Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8516/2014) Гареева Рустама Ринатовича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2014 по делу N А81-6253/2013 (судья Чорноба В.В.), принятое по исковому заявлению Гареева Рустама Ринатовича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об обязании определить кадастровую стоимость земельного участка и внесении ее в государственный кадастр недвижимости,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Гареева Рустама Ринатовича - лично (по паспорту);
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
Гареев Рустам Ринатович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик) по Ямало-Ненецкому автономному округу об обязании определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 89:12:111103:0009 с применением удельного показателя кадастровой стоимости девятого вида разрешенного использования и внесении ее в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2009.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2014 по делу N А81-6253/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Гареев Рустам Ринатович обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истец указал на то, что из-за ошибки ответчика для него возникли неблагоприятные последствия, такие как обязанность по оплате неверно рассчитанного налога, ущемляющие его права.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Гареева Рустама Ринатовича - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу и Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Гареев Рустам Ринатович является собственником земельного участка с кадастровым номером 89:12:111103:0009, имеющий адресные ориентиры: г. Ноябрьск, Промзона, панель N 4, проезд 8, принадлежит истцу на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права N 72 НК 619346 от 04.12.2007.
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.06.2008 N 280-А были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов ЯНАО и направлены ответчику для их внесения в государственный земельный кадастр. Согласно кадастровой выписке от 05.03.2010 земельный участок с кадастровым номером 89:12:111103:0009 отнесен к пятому виду разрешенного использования.
Полагая, что земельный участок должен быть отнесен к девятому виду разрешенного использования, истец обратился к ответчику с заявлением об изменении сведений в государственном кадастре недвижимости. Получив отказ, истец вынужден был обратиться в суд с заявленным требованием.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений статьи 389 НК РФ.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, установлен в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.06.2008 N 280-А утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов ЯНАО и направлены ответчику для их учета при определении сведений, которые надлежало внести в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, судам при рассмотрении споров, связанных с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, следует учитывать, что такие споры затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому они подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Исходя из анализа данной правовой позиции и определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в совокупности, следует, что установление судом вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть, в том числе сведения о новом виде разрешенного использования и о новой кадастровой стоимости (установленной судом исходя из вида разрешенного использования земельного участка).
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.06.2008 N 280-А были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов ЯНАО.
Между тем истец настаивает на определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Отклоняя исковые требования об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
То обстоятельство, что стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости (правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11).
Таким образом, исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, стоимость в данном случае распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу. В силу норм действующего законодательства новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату не предусматривается.
В данном случае истец просит обязать ответчика внести сведения в государственный кадастр недвижимости относительно изменения кадастровой стоимости земельного участка установленные с 01.01.2009, а не с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обстоятельства дела судом исследованы полно и всесторонне, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Гареева Рустама Ринатовича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2014 по делу N А81-6253/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2014 N 08АП-8516/2014 ПО ДЕЛУ N А81-6253/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. N 08АП-8516/2014
Дело N А81-6253/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8516/2014) Гареева Рустама Ринатовича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2014 по делу N А81-6253/2013 (судья Чорноба В.В.), принятое по исковому заявлению Гареева Рустама Ринатовича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об обязании определить кадастровую стоимость земельного участка и внесении ее в государственный кадастр недвижимости,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Гареева Рустама Ринатовича - лично (по паспорту);
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
Гареев Рустам Ринатович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик) по Ямало-Ненецкому автономному округу об обязании определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 89:12:111103:0009 с применением удельного показателя кадастровой стоимости девятого вида разрешенного использования и внесении ее в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2009.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2014 по делу N А81-6253/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Гареев Рустам Ринатович обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истец указал на то, что из-за ошибки ответчика для него возникли неблагоприятные последствия, такие как обязанность по оплате неверно рассчитанного налога, ущемляющие его права.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Гареева Рустама Ринатовича - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу и Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Гареев Рустам Ринатович является собственником земельного участка с кадастровым номером 89:12:111103:0009, имеющий адресные ориентиры: г. Ноябрьск, Промзона, панель N 4, проезд 8, принадлежит истцу на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права N 72 НК 619346 от 04.12.2007.
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.06.2008 N 280-А были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов ЯНАО и направлены ответчику для их внесения в государственный земельный кадастр. Согласно кадастровой выписке от 05.03.2010 земельный участок с кадастровым номером 89:12:111103:0009 отнесен к пятому виду разрешенного использования.
Полагая, что земельный участок должен быть отнесен к девятому виду разрешенного использования, истец обратился к ответчику с заявлением об изменении сведений в государственном кадастре недвижимости. Получив отказ, истец вынужден был обратиться в суд с заявленным требованием.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений статьи 389 НК РФ.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, установлен в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.06.2008 N 280-А утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов ЯНАО и направлены ответчику для их учета при определении сведений, которые надлежало внести в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, судам при рассмотрении споров, связанных с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, следует учитывать, что такие споры затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому они подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Исходя из анализа данной правовой позиции и определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в совокупности, следует, что установление судом вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть, в том числе сведения о новом виде разрешенного использования и о новой кадастровой стоимости (установленной судом исходя из вида разрешенного использования земельного участка).
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.06.2008 N 280-А были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов ЯНАО.
Между тем истец настаивает на определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Отклоняя исковые требования об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
То обстоятельство, что стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости (правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11).
Таким образом, исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, стоимость в данном случае распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу. В силу норм действующего законодательства новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату не предусматривается.
В данном случае истец просит обязать ответчика внести сведения в государственный кадастр недвижимости относительно изменения кадастровой стоимости земельного участка установленные с 01.01.2009, а не с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обстоятельства дела судом исследованы полно и всесторонне, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Гареева Рустама Ринатовича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2014 по делу N А81-6253/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)