Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2014 N 10АП-11295/2014 ПО ДЕЛУ N А41-17353/14

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. по делу N А41-17353/14


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области: Пономарева М.И., по доверенности от 18.11.2014 N 2944;
- от Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области: не явились, извещены;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: не явились, извещены;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: Потеряева Ю.М., по доверенности от 14.08.2014 N 91/Д;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Щипова А.Д., по доверенности от 03.07.2014 N 26Дов-246;
- от Федерального агентства лесного хозяйства: Фролова А.А., по доверенности от 07.11.2014 N ИВ-03-28/13161,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2014 года по делу N А41-17353/14, принятое судьей Кулматова Т.Ш., по исковому заявлению Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области, Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, признании отсутствующим возникшего в силу закона права собственности Российской Федерации на земельный участок,

установил:

Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области и Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ, ответчик) с заявленными требованиями:
1. Обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:97230, указав в качестве его категории категорию "земли населенных пунктов".
2. Признать отсутствующим возникшее в силу закона право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:97230.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2014 года в удовлетворении требований Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области и Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области направила в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционной жалобы.
Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было принято решение о постановке на кадастровый учет земельного участка, сформированного по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Виноградовское лесничество, Малаховское участковое лесничество, квартал 56, площадью 28630 кв. метров. Участок поставлен на кадастровый учет на основании представленного межевого плана с приложением акта согласования границ участка. Участку была присвоена категория земель "земли лесного фонда", категория защитности - лесопарковые зоны, и кадастровый номер 50:22:0000000:97230. Муниципальные образования - Люберецкий район и пос. Красково Люберецкого района, полагая, что данный участок сформирован в границах населенного пункта, обратились в арбитражный суд с заявленными требованиями. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требований удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В силу п. 52 разъяснений, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (п. п. 58, 59).
Таким образом, обращаясь с иском о признании права, истец должен доказать те основания, по которым он считает, что имущество не может принадлежать другому лицу, а также необходим сам факт регистрации прав за ответчиком.
В силу ч. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (ст. 7 ЛК РФ).
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 ЛК РФ).
Согласно ст. ст. 67, 68.1, 92 ЛК РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях установления предусмотренных статьей 23 ЛК РФ основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков. При проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети. Проектирование участковых лесничеств, квартальной сети осуществляется с учетом установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов площади участковых лесничеств, лесных кварталов.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (ч. 3 ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Исходя из статей 3, 5, 6, 51 ЛК РФ лес является природным ресурсом, располагается на землях лесного фонда и землях иных категорий, подлежит защите и охране. Отношения по использованию леса могут быть урегулированы лесным законодательством, а в части оборота лесных участков и лесных насаждений также земельным законодательством, другими федеральными законами. Участником таких отношений может быть Российская Федерация в лице уполномоченных органов исполнительной власти.
Земельное законодательство (пункт 1 статьи 101 ЗК РФ) относит к землям лесного фонда лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Также в силу статьи 8 ЗК РФ допускается перевод таких земель в земли населенных пунктов путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности.
В своей апелляционной жалобе истец указывает на отнесение данного участка к землям населенного пункта (пос. Красково Люберецкого района) утвержденным в 2012 году Генеральным планом.
По мнению истцов, спорный участок был сформирован после утверждения градостроительного плана населенного пункта пос. Красково, следовательно, его формирование и постановка на учет незаконны и нарушают права и интересы истцов и населения поселка.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа (ч. 5 ст. 18 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
Согласно ст. 24 ГрК РФ Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (ч. 1 ст. 25 ГрК РФ).
Согласно п. 5.4.2 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий.
Судом установлено, что решением совета депутатов Люберецкого района Московской области от 25.12.2012 был утвержден Генеральный план муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области (л.д. 36).
Пунктом 3.8.7 Генплана установлено, что Генпланом предлагается увеличение границ земель населенного пункта п. Красково, в том числе за счет земель лесного фонда РФ, включая квартал N 56 (2,0 га) Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества (лесопарковая зона); также отмечено, что рекреационные нагрузки на данную зону еще невелики, но будут увеличиваться в результате строительства новых жилых микрорайонов (л.д. 73 - 74).
Таким образом, из Генерального плана следует, что в него был включен пункт о присоединении земель лесного фонда к землям населенного пункта пос. Красково.
Между тем, в силу вышеприведенных норм земельного, лесного законодательства не предусмотрена возможность простого отнесения земель, на которых расположены леса, к землям населенного пункта, необходимо выполнение специального порядка, получение согласований.
Из Генерального плана не следует, что он был в установленном порядке согласован с уполномоченными органами, в том числе с Рослесхозом.
При этом, согласно представленному Рослесхозом письму от 04.03.2013, Рослесхоз отказался согласовать Генплан г.п. Красково, указав, что не представлены необходимые документы и пояснения, в т.ч. перечень участков земель лесного фонда с указанием местоположения, целевого назначения лесов и категорий защитных лесов, не обоснована площадь лесных участков; отсутствуют материалы по обоснованию в текстовой форме.
С учетом изложенного, суд полагает, что земли лесного фонда, в т.ч. спорный участок в квартале N 56, были включены в Генплан неправомерно, без получения соответствующих согласований.
Кроме того, из материалов дела, в том числе, кадастрового паспорта на спорный земельный участок, следует, что участок является участком лесного фонда, но из документов не усматривается факт регистрации участка за Российской Федерации.
При данных обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у истцов отсутствует право на обращение с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 50:22:0000000:97230.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ).
В силу ч. 10 ст. 38 Закона N 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Спорный земельный участок лесного фонда был сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с законом. Материалы о формировании участка публиковались муниципальной газете "Люберецкая панорама" за N 19 (387) от 24 мая 2012 года, был составлен Акт согласования места расположения границы земельного участка, из которого следует, что правообладатели смежных земельных участков и иные заинтересованные лица на согласование не явились, следовательно, местоположение границ считается согласованным. Данные материалы содержатся в кадастровом деле на земельный участок с КН 50:22:0000000:97230. Решение ФГБУ "ФКП Росреестра" о постановке данного участка на кадастровый учет как участка лесного фонда не обжаловалось.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2014 года по делу N А41-17353/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)