Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-13214/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. по делу N А55-13214/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 13 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 октября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Екатеринина И.И., доверенность от 26.12.2013 года,
от общества с ограниченной ответственностью "Глобал" - представителя Сидоровой Т.В., доверенность от 07.05.2014 года N 24,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2014 года по делу N А55-13214/2014 (судья Холодкова Ю.Е.),
принятому по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобал", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Глобал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик), о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0389/11 от 21.04.2014 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, рядом с домом N 175 площадью 80 кв. м под установку временного павильона "Автомойка" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно пункту 2.4 Порядка в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
Руководствуясь названной нормой, по поручению министерств государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" был осуществлен осмотр спорного земельного участка, в ходе которого установлено, что земельный участок расположен на озелененной территории, на участке есть дерево, о чем имеется запись в акте осмотра земельного участка от 23.07.2013 N 1035.
Пунктом 10 главы 25 Правил благоустройства наложен категорический запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Исходя из изложенного, податель жалобы считает, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения норм действующего законодательства, а действия совершены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и Порядка, поскольку на момент принятия министерством оспариваемого решения испрашиваемый земельный участок не прошел процедуру государственного кадастрового учета.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Глобал" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Антала" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, рядом с домом N 175 площадью 80 кв. м под установку временного павильона "Автомойка".
Сообщением N 12-1/0389/11-а от 19.10.2011 в предоставлении испрашиваемого земельного участка министерством отказано из-за наличия газона на испрашиваемом земельном участке.
ООО "Антала" реорганизовано в форме присоединения к ООО "Глобал".
Решение N 12-1/0389/11-а от 19.10.2011 признано незаконным Арбитражным судом Самарской области (судебный акт по делу N А55-2735/2012), суд обязал Министерство имущественных отношения Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Глобал".
Во исполнение указанного судебного акта Министерство имущественных отношений Самарской области приняло решение N 12-1/0389/11 от 21.04.2014 года об отказе в предоставлении спорного участка.
В качестве основания, изложенного в отказе, указано, что испрашиваемый участок расположен на озелененной территории, размещение на испрашиваемом участке временного павильона является нарушением п. 2 Главы 26, п. 10 главы 27 "Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара", утвержденных Постановлением Главы городского округа N 404 от 10.06.2008 года.
Полагая, что решение министерства N 12-1/0389/11 от 21.04.2014 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ООО "Глобал" обратилось в арбитражный суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- -обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
В соответствии с п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка (в редакции, на период исполнения судебного акта) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Заявитель вправе подать заявление о предоставлении земельного участка любым способом, предусмотренным соответствующим административным регламентом предоставления государственной услуги.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При этом заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Министерство проводит проверку документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, на соответствие требованиям к их укомплектованности и оформлению, установленным действующим законодательством, а также на наличие противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах.
Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия министерством решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления принимается министерством в течение 14 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, и направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении.
Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В случае осуществления кадастрового учета, Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
Судом установлено, что заявителем в 2011 году был представлен полный пакет, необходимый для рассмотрения заявления по существу. Испрашиваемый участок поставлен на кадастровый учет, в Министерство представлен кадастровый паспорт земельного участка.
Как следует из содержания оспариваемого отказа, основанием послужило наличие на испрашиваемом участке дерева, что зафиксировано в акте осмотра N 1035, составленном ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" по поручению Министерства имущественных отношений.
Министерством сделан вывод, что наличие дерева на испрашиваемом участке, в силу пункта 2 главы 26 Постановления Главы города N 404, запрещает хозяйственную или иную деятельность. Также Министерство сослалось на пункт 10 главы 27 Правил благоустройства, согласно которому на территории зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории г.о. Самара, категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны.
Однако, определением Верховного суда РФ от 19 марта 2014 г. N 46-АПГ14-1 признан недействующим абзац 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 в части осуществления Министерством имущественных отношений Самарской области осмотра земельного участка.
Кроме того, из фотографий, приложенных к акту осмотра следует, что испрашиваемый земельный участок сфотографирован в зимнее время года, возможное размещение газона из данных материалов не усматривается (л.д. 86). Кустарник и дерево расположены по периметру участка и его использованию не препятствует. В то же время указанные нормы не содержат запрета для предоставления земельных участков, имеющих древесно-кустарниковую растительность для целей, не связанных со строительством.
Доказательств того, что предполагаемое использование испрашиваемого земельного участка требует сноса зеленых насаждений министерством не представлено.
Ссылка на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях ул. Гагарина правомерно отклонена судом, поскольку цель, для которой заявитель испрашивает этот земельный участок, не предполагает возведение капитальных объектов и нахождение участка в границах красных линий не препятствует приобретению права аренды.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком не представлены доказательства наличия обстоятельств, препятствующих предоставлению в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, рядом с домом N 175 площадью 80 кв. м под установку временного павильона "Автомойка" без укладки фундамента, оспариваемое решение министерства противоречит положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Названное решение нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. препятствует осуществлению хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Согласно пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом правомерно указано, что в данном случае права заявителя должны быть восстановлены путем возобновления работы по заявлению N 12-1/0389/11 от 21.02.2011 года и рассмотрения его по существу в установленном законом порядке и сроки.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2014 года по делу N А55-13214/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)