Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 14.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11414/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с несоответствием участка предельным допустимым размерам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2015 г. по делу N 33-11414/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.
судей Нурисламовой Э.Р., Якуповой Н.Н.,
при секретаре А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 мая 2015 года, которым постановлено:
заявление М. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды земельного участка удовлетворить.
Признать отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от дата незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда заключить с М. договор аренды земельного участка с кадастровым номером N..., с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: адрес.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды земельного участка. В обоснование своих требований указал, что 26 сентября 2014 г. он обратился в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация ГО г. Уфа РБ) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер N... для ведения личного подсобного хозяйства.
Письмом N... от 19.11.2014 г. Управление по земельным ресурсам, функциональный орган ответчика сообщил истцу, что предоставление земельного участка невозможно, так как согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от дата г., испрашиваемый земельный участок находится в жилой зоне территориального назначения с индексом "Ж-1" для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон.
М. просил суд признать отказ Администрации ГО г. Уфа РБ, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации ГО адрес РБ N... от 19.11.2014 г. незаконным и обязать Администрации ГО г. Уфа РБ в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером N..., по адресу: адрес для ведения личного подсобного хозяйства.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Администрации ГО г. Уфа РБ Л. просит его отменить, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок имеет площадь 1 670 кв. м, что не соответствует предельным допустимым размерам участка для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем представление его в аренду не предоставляется возможным. Также в апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом при рассмотрении спора нарушено правило исключительной подсудности, - вынесено решение об обязании заключить договора аренды на земельный участок, расположенный в Кировском районе г. Уфы Республики Башкортостан.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оснований выходить за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не усматривает.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителя М. - А.М., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из кадастрового паспорта земельного участка N... от дата следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок, расположенный по адресу: адрес, поставлен на кадастровый учет дата за номером N..., имеет площадь... кв. м, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, территориальная зона: Жилая зона Ж-1". Сведения об обременениях не указаны.
26.09.2014 г. М. обратился в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N..., по адресу: адрес для ведения личного подсобного хозяйства.
Письмом Управления по земельным ресурсам М. отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду с указанием на то, что Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ, утвержденных решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан N... от 22.08.2008 г., испрашиваемый земельный участок находится в жилой зоне территориального назначения с индексом "Ж-1", предназначенной для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон. Учитывая, что вышеуказанный земельный участок имеет площадь... кв. м, что не соответствует предельным допустимым размерам участка для ведения личного подсобного хозяйства, предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что обстоятельство, на которое ссылался Управление по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа РБ, отказывая заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не предусмотрено положениями земельного законодательства в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте, в связи с чем исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя и на момент вынесения отказа), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя и на момент вынесения отказа) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя и на момент вынесения отказа) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя и на момент вынесения отказа) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя и на момент вынесения отказа) договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011 г.) "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного федерального закона размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно Постановлению Правительства РБ от 18.12.2014 г. N 604 "О республиканских нормативах градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности граждан по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 4.4.1).
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за границами поселений (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением нормативов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил (п. 4.4.2).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (п. 4.4.3).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя и на момент вынесения отказа) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 33 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя и на момент вынесения отказа) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 29.12.2014 г.) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, вышеуказанными правовыми актами предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, не установлены.
Основанием отказа в предоставлении истцу земельного участка в аренду послужило Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 (ред. от 20.03.2013 г.) "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан", которым установлены предельные размеры земельного участка: Назначение жилых зон - зона Ж-1: для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон.
Суд первой инстанции, исходя из приведенных выше правовых норм пришел к правильному выводу о том, что несоответствие площади данного участка минимальному размеру, установленному Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 г. N 7/4 для ведения личного подсобного хозяйства, не может являться основанием для отказа в предоставлении данного земельного участка в аренду, поскольку из вышеприведенных норм права следует, что они предусматривают установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, в случае предоставления данных земельных участков в собственность, а не в аренду.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Каких-либо иных доказательств наличия обстоятельств, на основании которых в соответствии с федеральным законом испрашиваемый земельный участок не может предоставляться в аренду Администрацией городского округа г. Уфа РБ суду не представлено.
Кроме того, как видно из дела, спорный земельный участок с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства" был сформирован и поставлен на кадастровый учет дата г., то есть до принятия Решения Совета городского округа город Уфа РБ от 22.08.2008 г. N 7/4.
В силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом доказательств того, что земельный участок ограничен в обороте и его использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Администрацией ГО г. Уфа также представлено не было.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, передача в аренду которых запрещена, в связи с чем, отсутствуют правовые основания к отказу в передаче истцу в аренду испрашиваемого земельного участка.
Доводы жалобы о нарушении судом правил исключительной подсудности, установленных ст. 30 ГПК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о подсудности данного спора был предметом рассмотрения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан. Апелляционным определением от 07 апреля 2015 года определение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года о возврате искового заявления М. к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании заключить договор аренды земельного участка, отменено, материал направлен в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии искового заявления к производству.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются доказательствами, которым суд дал оценку в соответствии с требованием ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит, в силу чего в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ решение суда в остальной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось. В данном случае апелляционная инстанция связана с доводами жалобы, иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,

определила:

решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.А.БАТРШИНА

Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
Н.Н.ЯКУПОВА

Справка: судья Зубаирова С.С.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)