Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2015 ПО ДЕЛУ N А66-13604/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. по делу N А66-13604/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройКорпорация" Амелина А.С. по доверенности от 10.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 мая 2015 года по делу N А66-13604/2014 (судья Белов О.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТехСтройКорпорация" (место нахождения: 385130, Респ. Адыгея, р-н Тахтамукайский, пгт. Энем, ул. Седина, д. 64, ОГРН 1047796091529, ИНН 7743520115, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 9956,90 кв. м, категория земель "земли поселений", расположенного по адресу: г. Тверь, д. Большие Перемерки, 40, стр. 4, с кадастровым номером 69:40:0200060:0014, равной рыночной - в размере 5 390 000 руб. (с учетом неоднократного уточнения исковых требований). Определением Арбитражного суда города Москвы дело передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Тверской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Решением от 29 мая 2015 года исковые требования удовлетворены: суд установил кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 9956,90 кв. м, категория земель "земли поселений", расположенного по адресу: г. Тверь, д. Большие Перемерки, 40, стр. 4, с кадастровым номером 69:40:0200060:14, равной рыночной в размере 5 390 000 руб.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Изначально предметом оспаривания являлись сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200060:14 в размере 14 655 959 руб. 39 коп. Основанием оспаривания являлось несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка утвержденных Постановлением N 503-па его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в размере 4 630 000 руб. В связи с утверждением новых результатов государственной кадастровой оценки истец уточнил исковые требования, в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной в размере 5 390 000 руб. С учетом уточненных требований предметом оспаривания Истца являются сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200060:14 в размере 16 009 799 руб. 08 коп. Соответственно, основанием является несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка утвержденных Приказом N 13-нп его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в размере 5 390 000 руб. Учреждение считает, что данном случае судом первой инстанции приняты уточнения исковых требований, где меняются одновременно и предмет и основание иска. Учреждение не согласно с выводом суда, что урегулирование спора о кадастровой стоимости в досудебном порядке в данном случае необязательно для истца. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Представитель истца в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником земельного участка общей площадью 9956,90 кв. м, категория земель "земли поселений", расположенного по адресу: г. Тверь, д. Большие Перемерки, 40, стр. 4, с кадастровым номером 69:40:0200060:0014.
В Тверской области государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов была проведена и ее результаты утверждены постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па.
В соответствии с указанным постановлением удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного составлял 1 471 руб. 94 коп., а кадастровая стоимость - 14 655 959 руб. 39 коп.
В период судебного разбирательства по настоящему делу приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области", вступившим в силу 01.01.2015, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов для кадастрового квартала, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по населенным пунктам Тверской области, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области по муниципальным районам, городским округам Тверской области. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 15.01.2015.
Кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в соответствии с указанным Приказом составила 16 009 799 руб. 08 коп., при удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка 1607 руб. 91 коп. за кв. м.
Считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости влечет нарушение его прав, в частности при уплате необоснованно завышенного земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 с 15.09.2010 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области.
Приказом Росреестра от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений" изменено наименование названной организации на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тверской области.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тверской области реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, на сегодняшний день Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является органом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в том числе в части изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Закон об оценочной деятельности был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет от 25.03.2015 N 02-03/14/1272-3/1 об оценке спорного земельного участка, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Вета" (согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка на 01.01.2013 составляет 5 390 000 руб.), с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 03.04.2015 N 1300/2015 Экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (т. 4, л. 86 - 97).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела ответчик не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем указано истцом с представлением соответствующих доказательств, ходатайств о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости не заявлял, в связи с чем, суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости участка подтвержден совокупностью необходимых и достаточных доказательств, ввиду чего требование истцов подлежит удовлетворению.
Согласно статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
- соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка является отчет об оценке рыночной стоимости, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете; и получивший положительное заключение.
Согласно экспертному заключению Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 03.04.2015 N 1300/2015 отчет от 25.03.2015 N 02-03/14/1272-3/1 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета от 25.03.2015 N 02-03/14/1272-3/1 имеется положительное экспертное заключение Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", учитывая, что доказательств недостоверности величины определенной оценщиком рыночной стоимости не представлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания этой величины недостоверной.
Довод Учреждения, изложенный им также в апелляционной жалобе, о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора правомерно не принят арбитражным судом, так как Общество обратилось в суд до принятия Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, установившего обязательный досудебный порядок урегулирования споров о кадастровой стоимости. Изменение истцом размера исковых требований не свидетельствует о предъявлении нового иска.
Довод апеллянта о нарушении судом первой инстанции статьи 49 АПК РФ отклоняется апелляционной инстанцией.
Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска.
По смыслу статьи 49 АПК РФ предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его.
Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование исковых требований к ответчику.
В данном случае основание иска осталось неизменным - несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, которое влечет нарушение прав истца, в частности при уплате необоснованно завышенного земельного налога.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Учреждением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 мая 2015 года по делу N А66-13604/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)