах, аукционах).
02.06.2014 Ф. повторно обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о передаче ей в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка между домами N *** и *** по ул. З*** в с.К*** З*** района города Ульяновска. В указанном заявлении она также просила дать соответствующую публикацию в средствах массовой информации о передаче в аренду испрашиваемого ею земельного участка.
18.07.2014 ей было сообщено, что в настоящее время администрацией города Ульяновска начата процедура оформления земельного участка по ст. 30.1 ЗК РФ. До 01.03.2015 действовала ст. 30.1 ЗК РФ, которая регламентировала порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с данной статьей земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктами 2.1 и 2.4 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса, пунктом 4 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5552 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и утверждению акта выбора земельного участка. До 05.12.2014 (то есть на момент обращения Ф.) действовал Административный регламент в редакции Постановления Администрации города Ульяновска от 28.12.2012 N 5684.
Предметом регулирования настоящего административного регламента является предоставление муниципальной услуги по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и утверждению акта выбора. Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) администрации муниципального образования "город Ульяновск", ее структурных подразделений, а также порядок взаимодействия администрации, ее структурных подразделений с заявителями муниципальной услуги.
Как определено в п. 2.3. данного административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является:
- - принятие постановления администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и акт выбора земельного участка;
- - принятие постановления администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории;
- - отказ в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, указанным в пункте 2.9 настоящего административного регламента.
Согласно п. 2.4. административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги устанавливается в течение 65 календарных дней со дня регистрации заявления в администрации города Ульяновска.
В пункте 3.2. административного регламента определены последовательность и состав выполняемых административных процедур:
1) прием и регистрация заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства, о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение принятого заявления, поступившего, в том числе и в электронной форме и документов (при наличии) специалистами Комитета, осмотр земельного участка (при необходимости);
3) проведение процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями путем направления запросов (в случае, если такое согласование требуется);
4) направление информации для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и акта выбора земельного участка Главе администрации города (при отсутствии оснований для приостановления либо отказа) либо уведомление заявителя о приостановлении либо отказе в предоставлении муниципальной услуги;
5) публикация информационного сообщения в газете и (или) размещение на сайте администрации города Ульяновска о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (при отсутствии оснований для отказа);
6) подготовка и согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
7) подготовка и согласование акта выбора земельного участка для строительства;
8) подготовка и утверждение проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, о предварительном согласовании места размещения объекта (при отсутствии оснований для отказа);
9) выдача постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п. 3.3.6 административного регламента следующей процедурой после опубликования периодическим изданием информационного сообщения является подготовка и согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
После завершения данной процедуры в соответствии с п. 3.3.7 административного регламента следует подготовка и согласование акта выбора земельного участка для строительства.
В соответствии с п. 3.3.9 результатом административной процедуры является принятие постановления администрации с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и акта выбора земельного участка.
Учитывая вышеприведенные положения регламента, а также ст. 30.1 ЗК РФ администрацией города Ульяновска в газете "У*** ***" N *** от 26.09.2014 была опубликована информация о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: город Ульяновск, З*** район, с.К***, ул.З***, между домами N *** и N ***. Ориентировочная площадь участка 1262 кв. м. Срок подачи заявлений - в течение одного месяца после опубликования указанного сообщения.
После публикации в газете вышеуказанного сообщения никакого решения по заявлению Ф. о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: город Ульяновск, З*** район, с.К***, ул.З***, между домами N *** и N ***, администрацией города Ульяновска принято не было. Муниципальная услуга по принятию администрацией города Ульяновска постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и акт выбора земельного участка, оказана Ф. не была. Вместе с тем отсутствует ответ администрации города Ульяновска об отказе в предоставлении Ф. муниципальной услуги по основаниям, указанным в пункте 2.9 административного регламента.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия администрации города Ульяновска по нерассмотрению заявления Ф. от 02.06.2014 о предоставлении ей в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и обязал администрацию города рассмотреть по существу указанное заявление.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Ф. о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности принять постановление о предварительным согласовании места размещения объекта, утверждающее схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и акт выбора земельного участка, являются преждевременными, поскольку для этого необходимо проведение всех предшествующих процедур, регламентированных административным регламентом.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что суд рассмотрел дело не по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
В данном случае суд установил, что никакого решения по заявлению Ф. о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства администрацией города Ульяновска принято не было. В связи с этим суд признал незаконным бездействие администрации города Ульяновска и возложил на администрацию города обязанность рассмотреть заявление Ф. по существу.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения руководствовался недействующей редакцией Административного регламента, не могут быть приняты во внимание.
Последние изменения в Административный регламент были внесены Постановлением Администрации города Ульяновска от 01.12.2014 N 6971. Указанные изменения вступили в силу со дня официального опубликования - опубликовано в газете "У*** ***" - 05.12.2014. Суд руководствовался редакцией Административного регламента, которая действовала на момент обращения Ф. в администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при рассмотрении дела не разрешил вопрос о возмещении ей расходов по госпошлине, не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда. Вопрос о возмещении Ф. расходов по госпошлине разрешен судом путем вынесения 23.03.2015 дополнительного решения.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная юридическая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания: в удовлетворении требований Ф. к администрации города Ульяновска о возложении обязанности принять постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, и акта выбора земельного участка отказать. Суд первой инстанции, признав, что указанные требования заявлены Ф. преждевременно, не изложил свой вывод по существу заявленных требований в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 06 февраля 2015 года с учетом дополнительного решения суда от 23 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания: в удовлетворении требований Ф. к администрации города Ульяновска о возложении обязанности принять постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, и акта выбора земельного участка отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)