Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаова Солтана Мухтаровича (Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, а.Кумыш, ОГРНИП 307091601700122, ИНН 090500937511)
к администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика, г. Карачаевск, ул. Чкалова,1, ОГРН 106091600420, ИНН 0916001475)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаова С.М.: представитель
Биджиев М.С.-М. (по доверенности от 23.01.2014),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаов С.М. (далее по тексту - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - администрация), выразившееся в не рассмотрении в установленный законодательством месячный срок заявлений от 24.01.2014 о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, с кадастровыми номерами 09:09:0010801:0026 и 09:09:0010801:27 и об обязании утвердить и выдать ему схему расположения истребуемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Решением суда от 26.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлениям главы КФХ от 24.01.2014 о предоставлении земельных участков с кадастровыми N N 09:09:0010801:0026, 09:09:0010801:27, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, в аренду для расширения крестьянского фермерского хозяйства, незаконным как несоответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003. Одновременно, суд обязал администрацию в течение 7 дней со дня вступления решения суда по делу в законную силу принять решение и выдать главе КФХ утвержденные схемы расположения истребуемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. Распределены судебные расходы.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
В отзыве на жалобу глава КФХ просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель главы КФХ поддержал доводы отзыва, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.01.2014 глава КФХ обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, с кадастровыми номерами N 09:09:0010801:0026 площадью 312 000 кв. м и N 09:09:0010801:27 площадью 350 000 кв. м для расширения КФХ сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку по указанным заявлениям от 24.01.2014 администрация не осуществила действия, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, по рассмотрению в установленные сроки и порядке, глава КФХ обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки, за исключением земель, изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Названное положение корреспондирует с нормой статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), согласно которой законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Из возможного предмета договора аренды исключены только земельные участки, изъятые из оборота, из чего следует вывод, что все иные земельные участки могут быть переданы в аренду.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Принятие решений по вопросам распоряжения земельными участками, в том числе об утверждении схемы расположения земельного участка, должно проводиться в установленные сроки и в установленной форме.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002 правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003.
Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона N 74-ФЗ, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.
В отличие от общего порядка предоставления в аренду земель, находящихся в публичной собственности, в случае предоставления в аренду земельного участка в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ не требуется опубликование соответствующей информации.
Из материалов дела следует, что 24.01.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаов С.М. обратился в администрацию Карачаевского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, с кадастровыми номерами N 09:09:0010801:0026 площадью 312 000 кв. м и N 09:09:0010801:27 площадью 350 000 кв. м для расширения КФХ сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения. С указанием в заявлениях цели использования земельного участка (для расширения КФХ), срока, испрашиваемого права на предоставляемый земельный участок и его предполагаемое местоположение.
В приложении указан перечень документов, приложенных к заявлению: копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского хозяйства и копия доверенности.
Установленный приведенными нормами закона месячный срок на рассмотрение заявлений главы КФХ от 24.01.2014 истек 24.02.2014. Письма от 04.04.2014 N 333 и N 334 направлены по истечении указанного срока, в период рассмотрения заявленных требований по делу N А25-420/2014.
Следовательно, глава КФХ обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков как лицо, изъявившее желание расширить крестьянское (фермерское) хозяйство. В отсутствие обстоятельств, препятствовавших предоставлению земельных участков в аренду, администрация обязана была осуществить предусмотренную статьей 12 Закона N 74-ФЗ процедуру, инициированную заявителем.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в том числе заявления главы КФХ и приложенные к ним документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении последним установленного статьей 12 Закона N 74-ФЗ порядка, в том числе в части указания цели использования земельных участков, испрашиваемого права на землю, срока аренды, размеров земельных участков и предполагаемого их местоположения.
Однако, доказательства рассмотрения указанных заявлений в установленный законом срок, предоставления соответствующего письменного ответа главе КФХ администрацией в материалы дела не представлены.
Поскольку администрация в установленные сроки не рассмотрела соответствующие заявления, доказательства, подтверждающие обстоятельства, исключающие такую возможность, в деле отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным. Уклонение заинтересованного лица от реализации обращения нарушает права заявителя на получение в установленные сроки решения по вопросу о предоставлении участков на соответствующем праве.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 указанной статьи в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы жалобы о нарушении статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допускающей одновременного изменения предмета и основания иска, в результате чего судом неправомерно рассмотрены новые требования заявителя о возложении на администрацию обязанности утвердить и выдать главе КФХ схему расположения истребуемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Основание иска представляет собой фактические обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение заявленного требования. Изменение основания иска представляет собой замену фактов, положенных в основу первоначального иска, новыми фактами. Изменение предмета иска - замена истцом указанного им материально-правового требования иным, основанием которого остаются первоначально заявленные фактические обстоятельства.
В силу положений статьи 1, 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель вправе самостоятельно выбрать способ защиты своих гражданских прав.
Возложение арбитражным судом на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не противоречит части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2014 ПО ДЕЛУ N А25-420/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу N А25-420/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаова Солтана Мухтаровича (Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, а.Кумыш, ОГРНИП 307091601700122, ИНН 090500937511)
к администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика, г. Карачаевск, ул. Чкалова,1, ОГРН 106091600420, ИНН 0916001475)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаова С.М.: представитель
Биджиев М.С.-М. (по доверенности от 23.01.2014),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаов С.М. (далее по тексту - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - администрация), выразившееся в не рассмотрении в установленный законодательством месячный срок заявлений от 24.01.2014 о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, с кадастровыми номерами 09:09:0010801:0026 и 09:09:0010801:27 и об обязании утвердить и выдать ему схему расположения истребуемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Решением суда от 26.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлениям главы КФХ от 24.01.2014 о предоставлении земельных участков с кадастровыми N N 09:09:0010801:0026, 09:09:0010801:27, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, в аренду для расширения крестьянского фермерского хозяйства, незаконным как несоответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003. Одновременно, суд обязал администрацию в течение 7 дней со дня вступления решения суда по делу в законную силу принять решение и выдать главе КФХ утвержденные схемы расположения истребуемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. Распределены судебные расходы.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
В отзыве на жалобу глава КФХ просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель главы КФХ поддержал доводы отзыва, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.01.2014 глава КФХ обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, с кадастровыми номерами N 09:09:0010801:0026 площадью 312 000 кв. м и N 09:09:0010801:27 площадью 350 000 кв. м для расширения КФХ сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку по указанным заявлениям от 24.01.2014 администрация не осуществила действия, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, по рассмотрению в установленные сроки и порядке, глава КФХ обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки, за исключением земель, изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Названное положение корреспондирует с нормой статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), согласно которой законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Из возможного предмета договора аренды исключены только земельные участки, изъятые из оборота, из чего следует вывод, что все иные земельные участки могут быть переданы в аренду.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Принятие решений по вопросам распоряжения земельными участками, в том числе об утверждении схемы расположения земельного участка, должно проводиться в установленные сроки и в установленной форме.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002 правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003.
Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона N 74-ФЗ, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.
В отличие от общего порядка предоставления в аренду земель, находящихся в публичной собственности, в случае предоставления в аренду земельного участка в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ не требуется опубликование соответствующей информации.
Из материалов дела следует, что 24.01.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаов С.М. обратился в администрацию Карачаевского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, с кадастровыми номерами N 09:09:0010801:0026 площадью 312 000 кв. м и N 09:09:0010801:27 площадью 350 000 кв. м для расширения КФХ сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения. С указанием в заявлениях цели использования земельного участка (для расширения КФХ), срока, испрашиваемого права на предоставляемый земельный участок и его предполагаемое местоположение.
В приложении указан перечень документов, приложенных к заявлению: копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского хозяйства и копия доверенности.
Установленный приведенными нормами закона месячный срок на рассмотрение заявлений главы КФХ от 24.01.2014 истек 24.02.2014. Письма от 04.04.2014 N 333 и N 334 направлены по истечении указанного срока, в период рассмотрения заявленных требований по делу N А25-420/2014.
Следовательно, глава КФХ обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков как лицо, изъявившее желание расширить крестьянское (фермерское) хозяйство. В отсутствие обстоятельств, препятствовавших предоставлению земельных участков в аренду, администрация обязана была осуществить предусмотренную статьей 12 Закона N 74-ФЗ процедуру, инициированную заявителем.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в том числе заявления главы КФХ и приложенные к ним документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении последним установленного статьей 12 Закона N 74-ФЗ порядка, в том числе в части указания цели использования земельных участков, испрашиваемого права на землю, срока аренды, размеров земельных участков и предполагаемого их местоположения.
Однако, доказательства рассмотрения указанных заявлений в установленный законом срок, предоставления соответствующего письменного ответа главе КФХ администрацией в материалы дела не представлены.
Поскольку администрация в установленные сроки не рассмотрела соответствующие заявления, доказательства, подтверждающие обстоятельства, исключающие такую возможность, в деле отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным. Уклонение заинтересованного лица от реализации обращения нарушает права заявителя на получение в установленные сроки решения по вопросу о предоставлении участков на соответствующем праве.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 указанной статьи в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы жалобы о нарушении статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допускающей одновременного изменения предмета и основания иска, в результате чего судом неправомерно рассмотрены новые требования заявителя о возложении на администрацию обязанности утвердить и выдать главе КФХ схему расположения истребуемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Основание иска представляет собой фактические обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение заявленного требования. Изменение основания иска представляет собой замену фактов, положенных в основу первоначального иска, новыми фактами. Изменение предмета иска - замена истцом указанного им материально-правового требования иным, основанием которого остаются первоначально заявленные фактические обстоятельства.
В силу положений статьи 1, 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель вправе самостоятельно выбрать способ защиты своих гражданских прав.
Возложение арбитражным судом на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не противоречит части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)