Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2014 N 18АП-13947/2013 ПО ДЕЛУ N А07-15281/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. N 18АП-13947/2013

Дело N А07-15281/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2013 по делу А07-15281/2012 (судья Айбасов Р.М.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Лукоморье" - Соколов И.В. (доверенность от 13.01.2014 N 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Лукоморье" (далее -заявитель, ООО "Лукоморье", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность ООО "Лукоморье" земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Михайловка, ул. Садовая, д. 35 с кадастровым номером 02647:110701:0118, площадью 482860 кв. м; обязании Администрации принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02647:110701:0118, площадью 482860 кв. м в собственность ООО "Лукоморье", подготовить и направить ООО "Лукоморье" проект договора купли-продажи указанного земельного участка в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу (требования изложены с учетом уточнения их предмета заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - Кадастровая палата).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ) и открытое акционерное общество акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - ОАО АНК "Башнефть").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2013 (резолютивная часть оглашена 24.10.2013) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, несоответствующим статье 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" бездействие Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лукоморье" (ИНН 024500155) земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, общей площадью 482 860 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, сельский совет Михайловский в собственность за плату; обязал Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение путем принятия в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, общей площадью 482 860 кв. м в собственность ООО "Лукоморье" и направления в течение десяти дней со дня принятия такого решения в адрес ООО "Лукоморье" проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, общей площадью 482 860 кв. м.
С принятым решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о нарушении прав ООО "Лукоморье", которое не является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118. Названое утверждение мотивировано наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированном обременении земельного участка арендой в пользу ООО "Лукоморье" (ИНН 0277043815), отличного от ИНН заявителя по настоящему делу (024500155).
Со ссылкой на сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об основном виде деятельности - физкультурно-оздоровительная деятельность, а также отсутствие представленных заявителем доказательств, полагает, что общество не является сельскохозяйственным производителем.
Указывает на отсутствие непрерывного использования заявителем земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение трехлетнего срока, поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 был снят с кадастрового учета и восстановлен решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2013 по делу N А07-23340/2012.
Кроме того, приобретению земельного участка в собственность препятствует нахождение в пределах земельного участка береговой линии и прибрежной полосы водного объекта, а также линейного сооружения ОАО АНК "Башнефть"; несоответствие площади земельного участка указанной в заявлении о приобретении земельного участка в собственность и в уточненном заявлении по настоящему делу. При наличии ответов Администрации на обращения общества о выкупе земельного участка полагает отсутствующим бездействие, которое может быть оспорено в арбитражном суде.
Полагает, что требования заявителя нарушают предусмотренный законом порядок преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации.
К дате судебного заседания от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик и третьи лица не явились.
В отсутствии возражений со стороны представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Лукоморье" поддержал доводы представленного отзыва, высказал возражения относительно доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного заседания по ходатайству представителя ООО "Лукоморье" к материалам дела приобщены дополнительные доказательства: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.11.2013 и сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:47:110701:118 по состоянию на 04.04.2013, представленные для обоснования возражений на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Михайловский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан от 23.09.2004 N 199 ООО "Лукоморье" был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный в границах землепользования совхоза "Уфимский" Уфимского района Республики Башкортостан, для сельскохозяйственного производства на 25 лет. На основании указанного постановления, 29.10.2004 между Уфимским районным комитетом по управлению собственностью и ООО "Лукоморье" заключен договор аренды N 116-мих находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, расположенного по адресу: Уфимский район, Михайловский сельсовет, в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 483000 кв. м, в том числе пашня 8,5 га, пастбища 13,9 га, сенокосы 16,5 га, кустарники - 0,2 га, болота - 1.8 га, лесов - 7,4 га (л. д. 11-13, т. 1).
Срок действия договора установлен с 23 сентября 2004 года по 22 сентября 2029 года (пункт 2.1 договора).
Договор зарегистрирован в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан 29.10.2004, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2013 (л. д. 26, т. 1, л.д. 47 т. 4).
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 поставлен на государственный кадастровый учет 15.12.2004. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка он отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства (л. д. 14, т. 1).
Из сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2013 усматривается, что государственная регистрация права собственности, в том числе субъекта Российской Федерации Республики Башкортостан, на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 не производилась (л. д. 47, т. 4).
28 ноября 2011 года ООО "Лукоморье" обратилось в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 483000 кв. м в собственность за плату (л.д. 69 т. 1).
Письмом N 26-19-2977 от 23.12.2011 Администрация сообщила обществу, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не утвержден перечень документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка, в этой связи рассмотрение вопроса о приобретении земельного участка в собственность возможно только после утверждения данного перечня (л.д. 70 т. 1).
25.04.2012 письмом N 14 ООО "Лукоморье" повторно обратилось в Администрацию с просьбой разрешить выкуп земельного участка.
Письмом от 22.06.2012 N 2785 Администрация, сославшись на постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", уведомило заявителя о том, что совместно с Управлением сельского хозяйства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на испрашиваемый земельный участок будет осуществлен выезд в целях проверки его использования по целевому назначению. Также в письме указано, что вопрос выкупа спорного земельного участка будет рассматриваться после подтверждения использования земельного участка по его целевому назначению (л.д. 72 т. 1).
Иных сведений о рассмотрении обращения ООО "Лукоморье" материалы дела не содержат.
Ссылаясь на несоответствующее статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") бездействие Администрации по рассмотрению обращения общества о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил наличие у общества права на приобретение в собственность арендуемого земельного участка на основании пункта 4 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Заявителем оспорено бездействие Администрации в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятия "бездействие" и применимость положений пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006 N 335-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
В силу пункта 2 статьи 25 указанного закона, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Башкортостан или орган местного самоуправления в пределах их компетенции.
По заявлению общества, в указанный срок Администрацией не было принято решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность. Названное свидетельствует о бездействии Администрации, несмотря на направление в адрес общества писем о последующем рассмотрении вопроса, о чем судом первой инстанции сделаны правильные выводы.
Пунктом 3 статьи 1 Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Из пункта 7 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Довод апеллянта о том, что ООО "Лукоморье" не является сельскохозяйственной организацией, не использует спорный земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции подлежит отклонению.
По условиям договора аренды N 116-мих от 29.10.2004, заключенного между Уфимским районным комитетом по управлению собственностью и ООО "Лукоморье", земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 предоставлен в аренду обществу для сельскохозяйственного производства.
Использование ООО "Лукоморье" земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием не выявлено. Как видно из представленного в материалы дела протокола осмотра территории от 25.06.2009 Государственного земельного контроля Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а также акта проверки соблюдения земельного законодательства N 971 от 25.06.2009 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, при проведении внеплановой выездной проверки нарушений земельного законодательства по использованию земель сельскохозяйственного назначения не выявлено (л.д. 74-75 т. 1).
Ссылка Администрации на виды деятельности общества, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц не может быть отождествлена с фактической деятельностью ООО "Лукоморье".
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший. Названное исключает обоснованность утверждения Администрации о необходимости предоставления соответствующих доказательств заявителем.
Также необоснованным следует признать утверждение апеллянта о том, что ООО "Лукоморье", которое не является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, мотивированное наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированном обременении земельного участка арендой в пользу ООО "Лукоморье" (ИНН 0277043815), отличного от ИНН заявителя по настоящему делу (024500155).
Как следует из содержания договора аренды N 116-мих от 29.10.2004 (л.д. 13 т. 1), стороной по нему является ООО "Лукоморье" имеющее ИНН 024500155. Именно этим юридическим лицом исполнялся договор аренды, о чем свидетельствует внесение арендной платы с 2005 по 2012 год (платежные поручения на л.д. 36-62 т. 1), а также подано заявление о приобретении земельного участка в собственность (л.д. 69,71 т. 1).
При таких обстоятельствах, с учетом осуществления государственной регистрации вышеназванного договора аренды N 116-мих от 29.10.2004 путем проставления соответствующего штампа (л.д. 26 т. 1), само по себе указание в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о государственной регистрации обременения в пользу ООО "Лукоморье" с ИНН 0277043815 (л.д. 47 т. 4) не может свидетельствовать об отсутствии арендных отношений с заявителем по настоящему делу.
При этом, судебной коллегией учтено, что выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок по состоянию на 06.11.2013 подтвержден осуществление государственной регистрации обременения в пользу ООО "Лукоморье" (ИНН 024500155) (л.д. 33 т. 5).
Признак непрерывного использования заявителем земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение трехлетнего срока, по причине снятия земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 с кадастрового учета, не является утраченным.
Вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2013 по делу N А07-23340/2012 по заявлению ООО "Лукоморье" признаны незаконными действия органа кадастрового учета по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 482 860 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с.Михайловка, ул. Садовая, д. 35, с возложением обязанности восстановить на государственном кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 482 860 кв. м.
Действительно, принятие решения о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 в качестве объекта права ведет к утрате индивидуализирующих характеристик земельного участка. Однако названное, с учетом установленной судебным актом незаконности действий органа кадастрового учета, не означает прекращения использования земельного участка обществом.
Кроме того, изменение учетных записей в системе государственного кадастра, само по себе не исключает существование земельного участка, а значит и возможности его использования арендатором.
Несоответствие площади земельного участка указанной в заявлении о приобретении земельного участка в собственность и в уточненном заявлении по настоящему делу, также не может служить препятствием для приобретения земельного участка в собственность общества, поскольку из имеющихся в деле доказательств усматривается, что в ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка была выявлена кадастровая ошибка в определении фактического местоположения границ земельного участка, произошедшая в результате некорректной оцифровки координат межевых знаков неогороженного земельного участка.
Выявленная кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости была устранена, по результатам чего в 2011 году была уточнена площадь земельного участка: согласно кадастровому паспорту земельного участка N 02/11/1-293070 от 10.11.2011 вместо площади земельного участка 483 000 кв. м земельный участок имеет площадь 482 860 кв. м (л.д. 85 т. 1).
При оценке доводов Администрации о том, что приобретению земельного участка в собственность препятствует нахождение в пределах земельного участка береговой линии и прибрежной полосы водного объекта, а также линейного сооружения ОАО АНК "Башнефть" судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пунктом 8 той же статьи запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В силу статей 5, 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Однако, в рассматриваемом случае произведенная индивидуализация земельного участка путем определения его границ и местоположения не позволяет установить включение береговой полосы водного объекта в общую площадь испрашиваемого обществом в собственность земельного участка. Сведений о таких зонах с особыми условиями использования кадастровый паспорт земельного участка не содержит.
Подготовленный муниципальным унитарным предприятием "Агентство землеустройства и архитектуры Уфимского района" ситуационный план с совмещенным расположением земельного участка, водного объекта, береговой линии и прибрежной полосы (л.д. 97 т. 4) подлежит оценке в качестве принципиальной схемы, в отсутствие сведений о масштабе и данных координат, позволяющих достоверно определить расстояние удаленности границ земельного участка от водного объекта. Кроме того, из схемы усматривается возможность доступа к водному объекту с южной стороны.
При таких обстоятельствах условий для применения положений пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которой не подлежат приватизации земельные участки в составе земель общего пользования (включая водные объекты и пляжи), в нарушение положений статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрацией не доказано.
Включение в площадь земельного участка охранных зон линейного сооружения ОАО АНК "Башнефть" применительно к подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации также не ограничивает оборотоспособность земельного участка. В порядке пункта 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, которые включены в состав охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Также арбитражным судом апелляционной инстанции не принимается довод подателя жалобы о нарушении преимущественного права муниципального образования и Республики Башкортостан на покупку земельного участка.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на наличии преимущественного права субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (пункты 1 и 2 статьи 8 названного Закона).
Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений".
Изложенные положения статей 1 и 8 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" имеют цель урегулировать отношения, связанные с куплей-продажей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также сохранение земель сельскохозяйственного назначения в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований. Основной смысл пункта 1 статьи 8 состоит в том, что субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления имеют преимущественное право покупки продаваемого земельного участка при общих правилах продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, к правоотношениям сторон по настоящему делу должна быть применена специальная норма пункта 4 статьи 10 названного Закона, которой предусмотрено исключительное право арендатора на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при соблюдении указанных в ней условий.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ей взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2013 по делу А07-15281/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)